Контртеррористический комитет Совета Безопасности («КТК», «СТС»). 8 страница

Акты терроризма представляют все большую угрозу безопасности Российской Федерации и других государств. Нередко такие акты носят международный характер и создают опасность межгосударственным отношениям, дестабилизируют международную обстановку. Можно констатировать, что терроризм пре­вратился в глобальную проблему современности, а сама борьба с международным терроризмом не может быть делом только од­ного государства или ряда отдельных государств, это проблема всего человечества. Рано или поздно она может затронуть любое государство.

Ключевым вопросом в борьбе с международным террориз­мом является выработка его общего определения, закрепление его международно-правового состава в универсальном между­народном договоре. Однако несмотря на обилие междуна­родно-правовых актов, существование многочисленных орга­низаций различного уровня и характера, участвующих в тех или иных формах в борьбе с международным терроризмом, в на­стоящее время нет ни одного универсального международного договора. В то же время в универсальных международных до­говорах содержатся частные составы различных проявлений терроризма (захват заложников, незаконные акты, угрожающие безопасности гражданской авиации, морского судоходства, бомбовый терроризм и т. д.). На государственном уровне также наблюдается самое произвольное определение терроризма.

Иными словами, отсутствует общая основа, необходимая для построения единого механизма борьбы с международным терроризмом. Пока можно говорить лишь об условном, собира­тельном определении международного терроризма, содержа­щем признаки ряда преступлений, которые мировое сообщест­во относит к таковым посредством международных договоров.

На региональном уровне определение терроризма нашло закрепление в ряде международных договоров. Так, в Договоре о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, заключенного 4 июня 1999 г. в Минске, под терроризмом понимается противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принят™ органами власти решений, устрашения населения, проявляю­щееся в виде: насилия или угрозы его применения; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имуще­ства и других материальных объектов, создающей опасность ги­бели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; по­сягательства на жизнь государственного или общественного дея­теля, совершенного для прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую дея­тельность; нападения на представителя иностранного государст­ва или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной за­щитой; иные деяния, подпадающие под понятие террористиче­ских в соответствии с национальным законодательством сторон, а также другими общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Следует заметить, что в международном договоре межведом­ственного характера - Протоколе о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом к Договору о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, заключенном в 1995 г. спецслужбами и органами безопасности государств - участников СНГ, под терроризмом понимаются: преступления, предусмотренные национальным законодательством государств-участников данного Протокола; преступления, предусмотренные международными конвенциями, заключенными под эгидой ООН; преступления, при совершении которых применяются взрывчатые вещества, взрывные устройства и другие опасные для жизни невинных людей средства массового поражения, действия по получению доступа к ядерному, химическому или бактериологическому (биологическому) материалу или оружию для использования его в террористической Деятельности организационная деятельность по подготовке вышеназванных преступлений или действий, покушение на их совершение или со­участие в них.

В Азиатском регионе Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г. к терроризму наряду с преступлениями, предусмотренными в антитер­рористических конвенциях и протоколах, перечень которых приведен в приложении к этой Конвенции, относятся деяния направленные на то, чтобы вызвать смерть какого-либо граж­данского лица или любого другого лица, не принимающего ак­тивного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение а также нанести значительный ущерб какому-либо материаль­ному объекту, равно как и организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему. При этом такие деяния должны преследовать цель запу­гать население, нарушить общественную безопасность или за­ставить органы власти либо международную организацию со­вершить какое-либо действие или воздержаться от его соверше­ния, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с законодательством участников названной Конвенции[71].

Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страс­бург, 27 января 1977 г.), участником которой является и Россия[72], к актам терроризма, в частности, относит: правонарушения, от­носящиеся к применению Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, подписанной в Гааге 16 декабря 1970 г.; правонарушения, относящиеся к применению Конвен­ции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 г.; тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатиче­ских представителей; правонарушения, содержащие захват за­ложников или незаконное лишение свободы; правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматическо­го огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерно с тем, насколько подобное использо­вание представляет опасность для людей; попытка совершения одного из вышеуказанных правонарушений или участие в каче­стве сообщника лица, которое совершает или пытается совер­шить подобное правонарушение.

Для Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (Страсбург, 16 мая 2005 г.) «террористическое преступление» означает любое из преступлений в рамках положений и определений, содержащихся в одном из договоров, перечаленных в приложении к этой Конвенции[73]. В этот список включены универсальные международные договоры антитеррористической направленности. Кроме того, согласно Конвенции признаются как преступление публичное подстрекательство к совершению террористического преступления, вербовка и подготовка терро­ристов, другие деяния, рассматриваемые как сопутствующие (соучастие, организация и наставление других лиц, содействие). При этом для признания деяния преступным не требуется, что­бы террористическое преступление было фактически совер­шено.

