Алгоритм работы с программой
В общем виде алгоритм работы с таблицами Audit Expert 4 может быть представлен в виде следующей пошаговой схемы работы:
- При первом запуске программы настройте подключение к базе данных (главное меню "Проект" – "Подключиться к БД" – кнопка Добавить подключение). В дальнейшем при необходимости можно изменить параметры подключения или создать новое подключение (новую базу данных).
- Создайте новый проект на основе пустого шаблона или выберите созданный ранее шаблон. В окне "Новый проект" укажите название организации и название проекта, выберите наименование валюты проекта и ее масштаб. Выбранная валюта будет использоваться в качестве валюты по умолчанию во всех вновь создаваемых таблицах и таблицах, добавляемых из Репозитария моделей.
- Сохраните проект через меню "Проект" – "Сохранить". При первом сохранении программа потребует ввести имя проекта. По умолчанию будет предложено имя, введенное при создании проекта, однако при необходимости его можно изменить.
- Войдите в Репозитарий моделей (пункт меню "Настройка" – "Репозитарий моделей"). Раскройте группу"Основные исходные данные" и последовательно добавьте все таблицы из этой группы в проект (для добавления таблицы в проект необходимо выделить название таблицы мышью и нажать кнопку Добавить в проект). Добавленные таблицы отображаются в Панели содержания в левой части экрана (раздел Таблицы). Названия добавленных таблиц отображаются в Репозитарии моделей жирным шрифтом. Закройте Репозитарий моделей.
- В Панели содержания в разделе Таблицы создайте новую группу "Основные исходные данные". Перетащите мышью добавленные таблицы в эту группу.
- Вновь откройте Репозитарий моделей. Добавьте все таблицы из группы "Аналитические таблицы". Закройте Репозитарий моделей. В Панели содержания создайте группу "Аналитические таблицы" и перетащите в нее все вновь добавленные таблицы.
- Добавьте периоды во все таблицы. Для одновременного добавления периодов в нескольких таблицах рекомендуется воспользоваться функцией группового добавления периодов (кнопка в Панели инструментов). В окне "Групповое добавление периода" укажите длительность периода (она должна соответствовать имеющейся бухгалтерской отчетности), начало периода, а также перечень таблиц. Для добавления периодов во все таблицы поставьте флажок в поле "Все таблицы". В случае если длительность периодов для разных данных различается, добавление периодов необходимо производить непосредственно в таблице результатов с помощью кнопки - Добавить период.
Периоды необходимо добавлять во все таблицы: не только исходные, но и аналитические (сопоставимые). Отсутствие периодов в аналитических таблицах приведет к ошибкам при расчете финансовых показателей, так как практически весь анализ в программе построен на данных из аналитических таблиц. - Введите исходные данные бухгалтерской отчетности (Форма 1 и Форма 2) в таблицы: А – Баланс (Актив), B – Баланс (Пассив), IIS – Отчет о прибылях и убытках. Для ввода данных необходимо открыть таблицу (двойным нажатием мышью на названии таблицы в Панели содержания) и отключить режим защиты от изменений (отожмите кнопку ). Для упрощения процесса ввода данных рекомендуется пользоваться мастером импорта данных, используя столбец с кодами строк для однозначного сопоставления строк импортируемого файла со строками исходной таблицы (опция "Использовать для поиска").
Помните, что данные в Отчет о прибылях и убытках вводятся нарастающим итогом с начала года. Нарушение этого правила может привести к ошибкам в расчетах. - Определите, какие методики планируется использовать при проведении анализа. Зайдите в Репозитарий моделей и добавьте в проект нужные таблицы из соответствующих групп. Некоторые методики используют дополнительные данные, вводимые в отдельные таблицы из группы "Дополнительные данные" в Репозитарии моделей.
- После добавления таблиц с методиками из Репозитария моделей необходимо добавить в них периоды. Таблицы с методиками рекомендуется объединять в группы в Панели содержания (также как это происходило с аналитическими таблицами или основными исходными данными). Рекомендуется применять ту же классификацию методик, что используется в Репозитарии моделей. Таблицы с дополнительными данными можно включить в группу "Дополнительные данные".
