Общая характеристика организации
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
Для студентов дневного и заочного отделения
специальности 1-26 02 05 «Логистика»
Витебск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА.. 4
4. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА.. 8
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ.. 11
Приложение. 12
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа разработана с учетом положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2010 г. № 860 «Об утверждении Положения о практике студентов, курсантов, слушателей», в соответствии с образовательным стандартом и учебными планами специальности 1-26 02 05 «Логистика».
Она направлена на расширение, закрепление, углубление и систематизацию теоретических знаний на основе изучения деятельности организаций, приобретение студентами навыков практической работы путем самостоятельного выполнения заданий, подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых и научных работ.
Целью учебно-ознакомительной практики является знакомство с особенностями выбранной специальности и формирование навыков и умений применять свои теоретические знания на практике.
Основные задачи практики: закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения; ознакомление с организационной структурой, внешними и внутренними факторами деятельности организации; приобретение навыков сбора необходимой информации, системного анализа факторов внешней и внутренней среды деятельности организации.
Сроки прохождения практики определяются учебным планом по специальности. Ее продолжительность составляет 2 недели.
Отчетная документация по практике включает: дневник практики; отчет студента о практике.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА
Отчет о прохождении учебной (ознакомительной) практики включает следующие разделы: 1) общая характеристика организации; 2) анализ факторов внутренней среды деятельности организации; 3) анализ факторов внешней среды деятельности организации; 4) SWOT- анализ деятельности организации на рынке; 5) выводы и рекомендации.
1. Общая характеристикаорганизации включает общие сведения об организации, являющейся базой практики:
- устав организации: организационно-правовая форма и форма собственности, состав и структура учредителей, права и ответственность организации;
- краткая историческая справка: название предприятия, время создания, цель и задачи создания, основные этапы становления и развития;
- отраслевая принадлежность предприятия, его место и роль в национальном, региональном и мировом экономическом пространстве;
- основные виды (направления) деятельности и специализации предприятия, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг);
- миссия предприятия, стратегические цели и задачи развития предприятия;
- организационная структура управления предприятием.
2.Анализ факторов внутренней среды. Внутренняя среда организации определяет технические и организационные условия работы и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды организации служит выявление слабых и сильных сторон ее деятельности. Для того чтобы воспользоваться внешними возможностями, организация должна иметь определенный внутренний потенциал. Также необходимо знать слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Внутренняя среда организаций включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.
Основными элементами внутренней среды предприятия являются:
- производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;
- персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
- организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;
- маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
- финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;
- культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.
Полученную информацию необходимо представить в виде таблицы 1, в которой представлен пример результатов анализа условной организации.
Таблица 1 – Сильные и слабые стороны организации
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг) | 1. Низкий уровень развития логистической системы |
2. Наличие корпоративной информационной системы | 2. Отсутствие известной торговой марки |
3. Высокая квалификация производственного персонала | 3. Устаревшее оборудование |
Примечание – Источник: собственная разработка
3. Анализ факторов внешней среды. Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).
В качестве источника информации для анализа факторов внешней среды следует использовать статистические данные, представленные в публикациях Национального статистического комитета Республики Беларусь (http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/). Например, Статистический ежегодник Республики Беларусь, Промышленность Республики Беларусь и др.
К факторам прямого воздействия (потенциально контролируемые факторы) относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты. Для анализа потенциально контролируемых факторов внешней среды необходимо изучить и применить анализ 5-ти конкурентных сил Портера.
Факторы косвенного воздействия (неконтролируемые факторы) не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:
- политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;
- экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;
- социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
- технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Для анализа неконтролируемых факторов внешней среды следует изучить и применить PEST-анализ.
Полученную информацию необходимо представить в виде таблицы 2, в которой представлен пример результатов анализа условной организации.
Таблица 2 – Возможности и угрозы внешней среды деятельности организации
Возможности | Угрозы |
1. Поддержка отечественных производителей со стороны государства | 1. Высокий уровень конкуренции |
2. Рост спроса на рынке России и Казахстана | 2. Снижение покупательской способности населения |
3. Доступность каналов сбыта | 3. Снижение численности населения |
Примечание – Источник: собственная разработка
4. SWOT–анализ.Совокупный SWOT-анализ объекта исследования необходимо представить в виде таблицы 3, в которой представлен пример результатов совокупного SWOT-анализа условной организации.