Наряду с перечисленными международными договорами оп­ределение терроризма дано в Конвенции о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымога­тельства, когда эти акты носят международный характер 1971 г., заключенной в рамках Организации американских го­сударств, а также Конвенции американских государств против терроризма 2002 г., Региональной конвенции Ассоциации ре­гионального сотрудничества Южной Азии по борьбе с терро­ризмом 1987 г. На Ближнем Востоке заключена Конвенция Ор­ганизации Исламская конференция о борьбе с международным терроризмом, в которой нашли отражение термины «терро­ризм» и «террористическое преступление».

Ввиду большего разнообразия определения терроризма акту­альной задачей мирового сообщества является выработка его об­щего определения, в том числе международного терроризма. Оно должно содержать наиболее общие признаки, закрепленные в уже принятых антитеррористических конвенциях и протоколах, в том числе уточнение формулировки целей, характерных для ак­тов терроризма. Разработанное определение необходимо закре­пить во всеобъемлющей конвенции с привлечением к участию в ней максимального числа государств. Работа в этом направлении уже ведется. В рамках ООН еще в 2000 г. начата разработка всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

В связи с опасностью, которую представляют акты терроризма для жизненно важных интересов государств, возникает потребность в дальнейшем совершенствовании противодействия актам терроризма путем их выявления, предупреждения и пресечения, а также в ликвидации или минимизации последствий, которые могут наступить в результате совершения этих пре­ступлений. Это обусловливает необходимость принятия мер по­литического, правового, экономического, организационного и иного характера - мер комплексных, взаимодополняющих внутригосударственного и международного уровня.

В настоящее время сформировалась международная система противодействия терроризму. Она предусматривает сотрудниче­ство государств и их компетентных органов и его междуна­родно-правовое регулирование на глобальном (универсальном), региональном, субрегиональном и двустороннем уровнях и функционирует на основе принципов:

- безоговорочного осуждения как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись;

- недопустимости оправдания актов терроризма независимо от того, какими бы соображениями политического, философ­ского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера ни руководствовались лица, их совершающие;

- бескомпромиссной борьбы с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях;

- укрепления международного сотрудничества между государ­ствами, международными организациями по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм международного терро­ризма;

- обеспечения задержания и судебного преследования или вы­дачи лиц, совершивших террористические акты и оказывающих им содействие, согласно положениям международных догово­ров и внутригосударственного права;

- непредоставления убежища лицам, занимающимся террори­стической деятельностью или оказывающим им содействие;

- недопустимости участия государств в организации, подстре­кательстве, оказании помощи или участии в террористических актах в другом государстве или содействия организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов.

Также можно выделить принципы, которые вытекают из вышеизложенных общих положений и отражают особенности международной борьбы с терроризмом:

- сотрудничества друг с другом в обмене соответствующей информацией относительно предотвращения терроризма и борьбы с ним;

- принятия совместных усилий в целях предотвращения и
пресечения террористических актов;

- предотвращения и пресечения использования своей терри­тории для подготовки любых актов терроризма;

- воспрепятствования финансированию деятельности терро­ристов и террористических организаций;

- расширения сотрудничества в области борьбы с междуна­родным терроризмом путем заключения специальных междуна­родных договоров и скорейшего претворения их в жизнь;

- приведения своего внутреннего законодательства в соответ­ствие с международными договорами в области борьбы с меж­дународным терроризмом;

- оказания друг другу всемерного содействия в связи с уголов­ными расследованиями или уголовным преследованием в слу­чае совершения террористического акта;

- предотвращения передвижения террористов или террористи­ческих групп через государственные границы и др.

На глобальном уровне международное сотрудничество осущест­вляется преимущественно в рамках универсальных международ­ных организаций. Наиболее активное участие в данном вопросе принимает ООН и ее специализированные учреждения. Под их эгидой заключено 15 универсальных международных конвенций и протоколов антитеррористической направленности. Эти до­говоры охватывают вопросы борьбы с самыми различными фор­мами и проявлениями терроризма. Они предусматривают соста­вы преступлений, связанных с международным терроризмом, ос­новные правила сотрудничества государств в данной области. К таким международным договорам можно отнести Токийскую конвенцию о правонарушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г., Конвенцию о борьбе с незакон­ным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г., Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию о физической защите ядерного материала 1980 г., Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиа­цию 1988 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, на­правленными против безопасности морского судоходства, 1988 г и Протокол 2005 г. к ней, Протокол о борьбе с незаконными ак­тами, направленными против безопасности стационарных плат­форм, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. и Протокол 2005 г. к нему, Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., Междуна­родную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международную конвенцию о борьбе с финансированием терро­ризма 1999 г., Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. Следует заметить, что происходит процесс расширения как сфер, подпадающих под регулирование этих международных договоров, так и их участников.

