Общая уголовно-правовая характеристика преступлений против правосудия

В Российской Федерации действует принцип разделения го­сударственной власти на три самостоятельные ветви: законода­тельную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуще­ствляется посредством конституционного, гражданского, уголов­ного и административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в Рос­сийской Федерации осуществляется судом. К органам судебной власти относятся Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов.

Конституционный Суд РФ, являясь органом судебной власти, тем не менее, не осуществляет правосудие. Поэтому нормами гл. 31 УК предусмотрена защита деятельности только судов, непо­средственно осуществляющих правосудие в рамках гражданско­го, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Правосудие — одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке граж­данского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Это по­нятие правосудия в узком смысле слова в соответствии с упомя­нутым конституционным принципом (ст. 118 Конституции РФ). Для осуществления правосудия помощь и содействие суду ока­зывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняю­щие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты. Нормами главы о преступлениях против правосу­дия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно. Здесь речь идет опонятии правосудия в широком смысле слова. При этом названные органы, составляя часть органов государственной власти, выполняют и другие функции, как-то: управленческие, хозяйственные, организационные и иные. Уголовным законом охраняются не все виды деятельности этих органов. Только их специфическая деятельность по решению задач правосудия, на­правленная на обнаружение, изобличение и наказание виновных в совершении преступлений лиц, разрешение гражданских и ад­министративных дел, исполнение судебных решений находится под охраной уголовно-правовых норм о преступлениях против правосудия.

Преступления против правосудия — это посягательства на правильную нормальную деятельность органов предваритель­ного следствия, дознания, уголовно-исполнительных органов, судов по всестороннему и объективному расследованию пре­ступлений, правильному разрешению уголовных, гражданских и административных дел, надлежащему исполнению судебных решений.

Родовым объектом преступлений против правосудия являют­ся общественные отношения по осуществлению государственной власти.Видовой объект— совокупность общественных отноше­ний, обеспечивающих специфический вид государственной дея­тельности суда и органов, содействующих ему, по реализации целей и задач правосудия.

Правильное установление видового объекта преступлений против правосудия имеет большое значение для отграничения преступлений против правосудия от иных преступлений, совер­шаемых должностными лицами органов суда, прокуратуры, доз­нания и следствия. Судья, получивший взятку за вынесение пра­вильного решения по гражданскому иску в пользу истца, посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, его ав­торитет. При этом отношениям, обеспечивающим интересы правосудия, никакою вреда причинено не было. Специфика видового объекта преступлений против правосудия позволяет отграничить их от преступлений против порядка управления, сопряженных с воздействием на физическую неприкосновен­ность должностных лиц. Избиение обвиняемым следователя органов МВД при проведении допроса посягает на обществен­ные отношения, связанные со сбором доказательств по уголов­ному делу и охватывается нормой о преступлении против пра­восудия (ст. 296 УК). Аналогичное избиение следователя, привле­ченною для обеспечения общественного порядка и общественной

безопасности, посягает на отношения по реализации порядка управления и предусматривается ст. 318 УК.

Непосредственный объект преступлений против правосу­дия — общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия, нормальную деятель­ность конкретных органов по осуществлению правосудия, реали­зации функции уголовного преследования, а также исполнению судебных актов. Большинство преступлений против правосудия являются двух и многообъектными. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать конституционные права и свободы личности, здоровье, жизнь, отношения собст­венности и др.

Объективная сторона преступлений состоит в воспрепятст­вовании и противодействии нормальной деятельности органов, осуществляющих правосудие. Чаще всего это проявляется в фор­медействия — заведомо незаконный арест, режеакта бездейст­вия — уклонение от дачи свидетелем показаний. Нередко спосо­бом совершения преступлений является физическое или психиче­ское насилие (ст. 296, 302, 309 УК и др.). Объективная сторона некоторых составов преступлений состоит из несколькихаль­тернативных действий, например, растрата, отчуждение, сокры­тие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту.

Абсолютное большинство посягательств относится к преступ­лениям с формальным составом. Растрата имущества, подверг­нутого описи или аресту, сконструирована как составматери­альный (ст. 312 УК), ряд квалифицированных составов преступ­лений также относятся к материальным (ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 311 УК и др.).

С субъективной стороны все преступления этой группы со­вершаются только умышленно, причем подавляющее большинст­во — исключительно с прямым умыслом (ст. 295, 299, 300 УК и т.д.). В ряде составов преступлений обязательно наличиезаве-домости. Заведомость означает достоверное знание лицом какого-то обстоятельства, имеющего уголовно-правовое значение. При заведомо ложном доносе (ст. 306 УК) виновный осознает, что со­общаемые им органам власти сведения не соогветствуют действи­тельности.Мотив ицель совершения преступления предусмотрены как обязательные признаки только в некоторых составах: в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК), из мести за законную деятельность (ст. 295 УК). В других составах эти признаки для квалификации значения не имеют.

Субъекты преступлений против правосудия — лица, достиг­шие 16 лет, а такжеспециальные субъекты. Специальными субъ­ектами могут быть должностные лица органов правосудия (ст. 299-302 УК и др.), иные должностные лица и управляющие коммерческих и иных некоммерческих организаций (ст. 315 УК), участники судопроизводства: свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик, гражданский истец и т.д.

Наши рекомендации