Общая характеристика налогового контроля

Исполнение налогового обязательства предполагает постоянный контроль со стороны налоговых органов за своевременностью и точностью уплаты налогов, сборов (пошлин). Налоговый контроль осуществляется посредством учета плательщиков и иных обязанных лиц (ст. 65 НК), налоговых проверок (ст. 69 – 71 НК), опросов плательщиков и иных лиц, осмотра имущества и др.

Учет плательщиков происходит в результате постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Постановка на учет организации (за исключением простого товарищества) или индивидуального предпринимателя производится по их заявлению в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации. При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения учетного номера плательщика устанавливаются законодательством.

На основе данных учета плательщиков (иных обязанных лиц) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ведет Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц). Порядок ведения Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) устанавливается законодательством.

В соответствии с главой 9 НК (Общая часть) налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

Таможенные органы в пределах своей компетенции также наделены полномочиями осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Формы налогового контроля

Формой налогового контроля выступают налоговые проверки, которые могут быть плановыми и внеплановыми. Согласно ст. 69 НК налоговые органы проводят следующие проверки: камеральные проверки; выездные проверки, в том числе дополнительные: проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления; проверки государственных органов, нотариальных контор; тематические оперативные проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (за исключением лиц, осуществляющих частную нотариальную, адвокатскую деятельность, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма); в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц).

Эта же статья НК указывает, что порядок и организации и проведения проверок устанавливает Президент Республики Беларусь.

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» плановая налоговая проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем (его заместителем) налогового органа. Графики проверок доводятся до сведения плательщиков путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов. Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;

к средней группе риска, - не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;

к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Внеплановая налоговая проверка проводится в пределах обстоятельств, наличие которых явилось основанием для ее проведения. Такого рода проверки могут быть назначены:

по поручению Президента Республики Беларусь;

Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 базовых величин; по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей этих органов по находящимся в их производстве материалам, свидетельствующим о совершении коррупционных правонарушений и преступлений, легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании террористической деятельности;

при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира;

Национальным банком в рамках проведения надзора за банковской деятельностью;

использования (расходования) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;

Наши рекомендации