В рамках ООН и ряда других универсальных международных организаций принято множество международных документов, которые, несмотря на их рекомендательный характер, отражают идеи и подходы всего мирового сообщества в борьбе с междуна­родным терроризмом и его проявлениями. Среди таких до­кументов следует отметить резолюцию 49/60 от 9 декабря 1994 г. и приложение к ней, содержащее Декларацию о мерах по лик­видации международного терроризма. Этот документ занимает важное место в координации усилий в борьбе с международным терроризмом и несмотря на то, что Декларация носит рекомен­дательный характер, в ней закреплены меры, которые государ­ствам следовало бы предпринимать в борьбе с этим явлением. Многие из них уже нашли отражение в международном праве. В Декларации, в частности, указано, что государства обязаны воздерживаться от организации террористических актов на тер­риториях других государств, подстрекательства к ним, пособни­чества им или участия в них, а также от попустительства или по­ощрения деятельности на своей территории, направленной на совершение таких актов. Кроме того, отмечено, что государства должны выполнять свои обязательства по Уставу ООН согласно другим положениям международного права в отношении борь­бы с международным терроризмом.

Государствам настоятельно предлагается:

- обеспечивать задержание и судебное преследование или вы­дачу лиц, совершивших террористические акты, согласно соот­ветствующим положениям их национального права;

- стремиться к заключению специальных соглашений с этой целью на двусторонней, региональной и многосторонней осно­ве и разработать типовые соглашения о сотрудничестве;

- сотрудничать друг с другом в обмене соответствующей ин­формацией относительно предотвращения терроризма и борь­бы с ним;

- оперативно предпринимать все необходимые шаги к претво­рению в жизнь существующих международных конвенций по этому вопросу, участниками которых они являются, включая приведение своего внутреннего законодательства в соответст­вие с этими конвенциями;

- принимать надлежащие меры до предоставления убежища для установления того, что ищущее убежище лицо не занималось террористической деятельностью, а после предоставления убе­жища — для обеспечения того, чтобы статус беженца не исполь­зовался в целях, связанных с террористической деятельностью.

В связи с событиями, происшедшими 11 сентября 2001 г. в США, Совет Безопасности ООН 12 сентября 2001 г. принял ре­золюции 1368 (2001), 1373 (2001), где перечислил меры, кото­рые должны предпринимать государства в борьбе с актами тер­роризма. Так, согласно резолюции 1373 (2001)[74] все государства должны:

предотвращать и пресекать финансирование террористиче­ских актов;

ввести уголовную ответственность за умышленное предос­тавление или сбор средств, любыми методами, прямо или кос­венно, их гражданами или на их территории с намерением, чтобы такие средства использовались — или при осознании то­го, что они будут использованы, — для совершения террори­стических актов;

безотлагательно заблокировать средства и другие финансо­вые активы или экономические ресурсы лиц, которые соверша­ют или пытаются совершить террористические акты, или участ­вуют в совершении террористических актов, или содействуют их совершению; организаций, прямо или косвенно находящих­ся в собственности или под контролем таких лиц, а также и лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких лиц и организаций, включая средства, полученные или

приобретенные с помощью собственности, прямо или косвенно находящейся во владении или под контролем таких лиц и СВЯ-занных с ними лиц и организаций;

запретить своим гражданам или любым лицам и организаци­ям на своей территории предоставления любых средств, финан­совых активов или экономических ресурсов, или финансовых или иных соответствующих услуг, прямо или косвенно, для ис­пользования в интересах лиц, которые совершают или пытают­ся совершить террористические акты, или содействуют или участвуют в их совершении, организаций, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких лиц, а также лиц и организаций, действующих от имени или по указа­нию таких лиц.