- Чтобы увидеть, как происходит расчет тех или иных показателей, можно воспользоваться текстовым видом формул. Для этого выделите мышью интересующую Вас ячейку и нажмите на кнопку - Текстовый вид формулы. Текстовая интерпретация формулы расчета будет помещена на вкладке "Текстовый вид формулы"Панели информации в нижней части экрана.
- Если Вас не устраивает заложенный в программе алгоритм расчета определенного показателя или Вам необходимо рассчитать собственный показатель, можно изменить или создать новую формулу расчета. Для этого необходимо перейти в модель таблицы, нажав правой кнопкой мыши на названии таблицы в Панели содержания или воспользовавшись кнопкой (Открыть модель таблицы) в основной рабочей области. В модели таблицы выберите нужную ячейку и откройте Редактор формул (кнопка - Редактор формул) для описания формулы расчета значения этой ячейки. В описании формулы могут использоваться ссылки на другие ячейки (в том числе на другие таблицы), стандартные арифметические выражения (+,-,*,/), а также встроенные функции, описание которых можно найти в настоящем руководстве.
Обратите внимание на то, что модель таблицы может состоять из нескольких временных периодов, описывающих формулы расчета ячеек в разные периоды времени. Таким образом, один и тот же показатель может рассчитываться по-разному в различных периодах! Перечень временных периодов (прототипов) можно увидеть в выпадающем меню в модели таблицы. - При необходимости реализовать собственную методику финансового анализа можно добавить строки (столбцы) в уже существующую таблицу или же создать новую модель таблицы. Для создания новой таблицы кликните правой кнопкой мыши на секции Таблицы и выберите пункт "Создать новую модель". В появившемся диалоговом окне укажите код, название и валюту таблицы. Откройте модель таблицы и добавьте в нее новый прототип при помощи кнопки - Добавить прототип таблицы. Если формулы расчеты показателей будут одинаковыми для всех периодов времени, можно не указывать сроки начала и окончания действия прототипа, но по крайне мере один прототип необходимо добавить обязательно! Далее в таблицу необходимо добавить нужные строки и столбцы и определить с помощью Редактора формул алгоритмы расчета ячеек. Если Ваша методика использует какие-то дополнительные данные, то их можно вводить непосредственно в ячейки этой таблицы. Для этого сделайте эти ячейки редактируемыми с использованием кнопки .
- Для визуализации полученных результатов, можно использовать Диаграммы и Графики. График отражает изменение некоторой величины (показателя) с течением времени и используется для проведения горизонтального (трендового) анализа. Диаграмма строиться только для одного периода времени и, как правило, используется для проведения вертикального анализа. Для создания новой диаграммы (графика) необходимо кликнуть правой кнопкой мыши на секции Диаграммы (Графики) и выбрать пункт "Создать новую Диаграмму" (График). Порядок создания диаграмм и графиков схож между собой. В параметрах новой диаграммы (графика) необходимо определить размерность, период отображения (период действия), валюту, а также собственно исходные данные для отображения на графике. Ввод исходных данных осуществляется с использованием Редактора формул.
- Удобным инструментом для проведения сравнительного экспресс-анализа являются сводные таблицы. Сводные таблицы используются для отражения данных за несколько временных периодов. Для создания сводной таблицы нужно кликнуть правой кнопкой мыши на названии модели и выбрать пункт "Сформировать сводную таблицу" или воспользоваться одноименной кнопкой в основной рабочей области.
- В программе содержится несколько встроенных экспертных заключений о финансово-экономическом состоянии предприятия, формируемых автоматически на основе данных проекта. Для создания экспертного заключения выберите в главном меню пункт"Результаты" – "Экспертные заключения".
Экспертные заключения формируются на основе данных, содержащихся в аналитических таблицах. Поэтому перед созданием заключения необходимо обязательно скопировать нужные таблицы из Репозитария моделей и добавить в них периоды. Экспертное заключение "Общее заключение", дающее характеристику предприятия на основе классических методик анализа, использует данные, содержащиеся в трех таблицах: B – Баланс, I – Отчет о прибылях и убытках (аналитический), F – Финансовые показатели. В экспертном заключении "Общее заключение (на конец периода)" вместо таблицы F используются данные из таблицы FIEP – Финансовые показатели (на конец периода). - Для формирования собственных экспертных заключений удобно использовать функциональность Отчетов, представленную в программе. Для формирования Отчета кликните правой кнопкой мыши на одноименной секции и выберите пункт "Создать новый отчет". В отчет можно добавлять все основные объекты, содержащиеся в проекте (таблицы, диаграммы, графики), а также сведения о проекте и произвольный текст. Имеется возможность настраивать свойства каждого отдельного объекта включенного в отчет, в том числе валюту, формат отображения, период действия, размерность и т.д. Сформированный отчет можно передать в приложение Microsoft Word, воспользовавшись кнопкой на панели управления.
