Проблемы отмены лицензирования в России
Президентом РФ был взят курс на дебюрократизацию российской экономики, устранение препятствий для малого и среднего бизнеса, сокращение чиновничьего аппарата. То есть воплощается в жизнь следующая схема: чем меньше предприниматель контактирует с чиновником, тем меньше взяток, штрафов, нарушений, коррупции. Согласно ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности » от 8.08.2001 № 128-ФЗ практически во всех областях, где пока еще остается лицензирование, после вступления в силу соответствующих технических регламентов лицензирование будет отменено. В большинстве развитых стран само понятие «лицензирование» отсутствует как таковое. Но, нужно учитывать, что за границей существуют другие рычаги контроля, например, в виде саморегулируемых организаций [13]. В нашей стране пока не создан эффективный механизм саморегулирования. По словам члена Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой, на отмену лицензий можно пойти только в случае создания нового эффективного механизма регулирования. Можно было бы ввести аккредитацию и аттестацию. Однако, аттестацией и аккредитацией должны заниматься негосударственные структуры, иначе ничего не изменится, по сравнению с нынешней системой. Но как раз к этому, по мнению исполнительного директора «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, в России сейчас не готовы [14].
«На Западе действительно «лицензирование» как таковое отсутствует. Но присутствует такая норма как «допуск в профессию профессионального сообщества». То есть имеется институт саморегулирования. В нашей же стране в некоторых областях этот институт существует, но у нас практически нет эффективных саморегулируемых организаций, которые могут оценить, проверить и самое главное нести ответственность». Особенно много проблем с саморегулированием в таких сферах, как, например, риэлторская, аудиторская деятельность, строительство. В соответствии с законом о саморегулируемых организациях многие станадарты и правила саморегулируемые организации должны разрабатывать сами. Но не приведет ли это к снижению уровня требований к качеству оказываемых услуг и осуществляемых работ, к созданию бюрократической процедуры, от которой и надо уйти? Не получиться ли, что в отсутствие лицензий решающую роль будут играть связи и размеры рекламного бюджета? И зачем отказываться от государственного регулирования на тех рынках, где сами участники требуют ужесточения правил? Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков так прокомментировал существующее положение дел: «Упразднение лицензирования и его замена на сертификацию вызывает у нас ряд опасений…К нам в организацию все чаще стали обращаться потребители с жалобами на качество продуктов питания». В качестве примера часто приводится риэлтерская деятельность, лицензирование которой было отменено несколько лет назад. Сегодня выход на риэлтерский рынок абсолютно открыт. Отмена лицензирования привела к тому, что на рынке появилось большое количество непрофессионалов, которые оказывают некачественные услуги. Поэтому многие профессиональные участники рынка недвижимости выступают за возвращение лицензирования риэлтерских услуг, уверяют, что успех теперь зависит только от связей и количества рекламы [15]. Пример контроля саморегулируемыми организациями в сфере аудиторской деятельности: контроль должен проводиться в выполняемых функциях, а среди функций имеется такое как налоговое консультирование- так нужно ли и каждую консультацию контролировать?Однако чтобы не было простого возврата к старой, тоже не всегда эффективной модели допуска на профессиональный рынок, необходимо предусмотреть участие в этих процедурах как государства, так и самих профессионалов данного рынка.То есть главная цель этих процедур – не допустить на профессиональный рынок неквалифицированных специалистов. К примеру, зарубежная практика. Там механизмы государственного регулирования и саморегулирования дополняют друг друга. В медицине в Европе и США лицензирование дополняет аккредитация. В результате этих процедур осуществляется контроль за квалификацией и количеством врачей, за оборудованием, за состоянием здания, а также производится оценка качества услуг. Во Франции медучреждения вообще обязаны подтверждать качество услуг посредством аккредитации каждые три года. При этом, потребность в госконтроле на Западе гораздо меньше нашей, поскольку там очень развит общественный контроль. Ждать, пока в России разовьются институты гражданского общества по западному образцу, возможно, придется долго [16]. На Украине рада так же отменяет лицензирование 22-х видов хоздеятельности. По некоторым мнениям, эта новация выглядит как подачка бизнесменам. Никто не спорит, что наличие лицензий не мешало недобросовестным предпринимателям предоставлять некачественные услуги, тем не менее, это был хоть какой–то сдерживающий фактор [17]. Необходимо внимательно изучить практику других государств для решения данного вопроса, но применять зарубежные механизмы в нашей стране надо только в той мере, в которой они могут прижиться на почве российской действительности, особенно учитывая, что в нашей стране еще не очень развит общественный контроль. Обязательно надо изучить опыт работы саморегулируемых организаций в нашей стране, посмотреть, где этот механизм не срабатывает, в чем причины этого. И только после этого можно идти дальше. Но спешить в этой области ни в коем случае нельзя! Иначе мы заменим один неэффективный механизм другим, еще более неэффективным. Чтобы новый механизм регулирования был эффективным, необходимо также ликвидировать имеющиеся пробелы в уголовном законодательстве. В настоящий момент, чтобы заниматься данными видами деятельности, необходимо членство в саморегулируемой организации. При этом УК РФ не содержит запрета на осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии членства в СРО либо при получении его с нарушениями, так как Законом N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» поправки в ст. 171 УК РФ, касающиеся саморегулируемых организаций, внесены не были [18]. В ст. 7 Закона о лицензировании говорится: «Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Поэтому лицо, которое само лицензию не получало, считалось лицом, ее не имеющим, и должно было быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ [19]. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для отмены лицензирования в России необходимо быть уверенными в создании заменяющей базы более высокого уровня. Помимо оформления членства в саморегулируемой организации и получения свидетельства о допуске к определенным видам работ, возможно введение контроля, подобного тому, что существует за рубежом, а именно: контроль за квалификацией, за оборудованием, за состоянием зданий, оценку качества услуг и прочее, также ввести жесткий контроль за саморегулируемыми организациями, принять поправки в уголовный кодекс, вносящие ответственность за нарушения, совершенные саморегулируемыми организациями, а также за осуществление деятельности без участия в саморегулируемых организациях. Необходимо стимулирование развития общественного контроля [20].