Стратегические бизнес-единицы типы стратегий
Типы стратегий: Корпоративная (портфельная) стратегия - это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг.
Корпоративная стратегия включает:
¦ распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; ¦ решение о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; ¦ изменение структуры корпорации; ¦ решение о слиянии, приобретении или вхождении в другие интеграционные структуры; ¦ единую стратегическую ориентацию подразделений.
Деловая стратегия (бизнес-стратегия) - стратегия обеспечения
долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.
Эта стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т. д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.
Функциональные стратегии - это стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии.
Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. - отдельная организационно и юридически оформленная активная структура бизнеса. Она полностью или частично экономически обособленна, отвечает за конкретный вид деятельности, необходимый для осуществления функций в бизнес-процессе. Функции бизнес-единицы возлагаются на неё в едином комплексе. В зависимости от оы
она может нести ответственность за получение прибыли, за осуществление координационной деятельности или за разработку политики.Задача создания (или преобразования) стратегии бизнес-единицы включает следующие пять стадий, тесно связанных между собой:
1. Задание целей. Какие финансовые и нефинансовые цели станут определять в будущем стратегию данной бизнес-единицы?
2. Определение масштабов деятельности. Каковы границы ее деятельности по координате продукции и рынка, т.е. в какой области и как широко эта бизнеса-единица будет развивать свою деятельность?
3. Определение баз, на основе которых будет обеспечиваться конкурентное преимущество. Причина, по которой целевые потребители станут предпочитать продукцию данной компании, а не продукцию ее конкурентов.
4. Проектирование цепочки ценности. Каким образом создается и будет поддерживаться конкурентное преимущество в пределах планируемых баз, обеспечивающих эти преимущества?
5. Управление цепочкой ценности. Каким образом бизнес-единица будет управлять видами деятельности, входящими в ее цепочку ценности, и интегрировать их с цепочками ценности потребителей, поставщиков и прочих партнеров по бизнесу
Стратегический анализ
Стратегический анализ – средство преобразования баз данных, полученных в результате анализа среды, в альтернативные стратегические планы развития организации.
К инструментам стратегического анализа относятся:
1) формальные модели и количественные методы, которые наиболее широко применялись в 1970–1980 гг. организациями развитых стран;
2) самостоятельный творческий анализ, который основан на специфике определенной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков. Стратегический анализ можно поделить
на 2 основные части:
1) сравнение намеченных организацией ориентиров и реальных возможностей, которые создавались деловой средой, анализ разрыва между ними;
2) анализ возможных вариантов будущего состояния организации, определение стратегических альтернатив.
При условии, что стратегические альтернативы уже определены предприятием, оно может перейти к последнему этапу разработки стратегии – выбору конкретного способа стратегии и подготовке стратегического плана.
Применение анализа разрыва может означать:
1) определение главного интереса организации, который необходимо выразить в терминах стратегического планирования;
2) получение реальных возможностей организации по текущему состоянию деловой среды и предполагаемому в будущем (через 3 или 5 лет);
3) определение конкретных показателей стратегического плана, которые соответствуют главному интересу организации;
4) выявление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, получаемыми в связи с реальным положением организации;
5) разработку специальных программ и способов действий, которые могут потребоваться для заполнения разрыва. Следующим способом анализа разрыва
является получение разницы между наиболее высокими и самыми низкими прогнозами. Это возможно благодаря нескольким методам (например, за счет увеличения производительности труда или за счет отказа от более амбициозных планов в пользу более реальных).
Другие методы стратегического анализа – анализ динамики издержек и кривая опыта. Определяется стратегия организации при достижении преимущества в издержках, т. е. при удвоении объема производства расходы на получение 1 единицы продукции необходимо уменьшить на 20 %.
Данное снижение расходов может быть из-за:
1) преимуществ в технологии, которые возникают в связи с расширением производства;
2) обучения на опыте наиболее эффективным способам организации производства;
3) эффекта экономии на масштабе.
Общая характеристика технологии бизнес планирования
Бизнес-план является рабочим инструментом во всех сферах предпринимательства.Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь своих целей и решить поставленные задачи. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке (бизнес-план нужен тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам, инвесторам, вашим сотрудникам, чтобы знать перспективы предприятия и свои задачи и собственнику, чтобы убедиться в реалистичности своего проекта). Бизнес-план является рабочим документом, систематически обновляемым в связи с изменениями, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма и в экономике в целом. Бизнес-план моделирует деятельность предприятия на текущий год и перспективный период 2–5 лет.
