Структура соглашения ИАТА о наземном обслуживании

(76) Хотя не существует какого-либо официального определения, под наземным обслуживанием, как правило, в широком смысле понимается обслуживание, необходимое для прибывающего в аэропорт и вылетающего из аэропорта воздушного судна, за исключением управления воздушным движением. "Руководство по экономике аэропортов" (Doc 9562) подразделяет функции наземного обслуживания на обслуживание в аэровокзале (регистрация пассажиров, обслуживание багажа и груза) и обслуживание в местах стоянок воздушных судов (обслуживание и мойка воздушных судов). Наземное обслуживание, как правило, исключает техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, хотя в некоторых случаях так называемое линейное обслуживание может рассматриваться как часть наземного обслуживания.

Наземное обслуживание может обеспечиваться в аэропорту одной или несколькими авиакомпаниями, одним или несколькими концессионерами, самим аэропортом или любыми из указанных субъектов во взаимодействии. Государства, как правило, регулируют наземное обслуживание как деятельность аэропорта либо в качестве эксплуатантов аэропортов (непосредственно или через независимых агентов), либо на основе национальных законов и правил, касающихся таких вопросов, как, например, недискриминационный подход. Данная регулирующая деятельность должна принимать во внимание требования по наземному обслуживанию, содержащиеся в двусторонних авиатранспортных соглашениях, и, по возможности, мероприятия региональных многосторонних регулирующих органов, таких как Европейская комиссия.

Инструктивные материалы ИКАО по наземному обслуживанию включает, например, рекомендуемую практику 6.6 в Приложении 9 (Упрощение формальностей) к Конвенции о международной гражданской авиации. Настоящее положение рекомендует, чтобы авиаперевозчикам, в соответствии с разумными ограничениями, которые могут налагаться полномочными органами аэропорта, предлагался выбор вариантов организации наземного обслуживания, в том числе предоставление собственного обслуживания. Для случаев, когда аэропорты обеспечивают такое обслуживание или получают концессионные доходы от него, соответствующий инструктивный материал содержится в документе "Политика ИКАО в области сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание" (Doc 9082), а дополнительный инструктивный материал в Руководстве по экономике аэропортов (Doc 9562).

В плане двустороннего регулирования, лишь незначительное меньшинство двусторонних соглашений о воздушных перевозках, зарегистрированных в ИКАО, содержит положения относительно наземного обслуживания.

Эти положения, в основном, подразделяются на две общие категории. Первая и наиболее крупная категория включает положения, требующие, чтобы наземное обслуживание обеспечивалось на обоюдной основе соответствующими уполномоченными авиакомпаниями двух государств или национальным агентством, утвержденным государством, в котором предоставляется наземное обслуживание. Положения второй категории признают право уполномоченной авиакомпании на производство собственных операций наземного обслуживания или на пользование услугами других авиакомпаний и подрядчиков, однако это право часто оговаривается условиями, устанавливаемыми государством, в котором выполняется наземное обслуживание. В соответствии с тенденцией либерализации в международном воздушном транспорте, в последние годы многие государства внесли в свои двусторонние соглашения по воздушным перевозкам либеральные положения о наземном обслуживании, таким образом, для наземного обслуживания теперь часто подряжаются специальные компании.

В отличие от авиаперевозчиков, на компании наземного обслуживания не распространяются ограничения в отношении национальной собственности, и они испытывают влияние процессов глобализации и объединения. Это вызывает определенную озабоченность относительно того, что подрядное наземное обслуживание, выполняемое сторонними организациями, будет иметь негативные последствия в плане безопасности, поскольку к обслуживанию привлекаются частные компании, не обладающие опытом и культурой безопасности. В ответ на эту озабоченность ИКАО в 2001 году провела исследование по аспектам безопасности наземного обслуживания, результатом чего стали пересмотр и внесение поправок в действующие Стандарты, и Рекомендуемую практику (SARPs) Приложения 6 Чикагской конвенции, а также в другие инструктивные материалы ИКАО. Эти поправки направлены на то, чтобы побудить государства уделить соответствующее внимание аспектам безопасности организации наземного обслуживания при сертификации и инспектировании эксплуатантов воздушных судов и аэропортов, а также компаний, обеспечивающих наземное обслуживание. Кроме того, ИКАО разработала поправку к существующему типовому условию ИКАО относительно наземного обслуживания с учетом требований относительно соблюдения действующих требований безопасности (см. Doc 9587).

БИЛЕТ № 17

Наши рекомендации