Некоторые правила применения отсылочных норм
Одним из важных приемов юридической техники является применение ссылок в тексте законодательного акта. При использовании этого приема нужно учитывать следующее:
1. Как правило, ссылки производятся на предшествующие статьи закона. Однако, в некоторых случаях, если этого требует логика изложения нормы, представляется возможным употребление ссылок и на последующие статьи.
2. В случае необходимости отсылки на иной действующий закон (нормативный правовой акт) в тексте должны указываться вид документа и его название.
Если в закон позднее были внесены изменения, то при отсылке на первоначальную редакцию необходимо к указанному дополнить слова "с последующими изменениями и (или) дополнениями".
Некоторые правила работы с нормативными правовым и актами, вносящими изменения в действующие акты ("О внесении изменений в решение.,.")
Внесение изменений врешение осуществляется принятием решения. При этом в тексте:
1. Отсчет и обозначение частей, пунктов, подпунктов производится согласно вышеуказанным правилам. Часто в таких актах применяется слово "пункт" наряду со словом "часть" ввиду сложности разделения таких статей на части. Кроме того, в данном случае отсчет абзацами может производиться с любой красной строки текста, следующего либо за точкой пункта, либо за скобкой подпункта решения, при этом обязательно следует отсылка на решение "О внесении изменений..."
Например:
Пункт 2 статьи 1 Решения "О внесении изменений..." состоит из 4 абзацев:
Статья 1. Внести в Решение "Об охране труда" следующие изменения и дополнения:
1. По всему тексту решения слово "предприятие" заменить словом "организация" в соответствующем числе и падеже.
2. Часть вторую статьи 2 изложить в следующей редакции: "Действие настоящего Решения распространяется на: предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем - организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности; работодателей.".
2. При внесении изменений в решение либо иной нормативный правовой акт указываются вид документа, его название а также данные его публикации в официальном издании.
Например:
"Внести в Закон Новгородской области "О благотворительной деятельности" ("Ведомости нормативных актов органов государственной власти Новгородской области", 2010, N 2, ст.201) следующие изменения ...".
3. Особенности оформления:
-части (пункты) закона после кавычек заканчиваются точкой, вне зависимости от наличия и вида знаков препинания перед кавычками.
Например:
(1) 5. Часть третью статьи 7 после слова "здоровья" дополнить словами "либо при уклонении работника от прохождения медицинских осмотров.
(2) 23. Дополнить Закон статьей 36 следующего содержания:
"Статья 36. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда
За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Новгородской области."
- подпункты закона после кавычек заканчиваются при перечислении точкой с запятой, а в конце последнего подпункта после кавычки ставится точка, также вне зависимости от наличия и вида знаков препинания перед кавычками.
Например:
(1) 6. В статье 9:
а) в части первой слова "Администрация обязана" заменить словами "Работодатель обязан";
б) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, характер и размеры таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Новгородской области.".
(2) 14. В статье 18:
а) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Государственное управление охраной труда в Новгородской области осуществляют органы исполнительной власти по труду Российской Федерации и Новгородской области, в городах и районах - местные администрации в пределах своей компетенции.";
б) в части третьей слова "Нормы и правила" заменить словами "Нормативные акты".
4. Внесение изменений в иной нормативный правовой акт (постановление, распоряжение, заявление и др.) осуществляется принятием нормативного правового акта соответствующего вида с применением вышеуказанных правил.
Иные приемы
1. Иногда в целях сохранения действующей нумерации статей при внесении поправок в законодательный акт новая статья помещается следом за статьей, имеющей близкое содержание, и ей присваивается тот же порядковый номер с добавлением к цифре в правом верхнем углу значка "1", "2" и т.д.
Например:
Статья 99 . Депутатская этика означает совокупность норм и
правил поведения депутата, которыми он руководствуется в своей деятельности.
Во время работы депутатам рекомендуется носить деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности.
2. При оформлении внешних документальных реквизитов решения необходимо учитывать, что слова «Принят Думой …..» пишутся на первой странице с левой стороны после названия решения в две строки, причем на уровне второй строки с правой стороны указывается дата принятия с использованием арабских цифр, месяц пишется словом, год - полным числом.
Например:
ЗАКОН
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений и дополнений в
Закон Новгородской области "Об охране труда"
Принят Новгородской
областной Думой
17 апреля 1996 года
В настоящей работе не нашли отражение требования юридической техники, касающиеся унификации терминологии, стиля изложения, языка, внутренней согласованности законопроектов, тем не менее соблюдение тех немногих сформулированных в записке основных правил позволит обеспечить более высокое качество подготавливаемых нормативных правовых актов и в конечном итоге повысит юридическую культуру законотворчества.
Заключение
Местные органы власти не имеет полномочий издавать законы, это является прерогативой центрального и областного парламентов. Однако местные органы издают нормативы обязательного характера для данной территории местного образования, и должна существовать система с точки зрения их иерархии, издания и отмены.
Хотя местная Дума(Совет) и обладает нормотворческими полномочиями, закон не делает ссылки на их объем и вместо этого посвящает целую статью актам местной администрации. Следовательно, для логичности, там должна быть статья, посвященная актам местной Думы (Совета) (процедура принятия, требуемое большинство, информация для населения и его участие и т.д.).
Акты, затрагивающие права граждан являются предметом публикации. Остается некоторая неясность в отношении того, что должен обозначать термин «права граждан». Кажется, что будет более правильным подвергать публикации те акты нормативного характера, которые затрагивают интересы населения в целом. В равной степени акты, направленные на ограниченное количество адресатов (номинация кандидатуры на пост, объявление о заключении соглашения, и т.д.) могут являться предметом публикации, если они являются результатом открытой процедуры (тендера, публичного извещения о подаче заявок, и т.д.) или, если имеют определенные финансовые последствия. В любом случае, в силу их сферы применения, все акты местной Думы (Совета)(за исключением чисто внутренних) должны являться предметом публикации.