Гарантии права на осуществление местного самоуправления. Судебная защита права на местное самоуправление
Для подготовки к практическому занятию см. список основных и дополнительных источников и литературы по данной теме.
1. Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.
3. Судебная защита местного самоуправления.
4. Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления.
2. Вопросы для обсуждения:
1. Каково целевое назначение гарантий местного самоуправления?
2. Что представляют собой экономические гарантии местного самоуправления?
3. Каковы политические гарантии местного самоуправления?
4. Раскройте содержание духовных гарантий местного самоуправления.
5. Что такое специальные (юридические) гарантии?
6. Кто и в какой форме вправе обращаться в суд общей юрисдикции за защитой прав местного самоуправления?
7. Кто и в какой форме вправе обращаться в арбитражный суд за защитой прав местного самоуправления?
При проведении данного занятия у бакалавров формируются следующие компетенции: ОК-4, ОПК-1, ПК-20.
Рекомендуемая литература:
(электронные ресурсы, информационна-правовая база «Консультант-Плюс»)
1. Автономов А.С. Проблемы в обеспечении федеральными судами реализации федерального законодательства о местном самоуправлении (на примере одного из дел, касающихся местного самоуправления в Калининградской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 6.
2. Кашо В.С. Повышение роли арбитражных судов в применении мер ответственности к местному самоуправлению // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 1.
3. Румянцева В.Г., Им В.В., Озерскис А.П. Альтернатива судебной защиты прав, свобод и законных интересов личности - институт обращений граждан в органы государственной и местной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.
4. Сергеев А. Судебная защита прав местного самоуправления // Законность. 2006. № 2.
5. Фоков А.П. Правосудие: законодательное обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и судов в Российской Федерации // Российский судья. 2009. № 3.
6. Фоков А.П. Судебная власть: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих // Российский судья. 2009. № 2.
7. Шугрина Е.С. Проблемы использования международно-правовых механизмов защиты права на осуществление местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2008. № 7.
8. Щепачев В.А. Институт судебной защиты местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 24.
Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для бакалавров заочной и очно-заочной форм обучения:
Контрольную работу желательно выполнить в машинописном варианте на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman 12 через 1,5 интервал, оставив на каждой странице поля 2х2х2х2. На титульном листе необходимо обязательно указать ФИО, номер группы, название факультета, наименование кафедры, название дисциплины, номер варианта и ФИО преподавателя. Контрольную работу необходимо сдать на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету по одному из указанных вариантов.
Варианты контрольных работ установлены следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются с буквы «А» до «В» включительно, выполняют первый вариант, от «Г» до «Е» - второй вариант, от «Ж» до «И» - третий вариант, от «К» до «Л» - четвертый вариант, от «М» до «Н» - пятый вариант, от «О» до «П» - шестой вариант, от «Р» до «С» - седьмой вариант, от «Т» до «Ф» - восьмой вариант, от «Х» до «Ч» - девятый вариант, от «Ш» до «Щ» - десятый вариант, от «Э» до «Я» - одиннадцатый вариант.
При подготовке контрольной работы бакалавр должен:
- научиться работать с юридической литературой, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;
- усвоить основные теоретические положения и нормативные акты;
- выработать собственную точку зрения и умение применять положения нормативно-правовых актов к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;
- самостоятельно, последовательно, аргументировано излагать изученный материал.
Каждый вариант контрольной работы включает 2 задания:
1. Заполнение таблицы или составление схемы.
2. Решение задачи.
При заполнении таблицы или составлении схемы необходимо проанализировать учебную литературу и на основе этого графически выстроить подробную, развернутую схему или достаточно четко заполнить таблицу в соответствии с указанными критериями.
Студент, выполнив задание № 1, должен:
знать:
- общие категории и понятия муниципального права, а также специальные термины, применяемые в муниципально-правовом законодательстве;
- особенности организации и функционирования органов местного самоуправления в России;
- структуру муниципального законодательства и основные нормативно-правовые акты в области местного самоуправления;
- особенности правового регулирования территориальных, финансово-экономических, организационных основ в области местного самоуправления.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями муниципального права;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними муниципально-правовые отношения;
- работать с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и др. нормативными актами.
владеть:
- навыками работы с правовыми актами, регулирующими местное самоуправление;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, муниципально-правовых норм и отношений.
В результате выполнения задания № 1 у студента формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
- ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
- ПК-20 способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права
При выполнении второго задания необходимо решить задачу по существу, то есть найти и назвать конкретные нормативные акты, подлежащие применению, выписать из них соответствующие нормы, а в конце ответить на поставленный в задачи вопрос, обосновав свою точку зрения. Не нужно переписывать из учебников, нормативных актов материал, не относящийся к описанной в задаче ситуации.
Студент, выполнив задание № 2, должен:
знать:
- особенности организации и функционирования органов местного самоуправления в России;
- структуру муниципального законодательства и основные нормативно-правовые акты в области местного самоуправления;
- особенности правового регулирования территориальных, финансово-экономических, организационных основ в области местного самоуправления;
- основы правового регулирования системы местного самоуправления, непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности.