Разработка бизнес-плана осуществляется в 3 этапа:1) проведение маркетингового изучения рынка – определение его потенциальной ёмкости, условий конкуренции, степени риска;2) формирование целей и задач производственной и коммерческой деятельности с учетом маркетингового изучения рынка;3) разработка основных разделов плана с конкретной оценкой эффективности конечных результатов, фиксируемых в сводном плане. Бизнес-план позволяет решать следующие основные задачи:1) обоснование экономической целесообразности направления развития фирмы;2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности (прибыль, объём продаж, доход на капитал);3) определение источника финансирования выбранной стратегии (способы концентрации финансовых ресурсов);4) подбор работников (команды), способных реализовать этот план.
Большинство инвесторов любят читать одно или двухстраничное краткое содержание бизнес-плана (резюме).
После краткого содержания обычно приводятся сведения о фирме:
1) образование фирмы – дата создания, регистрация, место расположения, организационно-правовая форма фирмы, структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных акций, номинальная и биржевая цена). Основной банк в котором открыты счета фирмы, руководство фирмы (председатель, генеральный директор, главный бухгалтер, юрист и основные менеджеры – их квалификация и образование);
2) организационная структура фирмы с указанием организационно-производственных и управленческих подразделений; 3) имидж фирмы – чем известна фирма, отличия от фирмы того же профиля, покупатели фирмы где известен торговый знак, устойчивость клиентуры, основные потребители; 4) анализ условий деятельности фирмы – внешние условия (конъюнктура рынка, наличие рабочей силы, источники материальных ресурсов, жизненный цикл изделия, цены, налогообложение); внутренние условия (технология, оборудование, качество товара, издержки производства).В выводах (резюме) необходимо кратко описать предполагаемый объём финансирования и изложить, что фирма намерена предпринять для того, чтобы финансирование способствовало росту капитала.
Содержание бизнес плана
Резюме. Этот раздел можно назвать важнейшим, так как именно с резюме начинают инвесторы рассматривать Ваш бизнес-план и многие на этом и останавливаются, потому что в нем содержится практически вся основная информация о проекте.
2. Описание предприятия. Раздел содержит сведения о предприятии и его положении на рынке, организационно-правовой форме предприятия, об основных видах деятельности, владельцах и финансовых показателях, отличия компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
3. Описание продукции. Этот раздел бизнес-плана содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
4. Анализ рынка: характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов.
5. Маркетинговый план: стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж.
6. Производственный план. Включает такие данные, как:
- потребность в площадях (производственных, складских, офисных и иных);
- потребность в оборудовании, пути получения, условия и сроки поставки;
- программа производства и реализации продукции на 3 года (1 год в поквартальной или помесячной разбивке);
- прямые затраты
7. Организационный план: основные участники предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), организационная схема предприятия, показывающая внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
8. Инвестиционный план. Содержание раздела:
- календарный план с указанием отдельных этапов;
- приведение необходимых финансовых ресурсов для их выполнения;
- установление взаимосвязей между этапами;
- формирование активов предприятия.
9. Финансовый план. Включает такие данные как:
- сметная стоимость проекта и источники финансирования проекта;
- налоговые выплаты и отчисления;
- затраты по обслуживанию заемных средств;
В него также включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта.
10. Анализ рисков проекта. В разделе оценивается, какие риски наиболее вероятны для проекта, их последствия, и степень их влияния на конечный финансовый результат.
11. Пояснения. Необходимые разъяснения и рекомендации.
12. Приложения: документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане.
Особенности создания различных бизнес-планов
У бизнес-планирования имеются и свои особенности. Они заключаются не только в определении нужного плана действия для достижения имеющихся целей, но также позволяет создать в некотором роде модель предприятия, которая позволяет взглянуть на данный проект со стороны и сделать более объективную оценку.
В бизнесплане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационнопроизводственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Существуют определенные особенности при разработке бизнеспланов для различных организаций, как,например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год,с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнесплан для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнесплана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнесплана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнеспланах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах (бизнесединицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнесплан составляется соответственно.