- Разработанная пользователем схема проведения анализа может быть сохранена для использования в других проектах. Для этого в программе предусмотрено два основных способа: сохранение проекта как шаблона и сохранение моделей в Репозитарий моделей. Для использования всех созданных моделей таблиц, графиков, диаграмм и отчетов в новом проекте сохраните Ваш проект как шаблон. Для этого в главном меню программы выберите пункт "Проект" – "Сохранить как" и в открывшемся окне "Сохранить проект как…" укажите опцию "Шаблон проекта". В дальнейшем при создании новых проектов Вы сможете выбрать вновь созданный шаблон и программа автоматически добавит в новый проект все созданные ранее объекты.
- При необходимости использовать одну или несколько созданных или измененных пользователем таблиц в других проектах, рекомендуется сохранить их в Репозитарии моделей. Для сохранения таблицы в репозитарии кликните правой кнопкой мыши на ее названии в Панели содержания и выберите пункт "Сохранить таблицу в репозитарий". В дальнейшем Вы можете использовать эту таблицу во всех остальных проектах, добавляя ее в проект из репозитария, также как Вы поступали ранее с системными таблицами.
Важно помнить, что ни шаблон проекта, ни сохраненная в репозитарии модель таблица не содержат исходных данных. Их основное назначение - сохранение структуры таблиц и других свойств объектов. Исходные данные сохраняются только в проекте.
Диалог "Подключения"
Диалоговое окно "Подключения" используется для выбора текущего подключения к базе данных. Вызов окна осуществляется через главное меню программы: "Проект" - "Подключиться к БД".
Подключение – это набор параметров, описывающих соединение с базой данных: название SQL-сервера, способ авторизации на сервере, имя пользователя и пароль, название базы данных.
В диалоге доступны следующие функции:
- Добавление нового подключения (кнопка ).
- Настройка текущего подключения (кнопка ).
- Удаление подключения (кнопка ).
Опция "подключать автоматически" означает, что указанное подключение к базе данных будет устанавливаться автоматически при запуске программы.
Диалог "Новый проект" используется для ввода параметров вновь создаваемого проекта. При создании нового проекта можно не заполнять ни одно из полей диалогового окна, но в дальнейшем недостаточный объем информации о проекте может затруднить его поиск и идентификацию в базе данных. Вызов окна происходит через главное меню программы: Проект - Создать или с помощью кнопки Создать на Панели инструментов.
Вкладка "Основное" используется для указания названия организации, наименования, валюты и автора проекта, а также выбора шаблона, на основе которого будет создан проект.
Выбранная валюта проекта будет по умолчанию предложена к использованию во всех таблицах этого проекта, созданных пользователем самостоятельно или добавленных из Репозитария моделей. При создании проекта на основе не пустого шаблона, таблицы копируются во вновь создаваемый проект в валюте соответствующих таблиц шаблона, вне зависимости от того, какая валюта указана в диалоговом окне.
Вкладка "Реквизиты" позволяет ввести реквизиты компании, к которым относятся полное название предприятия, его адрес, телефон, факс и e-mail.
Вкладка "Деятельность" содержит поля "Отрасль" и "Основная сфера деятельности".
В поле "Основная сфера деятельности" можно ввести текст, характеризующий специфику функционирования компании.
При желании, текст в данное окно можно копировать из буфера обмена. Для этого необходимо выделить необходимый текст и нажать на клавиатуре комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. Далее переключиться курсором в окно "Audit Expert" и нажать комбинации клавиш <Ctrl> + <V>. Данные из буфера обмена вставляются в место, отмеченное курсором.
Вкладка "Персонал" позволяет перечислить персонал компании, а также занимаемые работниками должности. Количество возможных записей в этом окне не ограничено.
