Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров
Транспортно-экспедиционное обеспечение распределения товаров - деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию организации и выполнению доставки товаров от мест их производства до мест потребления и оказанию дополнительных услуг, по подготовке парии отправок к перевозке с использованием оптимальных способов и методов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных, торговых фирм в эффективном распределении товаров.
Эта деятельность включает в себя:
· оформление необходимых перевозочных документов;
· заключение договора перевозки с транспортными предприятиями;
· расчеты за перевозку груза;
· организацию погрузочных разгрузочных работ;
· хранение;
· информационное обеспечение участникам транспортного процесса;
· страхование;
· упрощение таможенных формальностей.
Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:
· надежность перевозок;
· минимальные сроки (продолжительность) доставки;
· регулярность доставки груза;
· гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно срок;
· безопасность перевозок;
· обеспечение сохранности груза при доставке;
· удобства по приему и сдаче грузов;
· наличие дополнительных услуг;
· приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания;
· отлаженная система информации и документирования;
· сопровождение груза до конечного пункта назначения;
· организация доставки груза «от двери до двери»;
· приемлемая стоимость перевозки;
· возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.)
· оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;
· возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.
Анализ деятельности экспедиторов показывает, что они готовы оказывать услуги, связанные с выполнением функций логистики, а именно:
· выполнение расчетов с получателями за доставляемые грузы (эту функцию передают экспедиторам 70 % их клиентов);
· временное складирование продукции и сырья (22 %);
· выбор наиболее выгодного варианта доставки (22 %);
· согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);
· контроль продвижения грузов (15%);
· создание информационных систем для хранения и обработки данных (13%);
· организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);
· эксплуатация-парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
· отслеживание прохождения заказов (7%);
· контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%).
Интермодальная система - система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней.
Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта.
Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.
Примером интермодальной системы являются транзитные перевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах.
Наличие экспедитора определяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы:
· единый транспортный документ международного образца;
· доставка "от двери до двери" либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
· единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
· сквозная единая ставка фрахта.