Финансовый аппарат и его место в финансовой системе
Финансовый аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. К финансовому аппарату относятся: высший законодательный и представительный орган Республики Беларусь – Национальное собрание, состоящее их двух палат – Палаты представителей и Совета Республики; правительство; ряд специальных органов (Национальный банк, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, финансовые службы организаций).
Национальное собрание обсуждает и утверждает республиканский бюджет, принимает законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь. Следует отметить, что регламентация деятельности финансовой системы осуществляется также Президентом Республики Беларусь в форме законов, указов, декретов. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.
Национальный банк Республики Беларусь выполняет следующие функции:
- разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- осуществляет эмиссию денег;
- регулирует денежное обращение;
- регулирует кредитные отношения;
- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
- осуществляет валютное регулирование и контроль;
- создает золотовалютные резервы и формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь; и выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Подробная информация о его функциях размещена на сайте Национального Банка Республики Беларусь по адресу http://www.nbrb.by/today/general.asp.
Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов являются:
- проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
- проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- государственное регулирование аудиторской деятельности;
- государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам и др.
Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:
- осуществляет разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики государства;
- осуществляет методическое руководство, разработку проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь;
- участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
- осуществляет исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;
- анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь;
- в сфере лотерейной деятельности: координирует деятельность по учреждению и проведению лотерей; вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лотерейную деятельность; устанавливает обязательные для субъектов лотерейной деятельности требования по проведению лотерей (для электронных лотерей – по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь); согласовывает условия проведения республиканских лотерей; осуществляет регистрацию лотереи и выдает организатору лотереи свидетельство о ее регистрации и др.
- устанавливает цены: на драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций), принимаемые в Госфонд и отпускаемые из него; на услуги по организации скупки драгоценных металлов и драгоценных камней у физических лиц для республиканских государственных нужд; на драгоценные металлы и драгоценные камни в изделиях и ломе, скупаемых у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц);
- определяет условия осуществления страховой деятельности страховыми организациями и их обособленными подразделениями и осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании и др.
Подробная информация о его функциях размещена на сайте Министерства финансов Республики Беларусь по адресу http://www.minfin.gov.by/state.
К финансовому аппарату относится также Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными задачами министерства являются:
· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды;
· осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
· разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;
· и др.
Министерство по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
· осуществляет контроль за:
- соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;
- соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
- полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
- соблюдением законодательства:
- регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
- регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями;
- по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения;
- устанавливающего особые режимы налогообложения;
- о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
- о ведении кассовых операций;
- об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров;
- об обращении нефтяного жидкого топлива;
- осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);
- организует деятельность инспекций МНС по:
- обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
- ведению Государственного реестра плательщиков; Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими; Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и т. д.;
- ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
- проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства;
- осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений об упрощении налоговой системы;
- и др.
Подробная информация о его функциях размещена на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по адресу http://nalog.by/institution/structure/provision.
Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение таких функций, как: составление финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией; проведение мероприятий по улучшению финансового состояния подведомственных предприятий; контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими; финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т. д.
В низовых звеньях хозяйственного управления, т. е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии – другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.
Следует отметить, что особенностью финансового аппарата является то, что он – часть государственного аппарата, поэтому его нельзя включать в состав финансовых отношений.