Билет № 2.2. Процесс управления маркетингом: объекты управления, стратегия и тактика, организация службы маркетинга
Управление М - это комплекс тактических и стратегических мер, направленный на обеспечение устойчивости и всестороннего успеха у потребителей при нормальной прибыльности фирмы.
Управление М состоит из 4 блоков: Анализ рыночных возможностей. Отбор целевых рынков. Разработка комплекса маркетинга. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий и контроль за ними.
Управление маркетингом осуществляется на основе замкнутого маркетингового цикла. Его блоки:
1. Ситуационный анализ (основан на результатах маркетинговых исследований)
Комплексное исследование рынка, и прогноз его развития, тов. Исследования, выбор метода ценообразования, анализ путей формирования спроса и стимулирования сбыта, каналов товародвижения, анализ особенностей конкурентной борьбы, требований потребителей к сервису, анализ внутр. И внеш. Среды предприятия.
2.Маркетинговый синтез - насколько фирма имеет возможность удовлетворить потребности
Оптимизация проблем рынка к ресурсам и возможностям предприятия. Решаются вопросы:
Что нужно сделать, чтобы поправить ситуацию (выдвинуть цели)?
Почему надо сделать именно так, а не иначе (оценка целей)?
Принятие управленческих решений для тактического и стратегического планирования (какой должна быть иерархия задач, решение кот.необходимо для достижения главной конечной цели).
3.Стратегическое и тактическое планирование - тактическое обеспечивает разработку комплекса маркетинга и позиционирование товара на рынке., стратегическое Направлено на достижение устойчивости фирмы за счет равновесного развития ее разных подразделений.
4. Контроль и информационное обеспечение.
В ходе Марк.иссл. не тоько осущ.анализ рын.возм., но и контроль претворенных в жизнь Марк.мероприятий. в результате новое Марк.иссл. выступает основой для следующего ситуационного анализа, обеспечивая замкнутость маркетингового цикла.
Объектами управления в маркетинге могут быть рынки, сегменты рынка, но объектом прямого управления является только комплекс маркетинга!!! Мы не можем напрямую влиять на потребителей, рынок, конкурентов и т.д.
Этопы перевода ф.на маркетинговую концепцию.
1 этап знаменует собой подход, ориентированный на конкретный продукт. Со озабочена тем, как наилучшим образом выявить, преподнести и аргументировать отличие своего товаров от продукции конкурентов (инженерно-техн реш-ия). Запросы клиентов игнорируются. Схема орг-ии работы строится по функциональному признаку – отсутствует общая взаимоувязка и контроль за различием М функций, они не контролируются одним челом и часто не соответствуют его компетенции. Наиболее высокий статус – гл инженер. При конкуренции Со соревнуются в умении доставить продукт до потр-ля. Мышление категориями «продукт» сменяется мышлением «доставка».
2. расширяются ф-ии М, создается комплекс возм-тей и эф-тов, д/рынка формируются новые каналы сбыта, происходит в организационной структуре, ориентированной на сбыт (увеличение ф-ий службы сбыта за счет частичного переноса М ф-ий из др отделов). Наиболее высокий статус – ком директор. Но исследующая группа и сбытовая конфликтуют м-у собой.
3. ориентация на М всей деят-ти, имеет две стадии. 1 – при функциональной системе упр-ия значительно возрастают ф-ии М за счет их перемещении из др отделов, дополнения новыми и их взаимопереплетения. 2- статус М-га выше др администраторов.
Существуют 4 основных принципа организации службы М:
1.функциональный (товар, рынок, сбыт и т.д.) - при маленьком ассортименте сложных товаров. Сколько функций выделяем, столько и управляющих.
2.товарный (товар1, товар2,3…) - при большой номенклатуре товаров, управляющие по товарам
3сегментный (товар, рынок1, рынок2, сбыт) - фирма работает на разных сегментах рынка с разными группами потребителей, каждый специалист отвечает за пр-во и сбыт товара с разными х-ками, сориентированного на разные группы клиентов.
4. региональный. Управляющему по сбыту подчиняются региональные представители и торговые агенты, они знают рынок и его особенности, но иногда выделяются регионы и управляющие по регионам.
Билет № 2.3.Комплексный анализ рынков: маркетинговые исследования и марк.информация, методы рыночных возможностей, сегментирование рынков, показатели оценки сегментов, емкость рынков, методика позиционирования, выбор стратегии выхода на рынок.