На вкладке "Комментарий" вводится уточняющая информация о компании, которая не была представлена на предыдущих вкладках. В данное окно также можно копировать текст из буфера обмена.
Диалог поддерживает возможность форматирования текста с использованием встроенной панели инструментов. Поддерживается большинство стандартных опций, существующих в текстовых редакторах: изменение названия и размера шрифта, цвета и начертания букв, выравнивание текста, использование маркированных и нумерованных списков. На панель инструментов также вынесены кнопки работы с буфером обмена и отмены сделанных операций.
Вкладка "Безопасность" используется для ограничения доступа пользователей к данным проекта.
В поле "Пароль на полный доступ" можно задать пароль, предоставляющий полные права на работу с проектом, в том числе право на сохранение внесенных изменений в проект.
В поле "Пароль на чтение" можно задать пароль, который лишает пользователя права на сохранение внесенных в проект изменений (проект может быть сохранен в базе данных только под другим именем).
Открытие проекта
Диалогое окно "Проекты" предназначен для открытия ранее созданных проектов. Вызов диалога происходит через главное меню программы: Проект - Открыть или с помощью кнопки (Открыть) на Панели инструментов.
Свойства проекта
В программе Audit Expert реализована возможность внести в проект не только отчетность, но также общую информацию о компании. Для этого используется окно "Свойства проекта", вызов которого просходит с помощью кнопки (Свойства проекта) на Панели управления.
В окне содержатся следующие вкладки.
На вкладке "Основное" можно указать название организации, название проекта, валюту проекта и автора проекта.
В поле "Валюта проекта" можно изменить валюту и ее масштаб (при этом выбрать можно только те валюты, которые присутствуют в списке валют).
Выбранная в данном окне валюта и ее масштаб будут в дальнейшем использоваться по умолчанию во всех вновь создаваемых таблицах и таблицах, добавляемых из Репозитария моделей. Изменение валюты проекта или ее масштаба не приводит к автоматическому пересчету данных в уже существующих таблицах проекта.
Вкладка "Реквизиты" позволяет ввести реквизиты компании, к которым относятся полное название предприятия, его адрес, телефон, факс и e-mail.
Вкладка "Деятельность" содержит поля "Отрасль" и "Основная сфера деятельности".
В поле "Основная сфера деятельности" можно ввести текст, характеризующий специфику функционирования компании.
При желании, текст в данное окно можно копировать из буфера обмена. Для этого необходимо выделить необходимый текст и нажать на клавиатуре комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. Далее переключиться курсором в окно "Audit Expert" и нажать комбинации клавиш <Ctrl> + <V>. Данные из буфера обмена вставляются в место, отмеченное курсором.
Вкладка "Персонал" позволяет перечислить персонал компании, а также занимаемые работниками должности. Количество возможных записей в этом окне не ограничено.
На вкладке "Комментарий" вводится уточняющая информация о компании, которая не была представлена на предыдущих вкладках. В данное окно также можно копировать текст из буфера обмена.
Диалог поддерживает возможность форматирования текста с использованием встроенной панели инструментов. Поддерживается большинство стандартных опций, существующих в текстовых редакторах: изменение названия и размера шрифта, цвета и начертания букв, выравнивание текста, использование маркированных и нумерованных списков. На панель инструментов также вынесены кнопки работы с буфером обмена и отмены сделанных операций.
Вкладка "Безопасность" используется для ограничения доступа пользователей к данным проекта.
В поле "Пароль на полный доступ" можно задать пароль, предоставляющий полные права на работу с проектом, в том числе право на сохранение внесенных изменений в проект.
В поле "Пароль на чтение" можно задать пароль, который лишает пользователя права на сохра
В окне "Проекты" отображается список всех проектов и шаблонов, содержащихся в базе данных, к которой произведено подключение (если какой-либо из проектов открыт в настоящее время, то информация о нем выделена жирным шрифтом).
В этом диалоге проекты отображаются со знаком , а шаблоны со знаком .
Помимо открытия существующих проектов, диалог "Проекты" позволяет:
- Создавать новые проекты (кнопка - Создать проект на панели инструментов диалога).
