Анализ системы управления организацией: состав, структура, особенности сферы деятельности
- Состав, структура и особенности.
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления (СУ) организации, ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя. Место СУ в социальной системе показано на рис. 2.1.
Реформирование экономики и глобальная информатизация общества усиливают внимание специалистов к системе управления организации в целях ее совершенствования. СУ представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления. Все работы в области правления организациями консультирования, так или иначе, касаются структуры и содержания системы управления. Так, корпорация «Галактика», успешно реализующая свой многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы, считает, что СЦ базируется на трех основных состоящих:
- информационной поддержке процессов разработки и реализации решений;
- наборе типовых бизнес-процедур для решения поставленных задач;
- системе активизации персонала.
Социальная система
Организация
Система управления
Производством управленческой
Деятельностью
Рисунок 2.1. Место системы управления в социальной системе.
Оптимизация данных составляющих и является, по мнению корпорации, основным направлением совершенствования системы управления. Эти составляющие очень важны, но фиксируют некоторый этап состояния СУ и, по нашему мнению, отражают лишь часть современной системы управления, которая должна включать элементы развития, в том числе методологическую (управленческую) поддержку при разработке и реализации решений.
Анализ существующих подходов к СУ позволил сформировать для нее общее определение: Система управления предоставляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а так же процессов, обеспечивающих заданное функционирование организаций. СУ – это сложное образование процессов и явления, совершенствования которого может идти с различной степенью детализации.
Реальная экономическая, организационная и психологическая эффективность такого совершенствования зависит от методики и времени проведения, интуиции и профессиональной подготовки руководителя или специалиста. Можно предложить расширенный набор элементов, входящих в СУ и состоящий из четырех подсистем: методологии, структуры, процесса и техники управления (рис. 2.2).
Система управления подсистемы | |||
Методология управления | Процесс управления | Структура управления | Техника управления |
Элементы системы управления | |||
Цели, задачи | Коммуникации | Функциональные структуры | Компьютерная и оргтехника |
Законы и принципы | Схема процесса | Схема организационных отношений | Офисная мебель |
Методы и функции | Разработка и реализация процессов | Организационные структуры | Сети и связи |
Технология и практика управления | Информационное обеспечение | Профессионализм персонала | Система документооборота |
Управленческая Механизм
деятельность управления
Рисунок 2.2 Структура элементов системы управления организации
Методология управления включает: цели, законы и принципы, функции, методы, технологии управления и практику управленческой деятельности.
Процесс управления включает систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение
Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализма персонала.
Техника управления включает: компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи (внутреннее или внешнее типа Internet), систему документооборота.
В свою очередь методология и процесс управления формируют управленческую деятельность, а структура и техника управления – механизм управления. Состояние элементов системы управления организации непосредственно отражается на эффективности ее функционирования в целом.
Основная задача системы управления – формирование профессиональной управленческой деятельности (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явления. Как процесс ПУД – это совокупность действий (выполнение функций, использование методов и др.), ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явления ПУД – это объединение элементов (цели, программы, средства и др.), для реализации миссии организации на основании определенных правил и процедур. Узаконенные или общепринятые правила и процедуры перерастают в стандарты. Часто полагают, что нет нужды в стандартах для ПУД, так как это существенно снижает гибкость (быструю перестройку) элементов системы управления. В теории управления ПУД рассматривается как сочетание науки и искусства управления, где науку – это прагматизм, а искусство – творчество. В теории управления трудно найти грань, отделяющую науку от искусства. С нашей точки зрения, таким индикатором может стать стандарт на тот или иной процесс или явление в ПУД (рис. 2.3).
Наука Искусство
Рисунок 2.3. Наука и искусство в ПУД
Формализация многих процессов и явлений в системе управления организации, несомненно, будет идти – это неизбежный процесс развития науки. С другой стороны, общественное сознание не приемлет жесткой системы стандартизации в деятельности социальной системы. Таким образом, этот процесс б
9
Обычно рассматривают четыре формы организации:
юридическое лицо – (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать, расчетный счет в банке), например, ООО, АО;
неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций):
неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без организации юридического лица);
неформальная организация граждан.
Все формы организаций имеют следующие общие черты:
наличие, по крайней мере, одного человека.
наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества.
получение прибаочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация).
преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).
Ц е л и к л а с с и ф и к а ц и и о р г а н и з а ц и й.
П р и з н а к и д л я к л а с с и ф и к а ц и и. О с н о в н ы е о п р е д е л е н и я
Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить
в виде большого набора правовых форм и организационных структур. Классификация организаций важна по трем причинам:
нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам для создания минимума общих методик для их анализа и совершенствования;
возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т. д.
Организации могут быть:
правительственные и неправительственные.
коммерческие и некоммерческие.
бюджетные и внебюджетные.
общественные и хозяйственные.
формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по:
отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.).
самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые).
по величине (по численности членов организации).
Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.
Правительственные организации, статус которым дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)
Неправительственные организации – все другие организации, которые не имеют статуса правительственных.
Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.
Некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами).
Бюджетные организации – это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа Они освобождаются от многих налогов, в том числе НДС.
Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.
Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).
Хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде.
Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), которые выступают как юридические или неюридические лица.
Неформальные организации – это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.
3. Типология организаций
Организационные формы: