Муниципального образования

В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (статья 10, ч. 2) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона[140].

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Следовательно, не может быть территории субъекта РФ, на которой не осуществлялось бы местное самоуправление. Исключение в данном случае составляют только территории с низкой плотностью сельского населения, которые могут не включаться в состав территорий поселений.

Федеральный закон № 131-ФЗ определил, что к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой и с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

В соответствующие перечни чаще всего включены конкретные районы субъектов РФ, в некоторых случаях – определенные муниципальные образования. Однако наряду с этим территориями низкой или высокой плотности названы целиком отдельные субъекты РФ (с низкой плотностью преимущественно автономные округа, с высокой плотностью, например, республики Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Калининградская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская области и др.)[141];

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Таким образом, выстраивается двухуровневая модель местного самоуправления: в составе муниципального района создаются городские и сельские поселения, которые также являются самостоятельными муниципальными образованиями. В то же время городские округа остаются самостоятельными одноуровневыми муниципальными образованиями;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

Изменение границ муниципального образования.Изменение границ производится в случае отнесения отдельных населенных или ненаселенных территорий одних муниципальных образований к территориям других муниципальных образований. Изменяется граница муниципального образования, в состав которого в результате присоединения входит другое муниципальное образование или из состава которого выделяется новое муниципальное образование. Таким образом, изменяться могут только ранее законодательно установленные границы.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе:

населения,

органов местного самоуправления,

органов государственной власти субъекта Российской Федерации,

федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Федеральным законом № 131-ФЗ установлен дифференцированный порядок учета мнения населения в отношении объективно различных по своей социально-правовой природе последствиям изменений границ территорий. Ниже в табличной форме приведены различные варианты согласия населения (учета мнения населения) на изменение границ территорий муниципальных образований.

Муниципальные образования, у которых изменяются границы Последствия изменений границ Порядок учета мнения населения
Муниципальные Районы Изменение границ муниципальных районов влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. Голосование населения данных поселений и (или) населенных пунктов или сход граждан (жителей населенных пунктов) с учетом мнения (решений) представительных органов соответствующих муниципальных районов.
Муниципальные Районы Изменение границ муниципальных районов не влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов. Решения представительных органов муниципальных районов.
Муниципальные районы и поселения, входящие в состав их территории Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов. Решения представительных органов соответствующих поседений и городских округов с учетом мнения (решений) представительных органов муниципальных районов.
Поселения Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. Голосование населения данных населенных пунктов или сход граждан (в соответствующих населенных пунктах) с учетом мнения (решений) представительных органов соответствующих поселений.
Поселения Изменение границ поселений не влечет отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений. Решения представительных органов поселений.

На практике изменение границ муниципальных образований может быть связано с результатами экономического развития территорий, изменением демографической ситуации, межэтническими отношениями, расширением границ городской застройки, проведением природоохранных мероприятий и т.п.[142] При этом Федеральный закон № 131-ФЗ установил, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 % не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.

Преобразование муниципальных образований. Согласно статье 13 Федерального закона № 131-ФЗ, преобразованием муниципальных образований является:

объединение муниципальных образований,

разделение муниципальных образований,

изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе:

населения,

органов местного самоуправления,

органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Федеральным законом № 131-ФЗ установлен дифференцированный порядок учета мнения населения в отношении объективно различных по своей социально-правовой природе последствиям преобразования муниципальных образований. Ниже в табличной форме приведены различные варианты согласия населения (учета мнения населения) на преобразование муниципальных образований.

Случаи преобразования муниципальных образований Последствия преобразования муниципальных образований Порядок учета мнения населения
Объединение двух и более поселений Границы иных муниципальных образований не изменяются. Решения представительных органов каждого из объединяемых поселений.
Объединение двух и более муниципальных районов Границы иных муниципальных образований не изменяются. Решения представительных органов каждого из объединяемых муниципальных районов.
Объединение поселения с городским округом Утрата поселением статуса муниципального образования. Решения представительных органов поселения и городского округа с учетом мнения (решения) представительного органа муниципального района (на территории которого находится поселение).
Разделение поселения Образование двух и более поселений. Голосование населения каждого из образуемых поселений или сходы граждан в каждом из образуемых поселений.
Разделение муниципального района Образование двух и более муниципальных районов. Решение представительного органа муниципального района
Наделение городского поселения статусом городского округа Выделение поселения из состава муниципального района. Раздельное голосование населения соответствующего городского поселения и муниципального района, из состава которого выделяется городское поселение.
Лишение поселения статуса городского округа Включение поселения в состав муниципального района. Раздельное голосование населения городского округа и муниципального района, в состав которого входит соответствующее городское поселение.

Изменения границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований является живым процессом реальной конституционной практики. Об этом свидетельствую количественные данные соответствующих изменений и преобразований. Так, в период 2006 по 2009 года Министерством регионального развития РФ выявлено 378 случаев изменения границ муниципальных образований и 338 случаев преобразования муниципальных образований[143].

Упразднение поселений. В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ, упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Упразднение поселения оформляется внесением соответствующих изменений в закон субъекта РФ, которым определен состав и границы муниципальных образований.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе:

населения,

органов местного самоуправления,

органов государственной власти субъекта Российской Федерации или

федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Пробел в Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ по вопросу упразднения иных видов муниципальных образований, кроме названного выше, планируется устранить путем внесения очередных изменений в главу 2 - дополнить соответствующей статьей «Упразднение муниципальных образований».

Наши рекомендации