Бюджетный дефицит, источники его финансирования. Профицит бюджета
Дефицит бюджета (превышение расходов над доходами). С 2009 года федеральный бюджет принимается и исполняется с дефицитом. На 2013 гол объем дефицита составляет 521 000 000 000 рублей. Большинство городских, сельских, поселковых бюджетов, а также бюджет регионов стабильно является дифицитом и обязательно отражается в законе о бюджете, в котором расписывает источники финансирования дефицита бюджета, который может быть:
1.Выпуск государственных или муниципальных облигаций;
2.Привлечение бюджетных кредитов;
3.Привлечение кредитов от кредитных организаций;
4.Кредиты иностранных банков и международного валютного фонда и европейского банка реконструкции и развития.
5.Иные источники (продажа акций, принадлежащие государству, ОАО РЖД, Сбербанк)
Профицит (превышение доходов над расходами). В результате роста уже на мировом рынке на нефть и на федеральный бюджет РФ, с 2001 по 2008 год, формировался и исполнялся с профицитом. За счет профицита в 2004 году министерство финансов РФ было принято решение о его создании.
Стабилизация фонда РФ, который предполагает для финансирования дефицита Пенсионного фонда и для погашения государственного внешнего долга.
1 часть – резервный фонд, целью которого является финансирование непредвиденных расходов государства, связанных с природными и техногенными катастрофами, либо с кризисными ситуациями в экономике.
2 часть – фонд национального благосостояния, целью создания которого является финансирование государственной программы софинансирования будущих пенсионных накоплений граждан.
В соответствии с бюджетным кодексом, источники формирования, указанных фактов, является:
1.Налог на добычу полезных ископаемых;
2.Вывозные таможенные пошлины на нефть и на газ.
Совокупный объем данных фондов по состоянию на 1 марта 2013 года превышает 6 000 000 000 000 рублей.
Равенство между доходами и расходами. На практике такое соотношение встречается крайне редко и исключительно в плановых показателях, т.к. фактически бюджеты исполняются либо с дефицитом, либо с профицитом.
Государственные внебюджетные фонды РФ в финансовой системе.
Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и вне бюджетов субъектов РФ, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, на социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды могут быть либо экономические (фонд поддержки малого предпринимательства, дорожный фонд) и социального значения, к которой относится (пенсионный фонд, ФСС, ФОМСы (Фонд Обязательного Медицинского Страхования))
Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов заключается в перераспределение научного дохода государства в пользу отдельных социальных групп населения.
В ней фонды, являясь частью финансовой системы РФ обладает рядом особенностей:
Запланированный органами государственной власти и имеют строго целевую направленность;
Денежные средства фондов используется для финансирования государственных расходов, не включена в федеральный бюджет, в региональные бюджеты или местные бюджеты;
Фонды формируются в основном за счет обязательного отчисления юридических лиц или индивидуального предпринимательства в форме страховых взносов;
Страховые взносы и взаимоотношения, возникающие при их уплате, устанавливается государством и являются обязательными;
Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но они не входят в состав бюджетов и не подлежат изъятию на цели, не предусматриваются законодательством;