Механизм предупреждения и пресечения соглашений хозяйствующих субъектов
Механизмы предупреждения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, так же как и механизмы предупреждения злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, установлены в гл. 7 Закона о защите конкуренции, посвященной вопросам государственного контроля за экономической концентрацией. Вопросы предупреждения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов регламентированы в ст. 35 данной главы "Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов".
Статья 35 устанавливает общие условия контроля ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, которые применимы к соглашениям хозяйствующих субъектов, вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности. Но кроме того, данная статья предусматривает и особые условия контроля в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на рынках финансовых услуг, иными словами, финансовых организаций. Рассмотрим общие условия для всех соглашений.
Основное содержание этого контроля состоит в согласовании антимонопольным органом проектов соглашений хозяйствующих субъектов и принятии решения о том, могут ли данные соглашения быть признаны допустимыми с точки зрения антимонопольного законодательства или нет. Согласно ч. 1 ст. 35 хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. Хозяйствующие субъекты, вступающие в соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут этого и не делать, но тогда они рискуют подпасть под подозрение антимонопольного органа при осуществлении им своей контрольной деятельности, и уже в ходе расследования придется доказывать, что такое соглашение было направлено на вполне благие цели и может быть признано допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства, если, конечно, для этого будут соответствующие законные основания. Данная статья позволяет вполне респектабельным хозяйствующим субъектам, действительно желающим достичь коммерческой выгоды путем заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, но которые могут быть признаны допустимыми, самим обратиться в антимонопольный орган с проектами таких соглашений, представить информацию, подтверждающую возможность допустимости таких соглашений, и тем самым обезопасить себя от подозрений в монополистической деятельности. Если соглашение будет признано допустимым, то хозяйствующие субъекты будут развивать свой бизнес с помощью таких соглашений. Если антимонопольный орган сочтет, что данное соглашение недопустимо с точки зрения антимонопольного закона, тогда данные хозяйствующие субъекты должны будут от этого соглашения отказаться либо, если это возможно, изменить его условия в целях соответствия Закону о защите конкуренции. Но здесь еще нет нарушения, ибо при предоставлении проекта даже недопустимого соглашения в ФАС России еще ничего не нарушается, лишь соблюдается установленная процедура согласования, и предприниматели ничем не рискуют, но, напротив, уберегают себя от возможных преследований, в том случае, если бы такое соглашение было бы заключено без ведома ФАС России и тем более если бы они уже сообразовывали с этим соглашением свою хозяйственную деятельность. Итак, Закон о защите конкуренции не обязывает хозяйствующие субъекты предоставлять в антимонопольный орган проекты таких соглашений, но дает им право делать или не делать этого. Забегая вперед, скажем, что в отношении финансовых организаций действует уже императивная норма. Они обязываются предоставлять проекты своих соглашений.
Статья 35 подробно регламентирует порядок согласования проектов таких соглашений. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. Вместе с заявлением хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, предоставляют в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. Такой перечень утвержден Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении перечня документов и сведений, предоставляемых в антимонопольный орган при предоставлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение". В соответствии с данным перечнем в антимонопольный орган должны предоставляться:
I. Документы и сведения о лицах, имеющих намерение заключить соглашение.
II. Сведения о соглашении.
III. Сведения о лицах, принадлежащих к той же группе лиц, что и лица, имеющие намерение заключить соглашение.
Среди указанных выше документов и сведений должны предоставляться, по установленным данным Приказом ФАС России формам, сведения о производстве и реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, сведения об основных покупателях (потребителях) товаров (работ, услуг), сведения о закупках товаров (работ, услуг), сырья и комплектующих, необходимых для производства товаров (работ, услуг), сведения об обороте услуг по основным видам деятельности финансовых организаций.
В течение 30 дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
Основаниями для принятия решения о несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства являются:
- наличие условий, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 11 Закона о защите конкуренции;
- недостоверность сведений, содержащихся в документах, а также иных сведений, представленных хозяйствующим субъектом и имеющих значение для принятия решения;
- непредставление документов и сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 35 указанного Закона.
