Коллективные трудовые споры

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Правом выдвижения требований (утверждаются на соответствующем собрании (конференции работников) обладают работники и их представители. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), ИП, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

При рассмотрении требований работников работодатель обязан:

- принять к рассмотрению направленные им требования работников;

- сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требования.

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап);

- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия (из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе) создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и рассматривает его в срок до 5 рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Данный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что должно быть оформлено протоколом.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны спора могут в течение 3 рабочих дней пригласить посредника (его кандидатуру может порекомендовать соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров). Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Завершается рассмотрение спора принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий органпо рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Создают трудовой арбитраж стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 рабочих дней со дня его создания. Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

На время участия в разрешении коллективного трудового спора члены примирительной комиссии, трудовые арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение 1-го года. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора:

- подвергнуты дисциплинарному взысканию;

- переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. При уклонении работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственный услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

- производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

- содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

- ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

- организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

- производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

- содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

- проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

- выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

- оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

- организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию КТС при организации работу по урегулированию КТС взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию КТС имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в целях урегулирования КТС, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Тема 38. Забастовка

Наши рекомендации