- Накладывать фильтр для отбора проектов по заданным критериям (кнопка - Включить фильтр) .
- Удалять существующие проекты (кнопка - Удалить проект).
- Загрузить в базу проект из файла (кнопка - Импорт проекта).
- Выгрузить из базы проект в файл (кнопка - Экспорт проекта).
- Создавать группы проектов (кнопка - Добавить группу).
- Переименовывать существующие группы проектов (кнопка - Переименовать группу).
Для добавления проекта в группу достаточно с помощью мыши перетащить название проекта в папку с нужной группой проектов (название проекта рекомендуется перетаскивать непосредственно на название папки). Для исключения проекта из группы необходимо перетащить название проекта в корневой каталог дерева проектов.
Окно "Сохранить проект как..."
Окно "Сохранить проект как..." используется для сохранения проекта под новым именем. Также данное окно появляется при первом сохранении проекта. Вызов окна происходит чере главное меню программы: Проект - Сохранить как.
В окне следует указать название проекта и параметры сохранения (сохранить как проект, или как шаблон). В дальнейшем, при нажатии данной кнопки проект по умолчанию будет сохраняться под именем, указанным при первом сохранении.
Экспорт и импорт проектов
Audit Expert позволяет производить перенос проектов между разными базами данных посредством экспорта/импорта проекта в файл с расширением "AEProj".
Для экспорта проекта в файл необходимо выполнить команду главного меню "Проект" – "Экспорт проекта" (или нажать кнопку - Экспорт проекта на панели инструментов диалога "Проекты").
В открывшемся диалоге необходимо выбрать папку, в которой будет сохранен файл, и указать название файла (по умолчанию название файла соответствует названию проекта).
После окончания экспорта в протоколе событий появится сообщения об успешном завершении действия.
Для импорта проекта из файла необходимо выполнить команду главного меню"Проект" – "Импорт проекта" (или нажать кнопку - Импорт проекта на панели инструментов диалога "Проекты").
В открывшемся диалоге необходимо выбрать файл импортируемого проекта с расширением "AEProj". После подтверждения открытия файла автоматически начинается процедура импорта.
После окончания импорта в протоколе событий появится сообщение об успешном завершении действия.
Также в программе существует возможность импортировать файлы из программы Audit Expert 3, которые имеют расширение "aex".
Меню "Правка"
Пункт меню "Правка" предназначен для работы с объектами проекта и ячейками таблицы. Он полностью дублирует группу кнопок из панели управления, а также стандартные команды работы с буфером обмена.
"Вырезать" – удаляет выделенный текст и заносит его в буфер обмена.
"Копировать" – заносит выделенный текст в буфер обмена.
"Вставить" – вставляет из буфера обмена ранее скопированный в него текст.
"Добавить новый объект" – добавляет новый объект (модель таблицы, график, диаграмму, отчет) в проект. Тип добавленного объекта зависит от того, какая секция выбрана в Панели содержания. Например, если будет выбрана секция Диаграмма (или один из его объектов), то при выборе пункта "Добавить новый объект" откроется окно для создания новой диаграммы. В пустом проекте выбор этого пункта приводит к появлению диалогового окна создания модели новой таблицы. Подробнее о создании новых моделей, графиков, диаграмм и отчетов – см. в соответствующих разделах настоящего руководства пользователя.
"Добавить группу" – предназначен для добавления новых групп в разные секции Панели содержания. В выпадающем меню можно выбрать секцию, в которой будет добавлена новая группа. Группа представляет собой папку, в которой содержатся однородные объекты секции. Список объектов в группе пользователь может формировать самостоятельно. Использование групп позволяет классифицировать объекты, что существенно упрощает работу в случае большого их числа.
"Удалить текущий объект" – удаляет выделенный объект из Панели содержания. Для удаления группы необходимо вначале исключить из нее другие объекты. Возможно удаление только пустых групп.
Меню "Вид"
Пункт меню "Вид" предназначен для отображения и скрытия основных панелей программы, а также экспорта данных из проекта.
"Панель содержания" – отображает/скрывает Панель содержания, расположенную в левой части экрана.
"Панель информации" – отображает/скрывает Панель информации, расположенную в нижней части экрана.