уметь:
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними муниципально-правовые отношения;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- решать проблемы, возникающие в системе местного самоуправления на примере г. Екатеринбурга как муниципального образования;
- ориентироваться и работать с документами исполнительных и представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
владеть:
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, муниципально-правовых норм и отношений;
- навыками разрешения муниципально-правовых проблем и коллизий;
- навыками пользования компьютерными программами и базами данных, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.
В результате выполнения задания № 2 у студента формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
- ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
- ОПК-1 владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности
- ПК-20 способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права
После всех выполненных заданий необходимо обязательно составить список использованных учебных, научных источников и нормативно-правовых актов в соответствии с правилами оформления библиографического списка. Если используется электронный материал, также обязательно сделать ссылки на интернет, электронные учебные пособия и т.д.
Система оценки:
Каждое задание контрольной работы оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 5 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов.
Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. Должно быть использовано действующее законодательство, судебная практика, научные и учебные издания. В конце решения задания должен содержаться вывод.
Правила оценки представленного решения:
правильный и полный ответ – 9-10 баллов;
точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 5 - 6 баллов;
неточный и неполный ответ или неправильный ответ – 0 баллов.
Оценка может быть снижена в следующих случаях:
- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);
- не использована научная и учебная литература (на 2-3 балла);
- работа содержит описание вопроса, но не содержит решения и вывода (на 4-5 баллов);
- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк (на 1-2 балла).
Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:
- были сданы две одинаковых работы;
- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;
- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.
Работа оценивается положительно, если решены все задания и минимум по ним была выставлена положительная оценка (5 и более баллов по каждому).
Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче зачета (экзамена).
Если работа не зачтена, ее необходимо доработать в соответствии с требованиями рецензента и сдать вновь с исправлениями и дополнениями.
Студенты, не сдавшие контрольную работу, к зачету, экзамену не допускаются.
Вариант 1. (А, Б, В)
Заполните таблицу:
Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ответьте на вопрос: соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления. Ответ оформите в виде сравнительной таблицы.
Решите задачу:
Несколько известных предпринимателей обратились к главе администрации Екатеринбурга с письмом, содержащим просьбу назначить местный референдум по вопросу об изменении местных налогов, поскольку действующие налоги, по их мнению, тормозят развитие экономических отношений.
Вправе ли глава администрации пойти навстречу предпринимателям и назначить этот референдум? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы права.
Вариант 2. (Г, Д, Е)
Заполните таблицу:
Сравните функции государства и местного самоуправления
Государственное управление | Местное самоуправление | ||
Функции | Содержание функции | Функции | Содержание функции |
Решите задачу:
Городская избирательная комиссия г. Режа отказала В.И. Ланскому в регистрации в качестве кандидата в депутаты Городской Думы на том основании, что хотя он и проживает постоянно в г. Реже, но является гражданином Германии.
Законно ли решение избирательной комиссии? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы права.
Вариант 3. (Ж,З,И)
Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Город федерального значения | Закрытое административно-территориальное образование | Наукоград |
Правовое регулирование | |||
Особенности организации управления | |||
Порядок образования | |||
Особенности вопросов местного значения |
Решите задачу:
Уставом одного их муниципальных образований к ведению главы данного образования отнесено решение следующих вопросов:
а) реализация права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ;
б) учреждение муниципальных средств массовой информации;
в) при досрочном прекращении полномочий представительного ОМС принятие временных правовых актов по вопросам, входящим в ее компетенцию;
г) назначение проведения местного референдума;
д) координирование деятельности депутатов и комиссий представительного ОМС с местной администрацией и др.
Вопрос. Насколько этот круг вопросов соответствует действующему федеральному законодательству? Ответ обоснуйте по каждому вопросу со ссылками на нормы права.
Вариант 4. (К, Л)
Заполните таблицу:
Государственная собственность | Муниципальная собственность | |
Субъект права собственности | ||
Объект права собственности | ||
Содержание права собственности |
Решите задачу:
Глава администрации г. Ревды своим решением разделил город на территории, в рамках которых должно действовать территориальное общественное самоуправление.
Жители двух микрорайонов просили объединить их территории, поскольку они пользуются общими социально-культурными учреждениями и предприятиями торговли.
Глава администрации пообещал подумать и вернуться к принятому решению.
Прав ли глава администрации? Каков порядок определения территории деятельности территориального общественного самоуправления? В ответе со ссылками на нормы права дайте советы жителям, как им необходимо действовать.
Вариант 5. (М,Н)
Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Органы государственной власти | Органы местного самоуправления | Органы территориального общественного самоуправления |
Понятие, виды | |||
Возможность и необходимость использования принципа разделения властей | |||
Порядок формирования | |||
Сфера деятельности | |||
Порядок определения компетенции |
Решите задачу:
Городская Дума г. Первоуральска приняла устав, которым, в частности, к ее ведению отнесено:
- утверждение порядка лицензирования и регистрации новых предприятий;
- утверждение нормативных отчислений в областной бюджет;
- принятие решений о сборах, ценах и тарифах на товары и услуги, оказываемые муниципальными предприятиями;
- рассмотрение споров между органами территориального общественного самоуправления населения и органами местного самоуправления города.