Решение антимонопольного органа о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия указанного решения. Антимонопольный орган вместе с решением о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства в случае, если:
1) после принятия решения установлено, что при рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта, имеющего намерение достичь соглашения, были представлены недостоверные сведения;
2) хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, не выполняется предписание антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции.
Статья 35 Закона также регламентирует контроль соглашений финансовых организаций. В отличие от других хозяйствующих субъектов финансовые организации, как уже указывалось, не в праве, а обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, за исключением соглашений:
- заключенных между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
- являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
- являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Форма уведомления устанавливается федеральным антимонопольным органом. В настоящее время такая форма установлена Приказом ФАС России от 25 июня 2007 г. N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации".
К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) копия соглашения в письменной форме с приложениями;
2) сведения об основных видах деятельности лиц, достигших соглашения, и их доходе от основных видов деятельности;
3) финансово-экономическая отчетность, предоставляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти.
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение 15 дней с даты его достижения.
11.3. Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и
согласованных действий хозяйствующих субъектов.
Ответственность и санкции за нарушающие антимонопольное
законодательство соглашения и согласованные действия
хозяйствующих субъектов, защита прав потерпевших
от таких соглашений и согласованных действий
Пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов осуществляется посредством общей административной процедуры рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, о которой уже было сказано в предыдущих лекциях. По итогам рассмотрения дела выносится решение о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. При наличии такого нарушения виновным лицам выдается предписание, в котором содержатся требования, направленные на пресечение нарушений, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства. Также в предписании может содержаться санкция, например, обязанность перечислить в бюджет незаконно полученный доход.
В случае, если данные соглашения и согласованные действия содержат признаки административного правонарушения по КоАП РФ также возбуждается административная процедура по применению к нарушителям мер административной ответственности. Административная ответственность по КоАП РФ за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий предусмотрена ст. 14.32. Согласно данной статье заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 17 до 20 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 1/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Важно обратить внимание, что данная статья предполагает возможность освобождения участников таких соглашений и действий от ответственности в случае соблюдения определенных условий: согласно примечанию к данной статье лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, отказавшееся от участия или дальнейшего участия в таком соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления таких согласованных действий и предоставившее имеющиеся у него сведения (информацию) в целях установления факта такого соглашения или таких согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей.
В случае, если антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в форме заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий придет к выводу о наличиях в данных соглашениях и согласованных действиях признаков уголовного преступления, антимонопольный орган направляет в установленном порядке материалы в правоохранительные органы для принятии соответствующих мер реагирования. О взаимодействии антимонопольного органа и правоохранительных органов в целях расследования уголовных преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, см. выше в общей части настоящего курса.
Говоря об уголовной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, прежде всего следует назвать ст. 178, устанавливающую уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Согласно данной статье недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Согласно примечанию к данной статье крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.
Подлежит исследованию вопрос: могут ли отдельные запрещенные антимонопольным законодательством формы соглашений и согласованных действий квалифицироваться как преступления не только по ст. 178, но также и по некоторым другим статьям УК РФ, составы которых могут быть соотнесены с отдельными формами таких соглашений и согласованных действий?
Пресечение и применение мер юридической ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий может быть реализовано судебными органами и непосредственно.
Например, если какое-либо потерпевшее лицо, например хозяйствующий субъект или потребитель, обратилось в суд, гражданский или арбитражный, с иском о возмещении ущерба или принуждению к заключению положенного договора, или с иными требованиями к участникам ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий в форме, например, установления монопольных цен, отказа от заключения договоров, в нарушение запретов, установленных антимонопольным законодательством, и т.д., то в этих случаях суд может и пресечь такие соглашения и действия, понудив, например, к совершению определенных действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства, а также суд может реализовать гражданскую ответственность в отношении виновного лица, взыскав в пользу потерпевшего сумму понесенного ущерба виновными действиями лиц, участников ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий, которые к такому ущербу привели.
Применение к виновному лицу мер публичной ответственности не исключает реализацию потерпевшим лицом гражданско-правовой ответственности. Так что даже если дело о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий предварительно рассматривалось антимонопольным органом и даже если были в отношении виновного реализованы меры административной ответственности или уголовной, ничто не лишает потерпевшего возможности предъявить в суд гражданский иск о возмещении понесенного ущерба от таких соглашений и действий.