Понятие экономической основы местного самоуправления
Эффективность решения вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципалитетов, может быть обеспечена только в том случае, если установлена прямая зависимость между объемом решаемых вопросов местного самоуправления и материально-финансовыми ресурсами, направляемыми на решение этих вопросов. Принцип достаточности собственных средств есть непременное условие осуществления местного самоуправления, что подтверждается и опытом зарубежных стран, в которых каждый муниципалитет имеет собственность, свои источники доходов в виде местных или четко фиксированной доли общегосударственных налогов. Наличие собственной экономической основы является необходимой предпосылкой сохранения статуса самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Муниципальная собственность согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признается и защищается равным образом среди других форм собственности и составляет материальную базу местного самоуправления.
Федеральный закон № 131-ФЗ большое внимание уделяет регулированию экономической составляющей местного самоуправления. В Законе содержится отдельная глава, посвященная этим вопросам, которая так и называется "Экономическая основа местного самоуправления" (глава 8). В ней заключены правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с муниципальной собственностью, – владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом, составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов, осуществлением имущественных прав муниципальных образований и некоторые другие вопросы.
Следует отметить, что экономическая основа местного самоуправления также характеризуется комплексным характером регулирования. Она регулируется правовыми нормами различных отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, земельного, жилищного и других. При этом экономические основы местного самоуправления предопределены не столько тождественностью частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, сколько близостью государственной и муниципальной собственности, зависимостью и производностью последней от первой, а также единым публичным характером.
Согласно ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) находящееся в муниципальной собственности имущество,
2) средства местных бюджетов,
3) имущественные права муниципальных образований.
Таким образом, как институт муниципального права,экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью, средствами местных бюджетов, а также реализацией имущественных прав муниципальных образований.
Наличие собственной экономической основы дает возможность муниципальным образованиям эффективно использовать принадлежащее им имущество. Муниципальный бюджет должен служить укреплению экономической самостоятельности муниципального образования, активизации его хозяйственной деятельности, позволяет развивать инфраструктуру на подведомственной территории, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. А категория имущественных прав муниципальных образований, включенная в понятие экономической основы местного самоуправления Федеральным законом 2003 г., предполагает – в рамках закона – их участие в хозяйственном обороте, выпуск ценных бумаг, привлечение объектов государственной и иных форм собственности для решения задач местного самоуправления[294].
Общие принципы экономических основ местного самоуправления устанавливаются Европейской хартией местного самоуправления (ст. 9):
1) органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточным собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
2) финансовые средства органов должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
3) часть финансовых средств органов местного самоуправления должны поступать от местных налогов и сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, установленных законом;
4) финансовые системы, на которых основываются средства местного самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими;
5) защита более слабых муниципальных образований, для чего вводятся процедуры финансового выравнивания.
Эти принципы получили конкретизацию в национальном законодательстве России, в частности в Федеральном законе 2003 года № 131-ФЗ:
1) принцип достаточности ресурсов;
2) принцип использования ресурсов подведомственной органу власти территории;
3) принцип инфраструктурной целостности;
4) принцип содействия органов государственной власти развитию экономических основ местного самоуправления.
Реформирование системы местного самоуправления на принципах самоорганизации и самообеспечения предполагает активную работу по расширению муниципальной экономики, поиску новых и диверсификацию имеющихся источников финансирования.