Таблица 3 - SWOT-анализ объекта исследования
Возможности (opportunities - O) 1. Поддержка отечественных производителей со стороны государства; 2. Рост спроса на рынке России и Казахстана; 3. Доступность каналов сбыта на рынке Республики Беларусь. | Угрозы (threats - T) 1) высокий уровень конкуренции; 2) снижение покупательской способности населения; 3) снижение численности населения. | |
Сильные стороны (strengths - S) 1. Широкая номенклатура предлагаемой продукции (услуг); 2. Наличие корпоративной информационной системы; 3. Высокая квалификация производственного персонала. | Поле - сила и возможности – ключевые факторы будущего успеха Развитие собственной торговой сети на рынке Республики Беларусь и выход на рынки России и Казахстана | Поле - сила и угрозы - нейтрализация угроз и поддержка сильных сторон Повышение конкурентоспособности за счет снижения производственных издержек и, соответственно, цен на продукцию, выход на зарубежные рынки |
Слабые стороны (weaknesses - W) 1. Низкий уровень развития логистической системы; 2.Отсутствие известной торговой марки 3. Устаревшее оборудование. | Поле - слабость и возможности - нейтрализация слабых сторон и использование возможностей Развитие логистической системы предприятия, разработка торговой марки и ее продвижение на рынках Республики Беларусь, России и Казахстана | Поле - слабость и угрозы – будущие кризисные ситуации Повышение конкурентоспособности продукции за счет оснащения производства современным оборудованием |
Примечание – Источник: собственная разработка
Выводы и рекомендации. По результатам проведенного анализа необходимо сформулировать выводы и рекомендации относительно стратегических направлений деятельности организации.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА
Отчет по практике печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).
Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3 (297х420 мм).
Набор текста осуществляется с использованием текстового редактора, рекомендуется использовать шрифт «Times New Roman», кегль 14 пунктов. Междустрочный интервал – 18 пунктов (не отождествлять с полуторным или двойным интервалом. Междустрочный интервал в 18 пунктов устанавливается с использованием меню «формат» + подменю «абзац» + вкладка в меню «абзац» «отступы и интервалы» + в поле «междустрочный» устанавливается значение «точно», а в поле «значение» – «18 пт»). Текст печатается с абзацным отступом 1,25 см, размеры полей: верхнего и нижнего 20 мм, левого 30 мм, правого 10 мм.
Компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях (применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.) допускаются лишь для целей устранения двусмысленности в конкретном контексте.
Опечатки и графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста машинописным (с использованием компьютера) или рукописным способами.
Текст основной части отчета делят на разделы. Заголовки разделов печатают прописными буквами с новой строки, с расположением «по центру», полужирным шрифтом, кегль 16 пунктов, например:
Общая характеристика организации
Расстояние между заголовком и текстом, расположенным ниже, должно составлять 2 междустрочных интервала.
Каждый раздел отчета следует начинать с нового листа.
Нумерация страниц дается арабскими цифрами (1, 2, 3, 4 и т.д.) в нижней части страницы с расположением «по центру».
Первой страницей отчета является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют в центре нижней части листа без точки в конце.
Нумерация страниц отчета является сквозной, включая «Список использованных источников» и «Приложения».
Нумерация разделов, рисунков, таблиц дается арабскими цифрами без знака «№». Разделы: «Содержание», «Список использованных источников», «Приложения» номеров не имеют.
Иллюстрации и таблицыслужат для наглядного представления в научной работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.
Иллюстрации и таблицы следует располагать в научной работе непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые, или отдельно на следующей странице. Они должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота научной работы или с
Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждой главы. На все таблицы и иллюстрации должны быть ссылки в тексте отчета. Слова «рисунок» и «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.
Номер иллюстрации (таблицы) должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации (таблицы), разделенных точкой, например:
«рисунок 1.2» (второй рисунок первого раздела);
«таблица 2.5» (пятая таблица второго раздела).
Точку в конце нумерации и наименований иллюстраций не ставят. Не допускается перенос слов в наименовании рисунка.
Образец оформления рисунка:
Рисунок 1.2 – Структура ремонтной службы предприятия
Примечание – Источник: [50, с. 13].
Образец оформления таблицы:
Таблица 2.1 – Основные показатели производственно-финансовой деятельности Белоруской железной дороги за 2011 – 2013 годы, млн. руб.
Наименование показателей | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % | |
2012 г. к 2011 г. | 2013 г. к 2012 г. | ||||
Общая перевозка, ткм. брутто | |||||
Приведенные единицы ремонта, ед. | |||||
Среднесписочная численность, чел | |||||
Темпы роста производительности труда, % | |||||
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | |||||
Выручка от реализации продукции, работ, услуг | |||||
Доходы по перевозкам | |||||
Доходы по иным видам деятельности | |||||
Объем выручки на 1 работника | |||||
Расходы эксплуатационные всего | |||||
Расходы по иным видам деятельности | |||||
Прибыль всего | |||||
Прибыль по перевозкам | |||||
Прибыль от реализации услуг по ИВД | |||||
Уровень рентабельности реализации товаров, продукции, работ и услуг, % | |||||
Непроизводственные расходы | |||||
Себестоимость перевозок, % |
Примечание – Источник: собственная разработка
Строчку «Примечание …» необходимо отделить от последующего текста пустой строкой.
В списке литературы приводятся используемые документы предприятия, статистические сборники и другие источники.