"Предварительный просмотр" – просмотр выделенного объекта в отдельном окне перед печатью или передачей в Word или Excel. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Печать" – позволяет вывести на печать выделенный объект. После выбора этого пункта открывается диалоговое окно настройки печати, в котором можно выбрать принтер, задать число копий и другие настройки печати в соответствии характеристиками выбранного принтера. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Передать в Word" – позволяет экспортировать в MS Word выбранный объект. После выбора этого пункта открывается стандартное окна поиска файлов, в котором необходимо указать имя файла в формате MS Word и путь к нему. Ход передачи данных отображается в отдельном информационном окне. По завершению процесса автоматически открывается MS Word с созданным файлом. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Передать в Excel" – позволяет экспортировать в MS Excel выбранный объект. Функция работает аналогично передаче в MS Word. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
Меню "Вид"
Пункт меню "Вид" предназначен для отображения и скрытия основных панелей программы, а также экспорта данных из проекта.
"Панель содержания" – отображает/скрывает Панель содержания, расположенную в левой части экрана.
"Панель информации" – отображает/скрывает Панель информации, расположенную в нижней части экрана.
"Предварительный просмотр" – просмотр выделенного объекта в отдельном окне перед печатью или передачей в Word или Excel. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Печать" – позволяет вывести на печать выделенный объект. После выбора этого пункта открывается диалоговое окно настройки печати, в котором можно выбрать принтер, задать число копий и другие настройки печати в соответствии характеристиками выбранного принтера. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Передать в Word" – позволяет экспортировать в MS Word выбранный объект. После выбора этого пункта открывается стандартное окна поиска файлов, в котором необходимо указать имя файла в формате MS Word и путь к нему. Ход передачи данных отображается в отдельном информационном окне. По завершению процесса автоматически открывается MS Word с созданным файлом. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
"Передать в Excel" – позволяет экспортировать в MS Excel выбранный объект. Функция работает аналогично передаче в MS Word. Пункт активен только в случае, если выделенный объект открыт для просмотра или редактирования в основной рабочей области.
Прогнозирование
В Audit Expert 4 существует возможность прогнозирования данных. Такая возможность необходима для оценки финансового состояния предприятия в будущем на основе имеющихся данных, к примеру, при составлении бизнес-плана.
В программе используется три метода аппроксимации, выбираемых пользователем вручную:
- среднее арифметическое.
- полином 1-й степени.
- полином 2-й степени.
При использовании первого метода прогнозные значения рассчитываются как среднее арифметическое значений в базовых периодах.
Полином первой степени рекомендуется использовать при равномерном развитии. Он обеспечивает прогнозирование методом регрессионного анализа с помощью линейной модели по значениям базового периода. При анализе значений определяется наличие тренда, который описывается линейной функцией:
yt = a0 + a1t.
Полином второй степени рекомендуется использовать при постоянном росте или росте с ускорением. Прогнозирование также осуществляется методом регрессионного анализа и аппроксимирует данные параболической кривой, которая описывается функцией:
yt = a0 +a1t + a2t2.
Подбор параметров функций происходит с использованием метода наименьших квадратов (МНК). Суть метода состоит в отыскании таких параметров аппроксимирующей функции, при которых сумма квадратов отклонений фактических значений от значений, рассчитанных по уравнению тренда, была бы минимальной.
Настройка параметров прогноза в программе Audit Expert 4 происходит в главном меню "Настройка" - "Прогнозирование". Выбор этого пункта меню приводит к запуску мастера прогноза данных.
Справочник валют
Диалоговое окно "Справочник валют" используется для ведения справочника валют в системе и хранения исторических курсов валют. Вызов окна осуществляется через главное меню программы: Настройка – Справочник валют.
Диалог "Справочник валют" состоит из двух частей: "Добавление/Удаление валют" и "Курсы валют". В верхнем разделе "Добавление/Удаление валют" справочника валют присутствует список валют, которые используются в программе.
В столбцах списка указаны код валюты, ее полное и краткое наименование.
Код валюты необходим для использования функции RATE, которая подставляет курс выбранной валюты в ячейку, соответствующую определенному периоду времени.
Список валют можно редактировать с помощью следующих команд:
- - Добавить валюту. Эта кнопка позволяет создать новую валюту. При создании валюты необходимо ввести код и наименование новой валюты.
