Субъективные признаки наемничества
Очевидно, что субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ - общий, т. е. любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Действительно, вербовать, обучать, финансировать, обеспечивать иным образом и использовать наемника может любой человек.
Субъект преступления, предусмотренного в ч. 2 (т. е. квалифицированного вида преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ), имеет альтернативный характер.
Под лицом, использующим свое служебное положение, как альтернативным субъектом ч. 2 ст. 359 УК РФ, следует понимать не только должностных лиц, а любых использующих свое служебное положение лиц, включая выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»[12]:
1. Использование компетенции и положения представителем власти означает, что субъект (в данном случае - только должностное лицо) использует при совершении наемничества предоставленные в установленном законом порядке распорядительные полномочия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо право принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности, а также служебные связи и авторитет занимаемой должности.
2. Использование организационно-распорядительных функций должностным лицом и негосударственным служащим при совершении наемничества включает в себя, например, использование при совершении преступления полномочий по руководству коллективом, расстановке и подбору кадров, организации труда или службы подчиненных, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий, а также авторитета службы в целом.
3. Использование должностным лицом и негосударственным служащим при совершении им наемничества административно-хозяйственных функций означает использование им полномочий, например, по управлению и распоряжению имуществом и денежными средства ми, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий: осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п., а также использование авторитета службы в целом.
При этом, в силу правила конкуренции общей и специальной нормы, наемничество, совершенное с использованием служебного положения, не требует дополнительной квалификации по нормам УК РФ, предусматривающим ответственность за должностное преступление либо преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Так, например, по мнению ряда политических деятелей России, именно под признаки наемничества, совершенного с использованием служебного положения, подпадают действия руководителя Мурманского отделения ЛДПР А. Вихорева, использовавшего свой служебно-политический статус для вербовки российских наемников для участия в военных действиях на стороне сербов во время Югославской войны 2001 г. Кроме того, контактные группы по организации отправки наемнических бригад в Сербию были созданы руководителями региональных отделений ЛДПР в Санкт-Петербурге, Пскове, Владивостоке и других городах России.[13]
Использование служебного положения допускает также использование служебных связей, авторитета занимаемой должности и прочих факторов, не подпадающих под определение «исполнение служебных полномочий»[14].
При совершении вербовки, финансирования, обучения, иного материального обеспечения наемника в отношении несовершеннолетнего ответственности подлежит общий субъект - так как в законе отсутствует указание на определенный возраст этого человека (так, например, состав вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления, напротив, прямо предусматривает ответственность лиц, достигших 18-летнего возраста).
В части 3 ст. 359 УК РФ установлена уголовная ответственность за участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Следовательно, субъектом этого преступления может быть только наемник - субъект, обладающий специальными признаками, оговоренными в примечании к ст. 359 УК РФ.
Понятие наемника, содержащееся в примечании к ст. 359 УК РФ, основано на соответствующем определении ст. 47 I Дополнительного Протокола (наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей).
Отсюда, субъектом данного деяния может быть лицо, обладающее следующими обязательными для установления признаками:
1. Лицо не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте, либо не проживает постоянно на территории этого государства.
Так, если в конфликте участвуют государства А. и Б., то гражданин страны А. может быть ее наемником только в том случае, если он не проживает постоянно на ее территории, т. е. вполне возможно, что он проживает постоянно на территории страны Б. В данном случае речь также идет и о лицах без гражданства, не проживающих постоянно на территории государства, их нанимающего.
2.Лицо не направлено для исполнения официальных обязанностей. В
данном случае речь идет о том, что лицо не должно быть, например, военным советником, не принимающим непосредственного участия в военных
действиях и направленным на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.
Также не являются наемниками и добровольцы, при условии включения их в личный состав вооруженных сил страны, принимающей участие в вооруженном конфликте или военных действиях.
3. Лицо действует в целях получения материального вознаграждения.
Приведенный перечень обязательных признаков, характеризующих наемника как специального субъекта преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, прямо имплементирован из названных актов международного права. Однако такая имплементация оказалась не совсем последовательной: Конвенция о наемничестве и Проект Международного кодекса указывают на то, что для наемника его участие в вооруженном конфликте или военных действиях является, по существу, не обязательным, а альтернативным признаком.
Дело в том, что наряду с этими «проявлениями» деятельности наемника международное право допускает его участие в вооруженных столкновениях, направленных на свержение правительства, иной подрыв конституционного строя или территориальной целостности государства.
То есть, для признания лица наемником, при соблюдении всех прочих условий, не обязательно устанавливать факт его участия в вооруженном столкновении между двумя сторонами конфликта. Лицо должно признаваться наемником (и следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ) и в случае его участия в вооруженных действиях «одностороннего» характера, направленных на достижение указанных целей.
Любое проявление наемничества, предусмотренное в ч. 1 ст. 359 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом. Это значит, что при совершении преступления лицо должно осознавать общественную опасность своих действий по вербовке, обучению, финансированию, иному материальному обеспечению наемника либо по его использованию в вооруженном конфликте или военных действиях и желать совершения этих действий.
Вызывает интерес субъективное отношение виновного к несовершеннолетию наемника (ч. 2 ст. 359 УК РФ). Бесспорно, что виновный должен знать о несовершеннолетии лица до совершения действий, указанных в ч. 1 ст. 359 УК РФ. То есть наемник должен быть для субъекта преступления заведомо несовершеннолетним.
Термин «заведомость» означает однозначную осведомленность о чем-либо, предварительное осознание лицом несомненности чего-либо. Полагаем целесообразным дополнить ч. 2 ст. 359 УК РФ указанием на «заведомость» в отношении несовершеннолетия наемника.
Субъективная сторона состава наемничества, ответственность за которое предусмотрена в ч. 3 ст. 359 УК РФ, наряду с прямым умыслом включает специальную цель виновного - получение материального вознаграждения. Обязательность данной цели свидетельствует о том, что участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях также совершается только с прямым умыслом.