Система М информации - это ежедневная система управления и структурирования информации, регулярно собираемой из внешних и внутренних источников. Она основана на совокупности приёмов, методов, организационных мер и технических средств сбора, накопления и обработки данных, необходимых для функционирования компании и управления ею.
Условия для создания оптимальной СМИ: строится, исходя из представлений руководства, пользователь СМИ принимает участие в её разработке, используется неагрегированная информация, уровень аналитической сложности последовательно повышается, имеется координатор, представляющий всю необходимую информацию руководству, осуществляется систематический контроль информации по маркетингу.
Структура СМИ: система внешней информации, система внутренней отчётности, система М исследований, система анализа М информации.
Источники М информации: периодическая печать, специализированные справки, результаты исследований и опросов покупателей.
Маркетинговые исследования – это вид деятельности который с помощью информации связывает маркетолога с потребителями, покупателями, конкурентами и общественностью.
М исследования - информационная основа для комплексного изучения рынка. Этапы:
1. выявление проблем и формулирование целей исследования. 2. отбор источников информации. 3. сбор информации (наблюдение, опрос, эксперимент). 4. анализ информации. 5. отчёт о полученных результатах
По целям исследования бывают поисковые (сбор предварительной информации для определения проблемы), описательные (отвечает на конкретные вопросы), исследования причинно-следственных связей (проверка гипотез о таких связях).
Первичные данные - информация, которая должна быть собрана для настоящего исследования.
Вторичная информация - данные, которые уже были собраны в прошлом.
Отчёт пишется в 3 формах: для службы М, для руководителей других отделов, для высшего руководства.
По форме М исслед. бывают кабинетные (получаем вторичную информацию - торговая панель, потребительская панель, омнибусы) и полевые (получаем первичную инф - делятся на колич. (личное интервью, телеф. интервью, анкетирование по почте) и качественные (фокус-группы, глубинные интервью, проективные техники).
Торговая панель - исследование на базе постоянной выборки магазинов, исходя из величины их товарооборота, так, чтобы они были репрезентативными для исследуемого региона.
Торговая панель отвечает на вопросы: ёмкость и тенденции рынка, использование способов привлечения покупателей, размеры упаковки, ценовая политика, бизнес-политика.
Потребительская (бюджетная, дневниковая) панель - основана на выборке домашних хозяйств, которая составляет 3-6 тыс. семей. Даёт ответы:
· Кто покупает нашу продукцию и кто не является её покупателем
· Какова динамика потребления в каждой семье
· Как один товар в потреблении сменяется другим
· Имеется ли привязанность к данной марке или сорту товара. Кто имеет такую привязанность
· Кто легко переходит в потреблении от одного сорта или марки к другому
· Кто делает повторные закупки (степень проникновения товаров на рынок)
Омнибусные исследования - комплексные исследования, которые проводят различного рода структуры по предварительному заказу ряда фирм или без него. Это пионерные исследования, которые зондируют рынок. Они менее дорогостоящи, чем 2 предыдущих вида. Каждой теме отводится 20 мин., вопросов немного, они очень чёткие и закрытые.
Количественные исследования - предусматривают получение информации от большого числа потребителей для проведения статистического анализа. Виды: личное, телефонное интервью, почтовое анкетирование.
Качественные (психологические) исследования - цель - выявление побуждений, реакций и поведения потребителей. Виды: фокус-группы (групповые дискуссии), глубинные интервью (роль интервьюера пассивна, он работает с помощью плана разговора), проективная техника (тест с рисунками, ассоциациями и др.)
МИ являются источником инф для анализа рыночных возможностей фирмы. Маркетинговая возможность – это привлекательное направление деятельности ф., на кот. Она может добится конкурентного преимущества. Один из формальных способов анализа – сетка Игоря Ансоффа по товарам и рынкам:
Старый товар, старый рынок – стратегия более глубокого проникновения на рынок
Старый товар, новый рынок – разработка нового рынка
Новый товар, старый рынок - разработка нового товара
Новый товар, новый рынок – диверсификация.
На основе результатов маркетинговых исследований (чаще всего полевых) осущ. Сегментирование рынка
Сегментирование – разбивка рынка на группы потребителей, отличающихся особенностями в своих потребностях и желаниях и поэтому нуждающихся в разных комплексах М.
Принципы: Географический Демографический Психографический Поведенческий .