- - Удалить валюту. Позволяет удалить любую валюту, присутствующую в списке. Данная кнопка станет активной, если выбрать валюту для удаления из списка.
- - Изменить валюту. Позволяет изменить код и наименование любой валюты. Данная кнопка станет активной, если установить курсор на валюту для изменения.
- - Переместить вверх. Позволяет переместить валюту вверх по списку.
- - Переместить вниз. Позволяет переместить валюту вверх по списку.
Кнопки Переместить вверх/вниз позволяют поместить вверх/вниз справочника наиболее часто/редко используемую валюту. Это позволит не искать каждый раз наиболее востребованную валюту в списке валют, так как она автоматически окажется в начале списка.
- - Экспорт справочника. Позволяет выгрузить из базы весь справочник валют (списки валют и их курсы). При экспорте валют в отдельный файл необходимо указать директорию для экспортируемого файла.
- - Импорт справочника. Позволяет импортировать в базу справочник валют. Если импортируемая валюта есть в справочнике – то она не добавляется, а только полностью обновляются ее курсы. Если же импортируемая валюта отсутствует в справочнике, то она добавляется вместе с ее курсами.
- - Обновление курсов. Открывает окно "Обновление курсов валют", в котором можно произвести автоматическое обновление курсов валют на основе данных информационных агентств, публикуемых в сети Интернет.
В диалоге "Справочник валют" нижний раздел "Курсы валют" содержит два списка с валютами и таблицу, в которой задаются курсы соотношения этих валют.
Для того чтобы задать соотношение курсов валют, необходимо в полях со списком "Базовая валюта" и "Вторая валюта" выбрать две различные валюты. В таблице ниже будет указан курс соотношения валют, который показывает какое количество базовой валюты соответствует одной единице второй валюты.
Например, если выбрать в качестве базовой валюты российский рубль, а в качестве второй – доллар США, то в таблице появится курс, соответствующий количеству рублей за один доллар.
В случае, когда необходимо посмотреть обратное соотношение, то есть какое количество второй валюты соответствует одной единице базовой валюты, следует воспользоваться кнопкой Обратный курс - .
Например, с помощью этой кнопки появится курс, соответствующий не количеству рублей за один доллар, а наоборот количеству долларов за один рубль.
В таблице курсов валют содержатся ежемесячные данные о курсах валют. Курс валюты указывается на последнее число каждого месяца. Строки таблицы соответствуют годам, а столбцы таблицы - месяцам года.
Если необходимо добавить дополнительный год в таблице, то достаточно выбрать ячейку последнего/первого доступного в таблице года и нажать на клавиатуре стрелку вниз/вверх. В этом случае автоматически будет добавлен следующий/предыдущий год. Если ячейки первого или последнего года будут незаполненными (пустыми), то год автоматически пропадет из таблицы.
Любой курс валюты можно добавить или изменить самостоятельно. Для того чтобы ввести или изменить курс валюты, необходимо выбрать ячейку нужного периода и ввести значение с клавиатуры. Сохранение введенного значения произойдет автоматически при нажатии клавиш Enter, Tab или стрелок вверх/вниз.
Данные о курсах валют можно копировать в буфер обмена. Для этого необходимо выделить одну или несколько ячеек и нажать на клавиатуре комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. При нажатии комбинации клавиш <Ctrl> + <V>данные из буфера обмена вставляются в поле, отмеченное курсором.
Диалог "Справочник валют" состоит из двух частей: "Добавление/Удаление валют" и "Курсы валют". В верхнем разделе "Добавление/Удаление валют" справочника валют присутствует список валют, которые используются в программе.
В столбцах списка указаны код валюты, ее полное и краткое наименование.
Код валюты необходим для использования функции RATE, которая подставляет курс выбранной валюты в ячейку, соответствующую определенному периоду времени.
Список валют можно редактировать с помощью следующих команд:
- - Добавить валюту. Эта кнопка позволяет создать новую валюту. При создании валюты необходимо ввести код и наименование новой валюты.
- - Удалить валюту. Позволяет удалить любую валюту, присутствующую в списке. Данная кнопка станет активной, если выбрать валюту для удаления из списка.
- - Изменить валюту. Позволяет изменить код и наименование любой валюты. Данная кнопка станет активной, если установить курсор на валюту для изменения.