Кроме того, все государства должны:

воздерживаться от предоставления в любой форме поддерж­ки - активной или пассивной - организациям или лицам, за­мешанным в террористических актах, в том числе путем пресе­чения вербовки членов террористических групп и ликвидации каналов поставок оружия террористам;

принять необходимые меры в целях предотвращения соверше­ния террористических актов, в том числе путем раннего преду­преждения других государств с помощью обмена информацией;

отказывать в убежище тем, кто финансирует, планирует, поддерживает или совершает террористические акты, или пре­доставляет убежище;

оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголов­ными расследованиями или уголовным преследованием, кото­рые имеют отношение к финансированию или поддержке терро­ристических актов, включая содействие в получении имеющих­ся у них доказательств, необходимых для такого преследования;

предотвращать передвижение террористов или террористи­ческих групп с помощью эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей документов, удостоверяющих личность, и проездных документов, а также с помощью мер предупреж­дения фальсификации, подделки или незаконного использова­ния документов, удостоверяющих личность, и проездных до­кументов и др.

12 ноября 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолю­цию 1377 (2001), в которой постановил принять прилагаемую к этому документу Декларацию о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. В ней было обращено особое внимание на то, что акты международного терроризма противоречат целям и принципам Устава ООН и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержи актов международного терроризма, также противоречат целям и принципам Устава ООН.

В целях улучшения координации усилий на национал субрегиональном, региональном и международном уровнях в борьбе с актами ядерного, химического и биологического тер­роризма Советом Безопасности ООН на его 4956-м заседании 28 апреля 2004 г. была принята резолюция 1540 (2004). В соот­ветствии с этим документом и в интересах его реализации соз­дан «Комитет 1540», являющийся вспомогательным органом Совета Безопасности.

В резолюции 1566 (2004), принятой Советом Безопасности ООН на его 5053-м заседании 8 октября 2004 г. содержится призыв к государствам всецело сотрудничать, в соответствии с их обязательствами по международному праву, в борьбе с тер­роризмом, особенно с теми государствами, в которых или про­тив граждан которых были совершены террористические акты, в целях поиска тех, кто оказывает поддержку или содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, плани­ровании, подготовке или совершении террористических актов либо предоставляет убежище, отказывать таким лицам в убежи­ще и привлекать их к судебной ответственности на основе принципа «либо выдай, либо суди».

Данным документом также принято постановление учредить рабочую группу в составе всех членов Совета Безопасности ООН для рассмотрения и представления Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, поми­мо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»[75]. Такие меры, в частности, касаются выдачи, замораживания их финансовых активов, пре­дотвращения их передвижения через территории государств, предотвращения обеспечения их любыми типами вооружений и связанных с ними материалов. Режим подобного рода санкций изменялся и укреплялся последующими резолюциями, включая резолюции 1333 (2000), 1390 (2002), 1455 (2003), 1526 (2004), 1617 (2005) и 1735 (2006). В настоящее время данные санкции

Распространяются на всех лиц и на все организации, связанные с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном и (или) «Талибаном», где бы они не находились. Лица и организации, в отношении которых применяются санкции, включаются в сводный перечень. Комитет по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движе­ния «Талибан» тесно сотрудничает с Интерполом. Результатом такого сотрудничества стала инициатива, направленная на оказание помощи государствам в выявлении лиц, значащихся в сводном перечне, посредством распространения специальных уведомлений по линии ООН-Интерпола.

Все указанные резолюции принимались на основании гл. VII Устава ООН и требуют, чтобы все государства приняли меры по замораживанию активов указанных лиц, запрету на их международные поездки, вводили эмбарго в отношении неза­конных поставок оружия.

Резолюция 1624 (2005), принятая Советом Безопасности ООН на его 5261-м заседании 14 сентября 2005 г., содержит призыв ко всем государствам принять такие меры, которые мо­гут быть необходимы и уместны и будут соответствовать их обязательствам по международному праву, чтобы: законода­тельно запретить подстрекательство к совершению террористи­ческого акта или актов; предотвращать такое поведение; отка­зывать в убежище любым лицам, в отношении которых имеется достоверная и соответствующая информация, дающая серьез­ные основания считать их виновными в таком поведении. Го­сударства призываются к сотрудничеству, в частности, в целях укрепления безопасности своих международных границ, в том числе путем борьбы с использованием подложных проездных документов и, по мере возможности, путем внедрения более эффективных процедур контроля в целях выявления террори­стов и обеспечения безопасности пассажиров, с тем чтобы пре­дотвратить въезд лиц, причастных к террористической деятель­ности, на свою территорию.

Особо следует отметить Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, которая была принята 20 сентября 2006 г. ре­золюцией 60/288 ее Генеральной Ассамблеи. В приложении к резолюции приведен план действий мирового сообщества в данной области, предусматривающий наиболее важные меры, которые следует предпринять. В частности, в этом документе предусмотрены меры: по устранению условий, способствующих распространению терроризма; предотвращению терроризма и борьбе с ним; укреплению потенциала государств по предот­вращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли сис­темы ООН в этой области; обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаменталь­ной основы для борьбы с терроризмом.