Принцип вложенной иерархии. Сегментирование делается на основе стат данных или, чаще всего, по данных полевых МИ.
Отбор сегментов производят по Показателям
§ Количественные – емкость сегмента: сколько изделий может быть продано в сегменте и по какой стоимости; число потенциальных клиентов; площадь на кот они проживают. Исходя из этого критерия решается вопрос о том, какие мощности и в каком количестве нужно ориентировать на сегмент, какова д б сбытовая сеть.
§ Доступность – возможности получить каналы распределения и сбыта, обеспечить условия транспортировки, хранения и продвижения товаров.
§ Существенность сегмента – насколько группа устойчива по объединяющим ее признакам, является ли данный сегмент растущим, фиксированным или уменьшающимся.
§ Прибыльность сегмента
§ Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов. Оценка своих возможностей выстоять в конкурентной борьбе, если на сегменте появятся соперники.
§ Наличие опыта работы с данным сегментом
Ёмкость рынка - это то количество товара, которое могут у нас купить, если его цена равна нулю.
Доля рынка - отношение объёма продаж продукта организации к суммарному объёму продаж продуктов данного типа всех организаций, действующих на данном рынке, или отношение объема продаж к объему спроса.
Позиционирование товара: …
Позиционирование – разработка товарного предложения и имиджа фирмы, направленная на то, чтобы занять обособленное, благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей (целевого сегмента).
Критерии дифференциации, определяющей позиционирование:
§ Важность, Превосходство, Доступность – отличие, ощутимое д/клиента, Преимущество первого хода, Приемлемость, Рентабельность
Все эти критерии д б выявлены в ходе МИ, оценены как присутствующие или отсутствующие.
Признаки:
§ По непосредственно атрибуту (ассоциация продукта с конкретной характеристикой товара или фирмы)
§ По преимуществу (отличительному качеству товара, ассоциирующимся с преимуществом)
§ По особому способу использования
§ По конкретному потребителю
§ По конкуренту (превосходство)
§ По выгодам или новому способу решения проблемы
§ По разрыву с опорной категорией товара
§ По соотношению «цена-качество»
Методика позиционирования
1. восприятие товара по 2 его важным свойствам с точки зрения самих покупателей данного сегмента. В основе схемы - тезис о том, что представления рынка о выгодах продукта не всегда соответствует действительности. Не следует на осях отражать цену и комплексные показатели (качество, эффективность и т.д.)
2. желаемое сочетание 2 важнейших свойств исследуемых товаров с точки зрения самих покупателей. В основе схемы лежит оценка того, что именно хотят покупатели со стороны основных свойств исследуемых марок.
3. сводная схема - показывает желание потребителей иметь товар с наибольшей выгодой и платить за него - 2 предыдущие схемы совмещают на одной. П. может показать, что идеальный товар не создан, либо ассоциируется с к-либо маркой.
П. показ. Какой товар нужен рынку и по каким св-вам его надо позиционировать в сознании потребителя. Если П. сделано верно, то необх. Разработать слоган и повернуть весь комплекс маркетинга на найденную позицию. Если идеальный товар уже есть на рынке и конкур. Ф. позиционирует его как лидер, то ф использ.стратегии:
§ Усиление своего текущего положения в сознании потребителей
§ Поиск и занятие свободной позиции, кот бы признало большинство потребителей
§ Депозиционирование конкурента (подчеркивание особенных свойств своего товара)
§ Стратегия эксклюзивного клуба
Ошибки позиционир-я: Недопозиционирование (переоценка возможности представленного преимущества), Сверх позиционирование (узкие сведения потребителя о марке), Запутанное позиционирование (много преимуществ), Сомнительное позиционирование
Стратегии выхода на рынок:
1. товарно-массовый маркетинг – для всего рынка применяется один комплекс маркетингша
2. Концентрированный маркетинг. Для одного сегмента применяется один комплекс маркетинга.
Метод «муравья»: захват близлежащих сегментов, кот в данный момент отвечают требованиям.
3. Дифференцированный маркетинг для нескольких сегментов применяется неск. Комплексов маркетинга (для кажд. Свой.) метод стрекозы….
Не следует выбирать стратегию, кот. Выбрали конкуренты. Если у них тов-мас. Маркетинг, то надо выбрать стр. диффер. Или конц. Если конкурент исп. Стр. диф., то выбирается концентр.м-г.