Дайте правовую оценку этому решению. Ответ обоснуйте по каждому вопросу.
Вариант 6. (О, П)
Заполните таблицу:
Перечислите виды финансовой помощи местным бюджетам, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с краткими комментариями и со ссылками на статьи актов. Ответ оформить в виде таблицы:
Вид финансовой помощи | Статьи | Краткий комментарий (содержание) |
Решите задачу:
Сотрудник одного из учреждений был избран депутатом в представительный орган муниципального образования.
Спустя некоторое время администрация учреждения решила уволить его за прогулы в соответствии с Трудовым кодексом.
Вправе ли работодатель сделать это? Если да, то когда и при каких условиях. Если нет, то почему. Ответ обоснуйте со ссылками на нормы права.
Вариант 7. (Р, С)
Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Англо-саксонская | Французская | Другие |
Правовая основа | |||
Территориальные основы | |||
Виды органов местного самоуправления и порядок их формирования | |||
Компетенция представительных и исполнительных органов местного самоуправления | |||
Иные отличия или сходства |
Решите задачу:
Мэр г. Серова, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. Нарушения были вскрыты в ходе проверок, проводимых контрольным управлением Президента Российской Федерации и доведены до сведения Президента Российской Федерации. За допущенные нарушения финансовой дисциплины, несоблюдение норм действующего законодательства Президент своим указом освободил мэра г. Серова от занимаемой должности.
Дайте анализ ситуации с учетом особенностей статуса мэра. Какие меры могут быть применены к мэру?
Вариант 8. (Т, У, Ф)
Заполните таблицу:
Критерии для сравнения | Ответственность муниципальных служащих | Ответственность органов местного самоуправления перед населением | Ответственность органов местного самоуправления перед государством | Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами |
Нормативно-правовая основа | ||||
Вид юридической ответственности | ||||
Субъект, привлекаемый к ответственности | ||||
Меры ответственности (вид взыскания) |
Решите задачу:
При поступлении на муниципальную службу были предъявлены следующие требования: проживание на территории муниципального образования, возраст не менее 21 года, высшее образование, знание государственного языка на бытовом уровне, сдача налоговой декларации.
Законны ли данные требования? Ответ обоснуйте по каждому вопросу со ссылками на нормы права.
Вариант 9. (Х, Ц, Ч)
Заполните таблицу:
Сравнительные признаки | Выборные должностные лица местного самоуправления | Муниципальные служащие |
Способы замещения должностей | ||
Основные полномочия (способы закрепления и виды) | ||
Предъявляемые требования | ||
Основания освобождения от должности |
Решите задачу:
Прокурор, обнаружив незаконное решение Городской Думы, предложил отменить его на ближайшем заседании. Однако председатель думы с этим предложением не согласился. Тогда прокурор направил материалы в суд.
Проанализируйте ситуацию и решите дело со ссылками на нормы права.
Вариант 10. (Ш, Щ)
Заполните таблицу:
Элементы сравнения | Муниципальное право | Конституционное право | Административное право |
Понятие отрасли права | |||
Предмет | |||
Основные институты | |||
Субъекты | |||
Методы | |||
Источники |
Решите задачу:
В статье 43 Устава субъекта закреплено, что в сельских районах области и в городах областного значения образуются территориальные органы государственной власти. Глава администрации городского округа не согласился с таким решением, утверждая, что нарушается право его жителей на самоуправление. По его мнению, в городах областного значения не могут быть созданы территориальные органы государственной власти; должны быть сформированы только органы местного самоуправления. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Каков порядок формирования муниципальных образований, если в границах одного муниципального образования имеется другое муниципальное образование? Кто определяет этот порядок? Может ли население влиять на этот процесс?
Вариант 11. (Э, Ю ,Я)
Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Местный референдум | Местные выборы | ТОС | Опрос граждан | Конференция | Сход граждан | Правотворческая инициатива граждан |
Правовое регулирование | |||||||
Порядок назначения | |||||||
Правовые последствия принятых решений |
Решите задачу:
Устав муниципального образования г. Асбеста, принятый его представительным органом: включал порядок выборов депутатов представительного органа муниципального образования (отличный от порядка, закрепленного в областном законе); наделял граждан, не проживающих в городе, но имеющих на его территории в собственности объекты недвижимости и уплачивающих налоги в городской бюджет, активным и пассивным избирательным правом; устанавливал право изъятия у собственников земельных участков для муниципальных нужд; предоставлял органам местного самоуправления право отказа выполнять отдельные государственные полномочия. Управление юстиции отказало в государственной регистрации устава, отметив в числе прочего и то, что в соответствии с областным законом устав должен приниматься населением. Правомерно ли это решение? Охарактеризуйте порядок разработки устава муниципального образования и его содержание. Что из перечисленного может быть включено в устав.