Для выработки мер по борьбе с терроризмом ООН использу­ет самые различные формы международного сотрудничества. Одним из наиболее эффективных способов стало проведение международных конгрессов по обмену опытом. Непосредственно рассматриваемой проблеме борьбы с международным терро­ризмом был посвящен восьмой Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, кото­рый проходил в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990 г. На этом Конгрессе был принят документ «Меры по борьбе с меж­дународным терроризмом». В нем содержатся положения, свя­занные с выработкой определения международного терроризма, очерчены проблемы в области борьбы с этим противоправным явлением, указаны меры, направленные на активизацию между­народного сотрудничества в целях эффективного и единообраз­ного предупреждения терроризма и борьбы с ним, определены потенциальные объекты нападений, имеющие высокую степень уязвимости, подчеркнута неприменимость оправдательных ар­гументов, рассмотрены вопросы юрисдикции, выдачи, взаим­ной помощи, контроля за оружием, боеприпасами и взрывчаты­ми веществами, защиты судей и работников уголовного право­судия, защиты жертв актов терроризма и защиты свидетелей, обращения с правонарушителями, кодификации международ­ного уголовного права, а также повышения эффективности меж­дународного сотрудничества, уточнена роль средств массовой ин­формации.

Заключенные в рамках региональных международных органи­заций региональные договоры в области борьбы с международ­ным терроризмом, как правило, детализируют универсальные международные договоры, устанавливая конкретные правила взаимодействия государств и их компетентных органов и, как было указано выше, содержат отдельные составы деяний, свя­занных с терроризмом. Так, заключенная в Страсбурге в рамках Совета Европы Европейская конвенция о пресечении терро­ризма 1977 г., наряду с определением деяний, являющихся пре­ступными, охватывает вопросы выдачи лиц, совершивших эти деяния, оказания взаимной правовой помощи друг другу и ряд других вопросов.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. также предусмотрела целый комплекс мер по предотвра­щению террористических преступлений. Ее цель заключается в активизации усилий сторон, направленных на предупреждение терроризма и его негативных воздействий на полное осуществ­ление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с должным учетом действую­щих применимых многосторонних или двусторонних договоров или соглашений ее участников. В частности, каждый участник Конвенции принимает такие меры, которые могут потребовать­ся для совершенствования и развития сотрудничества нацио­нальных органов в целях предупреждения террористических преступлений и их негативных последствий, посредством, по­мимо прочего, обмена информацией, улучшения физической защиты людей и объектов; совершенствования подготовки и планов координации действий в чрезвычайных ситуациях. В Конвенции получил дальнейшее развитие понятийный аппа­рат, в частности, нашли закрепление такие понятия, как «тер­рористическое преступление», «публичное подстрекательство к совершению террористического преступления», «вербовка тер­рористов» и «подготовка террористов». В документе нашли от­ражение вопросы наказания террористов, их выдачи, междуна­родного сотрудничества по уголовным делам, предоставления защиты, компенсации жертвам терроризма и другие актуальные вопросы противодействия терроризму[76].

Согласно Договору о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г. его стороны взяли обязательство осуществлять сотрудни­чество в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма в соответствии с положениями этого документа, другими международными обязательствами и национальным законодательством. Такое сотрудничество осуще­ствляется на основании запросов заинтересованной стороны об оказании содействия или по инициативе стороны, предполагаю­щей, что такое содействие представляет интерес для другой сто­роны. Важное внимание в этом договоре уделяется сотрудниче­ству компетентных органов.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепара­тизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г., далее - Кон­венция 2001 г.)[77] также сделан акцент на международном межве­домственном сотрудничестве. Согласно ее положениям компе­тентные органы осуществляют сотрудничество и оказывают друг другу содействие путем: обмена информацией; выполнения за­просов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; раз­работки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения деяний,, указанных в Конвенции (да­лее - актов терроризма), и взаимного уведомления о результатах их осуществления; принятия мер по предупреждению, выявле­нию и пресечению на территории своего государства этих дея­ний, направленных против других участников; принятия мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содейст­вия любым лицам и (или) организациям для совершения актов терроризма; принятия мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по под­готовке лиц к совершению актов терроризма; достижения по взаимному согласию сторон договоренностей об иных формах сотрудничества, включая в случае необходимости оказание практической помощи по пресечению актов терроризма и лик­видации их последствий. Такие договоренности оформляются соответствующими протоколами, которые составляют неотъемлемую часть рассматриваемой конвенции.

Наши рекомендации