Тема 4. социальное партнерство в сфере труда
Социальное партнерство: понятие и стороны. Основные принципы социального партнерства. Система и формы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией.
Понятие, формы и значение коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Правовая основа разработки и заключения коллективных договоров и соглашений. Представительство интересов работников и работодателей.
Соглашения по социально-трудовым вопросам: понятие и виды.
Понятие, стороны, значение коллективного договора. Порядок его заключения. Содержание и структура коллективного договора. Действие коллективного договора и контроль за его выполнением.
Ответственность сторон социального партнерства.
I. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос.власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами гос. власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.
Социальное партнерство как форма взаимоотношений между работниками и работодателями в западных странах появилось в середине XIX века, но правовое регулирование стало осуществляться только в первой половине XX века. В России социальное партнерство нашло свое отражение в первом кодексе законов о труде 1918 года в институте коллективного договора. Правовое регулирование социального партнерства в России на современном этапе стало осуществляться с 1992 года с принятием Закона «О коллективных договорах и соглашениях». В действующем Трудовом кодексе РФ (с 1 февраля 2002 г.) с учетом происходящих в социально-экономической жизни страны этому вопросу уделено большое внимание.
Сторонами соц. партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы гос. власти и органы местного самоуправления являются сторонами соц. партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. (ст.25 ТК).
Основные принципы социального партнерства (ст. 24):1)равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений);2)уважение и учет интересов сторон;3)заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;4)содействие государства в укреплении и развитии соц. партнерства на демократической основе (проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения);5)соблюдение сторонами и их представителями тр. законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы т. права;6)полномочность представителей сторон;7)свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;8)добровольность принятия сторонами на себя обязательств;9)реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;10)обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;11)контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;12)ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система социального партнерства включает несколько уровней (ст.26):
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сф. труда в РФ;
2)межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сф. труда в двух и более субъектах РФ;
3) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сф. труда в субъекте РФ;
4) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сф. труда в отрасли (отраслях);
5) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сф. труда в мун. образовании;
6) локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сф. труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений – это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках соц. партнерства;
2) осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, фед. программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, соц. обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям соц. политики;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Участие работников, их представителей в управлении организацией закреплено в ст. 52 ТК РФ. Такое взаимодействие работников и (или) их представителей с работодателем возможно только на уровне организации. Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст.53): 1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором; 2) проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; 3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; 4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; 5)участие в разработке и принятии коллективных договоров; 6) иные формы, определенные законом, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам: 1)реорганизации или ликвидации организации; 2) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; 3) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и т.д. Представители работников также имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
II. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40). Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений - форма реализации принципов соц. партнерства в соц.-трудовой сфере, предполагающая проведение коллективных переговоров и заключение соглашений (коллективных договоров) по вопросам труда между сторонами соц. партнерства на всех уровнях управления (фед., регион. (межрегиональном), отраслевом (межотраслевом), территориальном и локальном).
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений представляет собой сотрудничество соц. групп в рамках гражданского общества. Будучи отдельной формой соц. партнерства и разновидностью процессов самоорганизации общества, обладает целым рядом преимуществ: способствует минимизации социальных издержек, формированию демократичного и социально ориентированного механизма правового регулирования трудовых отношений; предоставляет работникам и работодателям возможность публично выразить и согласовать свои интересы в сфере труда и т.д.
Юр. значение коллективного договора заключается в том, что он является источником права, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений. В качестве источника трудового права коллективный договор выполняет производственную и организующую функцию, упорядочивая процесс использования труда работников, стандартизируя его условия. Социально-экономическое значение коллективного договора проявляется в том, что это один из видов самоорганизации общества, способ взаимодействия работников и работодателей, позволяющий согласовать их интересы и обеспечить социальный мир.
Основными видами коллективно-договорных актов являются коллективный договор и соглашение. Их правовое соотношение определяет принцип: нормы коллективного договора не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами соглашения (отраслевого, регионального и др.).
Правовая основа разработки и заключения коллективных договоров и соглашенийрегулируется законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992г. + поправки), кот. устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей. Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Представительство интересов работников и работодателей.Представителями работников (ст.29) в соц. партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК.Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Представители работодателей (ст.33):Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК, другими фед. законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами; соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.