Принципы организации социального страхования

Социальное страхование обеспечивает страховое возмещение застрахованным гражданам при наступлении определенных страховых случаев. Страховое возмещение осуществляется за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых страхователями и аккумулируемых страховщиками. Организация системы социального страхования может предусматривать выделение нескольких видов социального страхования, которые различаются по страхуемым рискам, составу застрахованных, страхователей, страховщиков. Например, страхование от безработицы нередко выделяется в самостоятельный вид социального страхования. В некоторых странах, в частности в Австрии, Германии, Франции, страховщики в системе социального страхования осуществляют страхование не только рисков, относящихся к социальному страхованию в узком смысле (рисков временной нетрудоспособности, трудовых увечий и профессиональных заболеваний и т.д.), но и одновременно риска появления необходимости в получении медицинской помощи. Социальное страхование потери доходов во время болезни при этом сочетается в рамках единой организационной системы со страхованием расходов на лечение.

В отдельных случаях государство берет на себя возмещение последствий реализации определенных рисков, осуществляя это в рамках системы социального обеспечения. Например, выплачивая пособия по временной нетрудоспособности за счет бюджетных средств, не прибегая к сбору страховых взносов и организации страхового фонда.

Страховые взносы. Взносы в систему социального страхования платят работодатели или совместно работодатели и работники, обычно на паритетных началах. Размер взносов устанавливается государством, как правило, в виде однозначно определенных ставок, исчисленных как процентные пункты к величине оплаты труда. В некоторых странах, например, в Германии, размер страховых взносов устанавливается самими страховщиками, но государство фиксирует минимальный уровень взносов.

Имеются два основополагающих принципа, которые учитываются при исчислении размера взносов в систему социального страхования:

■ принцип эквивалентности (размер взносов за каждое застрахованное лицо должен соответствовать риску наступления страховых случаев для данного лица);

■ принцип солидарности (взносы, уплачиваемые за застрахованных лиц с более высокими доходами, должны быть больше, чем взносы за лиц с меньшими доходами; иными словами, состоятельные лица частично несут бремя социального страхования менее состоятельных – "богатый платит за бедного").

Взносы в систему социального страхования могут устанавливаться в процентных пунктах к размеру оплаты труда по плоской или по регрессивной шкале. При использовании плоской шкалы страхователи платят взносы за каждого застрахованного в виде одинакового процента к размеру оплаты его труда. В этом случае преимущество отдается принципу солидарности. Применение регрессивной шкалы означает, что ставка взносов, исчисленная в процентных пунктах, уменьшается по мере роста размера оплаты труда. В некоторых странах ограничивается верхний предел сумм оплаты труда, с которых платятся страховые взносы. С величины, превышающей этот верхний предел, страховые взносы не взимаются, т.е. ставка взносов является нулевой. Регрессивная шкала отражает влияние принципа эквивалентности.

Взносы в систему социального страхования могут дифференцироваться в зависимости от профессиональной принадлежности застрахованных, то есть устанавливаться разными для работников различных отраслей, отражая разницу в рисках временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, инвалидности. Однако размер страховых взносов в существующих системах социального страхования не зависит от оценки риска наступления страховых случаев для конкретных предприятий и работников. В этой связи часто предлагается установить прямую зависимость размера взносов от частоты наступления страховых случаев. Снижать страховые отчисления, если процент заболеваемости и потери трудоспособности на предприятии ниже среднего в отрасли, и увеличивать отчисления в противном случае. Такой порядок уплаты взносов создал бы экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда и безопасности на рабочих местах, а для работников – к более ответственному отношению к состоянию своего здоровья и выполнению правил техники безопасности. Подобный порядок апробировался в голландской системе социального страхования по болезни, но в итоге был отменен. Решение об отмене было обусловлено сложностью отделения причин заболеваний и несчастных случаев, связанных с условиями труда на каждом конкретном предприятии, от других факторов, не имеющих никакого отношения к данному предприятию.

Страховщики.Страховщиками в системе социального страхования могут выступать:

специализированный государственный фонд, осуществляющий страхование всех категорий застрахованных от рисков, являющихся предметом социального страхования или его конкретного вида;

несколько государственных фондов, осуществляющих страхование разных категорий граждан от различных рисков, являющихся предметом социального страхования;

негосударственные страховые фонды или компании.

Государство осуществляет регулирование деятельности всей системы социального страхования и контролирует деятельность страховщиков.

Субъекты социального страхования через своих представителей участвуют в органах управления системы социального страхования (в правлениях страховых фондов и др.). Как правило, такое участие осуществляется на паритетной основе.

Источники финансирования страховых выплат.Системы социального страхования (в узком понимании) обычно являются распределительными. Основным источником страховых средств в этих системах являются текущие взносы страхователей, перечисляемые страховщикам. К концу периода вся сумма перечисленных взносов за вычетом части, попавшей в резервы, должна быть выплачена в качестве возмещения тем застрахованным, для кого страховые события произошли в этом году или в предшествующий период времени.

Финансовая система социального страхования является, как правило, автономной. Бюджеты страховых фондов обычно отделены от бюджета государства. Вместе с тем государство гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на защиту от соответствующих видов страховых рисков и исполнение обязательств по социальному страхованию независимо от финансового положения страховщиков. Во многих странах взносы страхователей дополняются государственными субсидиями страховым фондам.

Страховые возмещения.Важной характеристикой социального страхования, как, впрочем, страхования вообще, отличающей его от социального обеспечения, является то, что застрахованное лицо или его наследники имеют право получить страховое возмещение при условии регулярной уплаты взносов и после доказательства того, что страховой случай действительно произошел. Обычно никакие другие условия не предусматриваются. Возмещение выплачивается по факту наступления страхового случая и не обусловливается материальным положением застрахованного. То есть не проводится никакой проверки наличия у застрахованного средств к существованию и того, в какой мере застрахованное лицо или его семья нуждается в сумме страхового возмещения. Напротив, система социального обеспечения ориентирована на предоставление пособий лицам с низкими доходами и предполагает проверку нуждаемости получателей пособий.

Виды и размеры страхового возмещения в системах социального страхования в мире отличаются значительным разнообразием, поскольку определяются множеством конкретных исторических обстоятельств политического, экономического, социально-организационного, социально-культурного и даже организационно-технологического характера. В качестве примера имеющихся различий могут служить условия выплаты пособий в случае временной нетрудоспособности. В одних странах, в частности в России, система социального страхования предусматривает выплату таких пособий начиная с первого дня временной нетрудоспособности, вызванной заболеванием застрахованного. Во многих странах Западной Европы социальное страхование по болезни предусматривает два или три неоплачиваемых дня выжидания (каренц-дни). В разных схемах эти первые дни заболевания оплачиваются либо за счет работодателя, либо не оплачиваются вообще, а компенсация утраченной заработной платы за счет средств социального страхования происходит лишь по истечении этих двух или трех дней. Цель введения каренц-дней состоит в том, чтобы предотвратить однодневные прогулы.

Существующие в настоящее время в мире разнообразные системы социального страхования при всех страновых особенностях имеют важное общее свойство: высокую устойчивость в отношении институциональных изменений. Будучи созданными, такие системы медленно поддаются преобразованиям. Это связано не только с политическими факторами, но и с тем, что организация социального страхования в каждой отдельной стране, как правило, имеет глубокие исторические корни и высокую степень соответствия традициям, обычаям и привычкам населения.

Наши рекомендации