- - Переместить вверх. Позволяет переместить валюту вверх по списку.
- - Переместить вниз. Позволяет переместить валюту вверх по списку.
Кнопки Переместить вверх/вниз позволяют поместить вверх/вниз справочника наиболее часто/редко используемую валюту. Это позволит не искать каждый раз наиболее востребованную валюту в списке валют, так как она автоматически окажется в начале списка.
- - Экспорт справочника. Позволяет выгрузить из базы весь справочник валют (списки валют и их курсы). При экспорте валют в отдельный файл необходимо указать директорию для экспортируемого файла.
- - Импорт справочника. Позволяет импортировать в базу справочник валют. Если импортируемая валюта есть в справочнике – то она не добавляется, а только полностью обновляются ее курсы. Если же импортируемая валюта отсутствует в справочнике, то она добавляется вместе с ее курсами.
- - Обновление курсов. Открывает окно "Обновление курсов валют", в котором можно произвести автоматическое обновление курсов валют на основе данных информационных агентств, публикуемых в сети Интернет.
В диалоге "Справочник валют" нижний раздел "Курсы валют" содержит два списка с валютами и таблицу, в которой задаются курсы соотношения этих валют.
Для того чтобы задать соотношение курсов валют, необходимо в полях со списком "Базовая валюта" и "Вторая валюта" выбрать две различные валюты. В таблице ниже будет указан курс соотношения валют, который показывает какое количество базовой валюты соответствует одной единице второй валюты.
Например, если выбрать в качестве базовой валюты российский рубль, а в качестве второй – доллар США, то в таблице появится курс, соответствующий количеству рублей за один доллар.
В случае, когда необходимо посмотреть обратное соотношение, то есть какое количество второй валюты соответствует одной единице базовой валюты, следует воспользоваться кнопкой Обратный курс - .
Например, с помощью этой кнопки появится курс, соответствующий не количеству рублей за один доллар, а наоборот количеству долларов за один рубль.
В таблице курсов валют содержатся ежемесячные данные о курсах валют. Курс валюты указывается на последнее число каждого месяца. Строки таблицы соответствуют годам, а столбцы таблицы - месяцам года.
Если необходимо добавить дополнительный год в таблице, то достаточно выбрать ячейку последнего/первого доступного в таблице года и нажать на клавиатуре стрелку вниз/вверх. В этом случае автоматически будет добавлен следующий/предыдущий год. Если ячейки первого или последнего года будут незаполненными (пустыми), то год автоматически пропадет из таблицы.
Любой курс валюты можно добавить или изменить самостоятельно. Для того чтобы ввести или изменить курс валюты, необходимо выбрать ячейку нужного периода и ввести значение с клавиатуры. Сохранение введенного значения произойдет автоматически при нажатии клавиш Enter, Tab или стрелок вверх/вниз.
Данные о курсах валют можно копировать в буфер обмена. Для этого необходимо выделить одну или несколько ячеек и нажать на клавиатуре комбинацию клавиш <Ctrl> + <C>. При нажатии комбинации клавиш <Ctrl> + <V>данные из буфера обмена вставляются в поле, отмеченное курсором.
Репозитарий моделей является информационным хранилищем, в котором сохраняются модели таблиц. Важно понимать, что в репозитарии содержатся не сами исходные данные, а лишь модели таблиц, то есть описание их структуры и свойств.
Доступ к репозитарию моделей происходит через главное меню программы (Настройка - Репозитарий моделей).
Структура окна репозитария состоит из трех столбцов, в которых отражаются код таблицы, ее наименование идата создания модели (дата последнего изменения модели). Содержащиеся в репозитарии модели могут объединяться в группы. Для создания или удаления групп используются кнопки и в верхней части окна Репозитария моделей. Перемещение таблиц между группами происходит с помощью мыши.
Программа Audit Expert 4 поставляется с набором готовых таблиц, хранящихся в репозитарии (системные модели). Условно их можно разбить на две основные категории: исходные таблицы (таблицы для ввода исходных данных) и аналитические таблицы (таблицы для получения сопоставимых данных и расчета финансовых коэффициентов). Однако в некоторых случаях аналитические таблицы также могут использоваться для ввода данных.