Классификация стратегий управления закупками
Существует две основные закупочные стратегии: стратегия форвардных закупок и закупки «точно-в-срок».
Форвардные закупки – это приобретение материалов в количестве, превышающем текущие потребности, и с существенным опережением по времени их использования. Другими словами материалы, комплектующие и сборочные единицы закупаются заранее, до того времени, когда они непосредственно необходимы.
Преимущества:
1. Минимизируется влияние изменения цен на закупаемые ресурсы;
2. Обеспечивается защита от перебоев в поставках;
3. Экономия на затратах на грузопереработку, обработку заказа, транспортировку.
Недостатки:
1. Риск закупки ресурсов по завышенным ценам;
2. Рост затрат на содержание запасов;
3. Рост затрат, связанных с «замораживанием» капитала.
Ключом к успеху является достижение разумного компромисса в отношении затрат, то есть минимизировать общие расходы, а не стремиться снизить отдельные стоимостные компоненты. Учитывая это, экономия, получаемая за счет форвардных закупок, должна превосходить дополнительные затраты на содержание запасов.
Закупки в режиме «точно в срок»– это стратегия снабжения, когда материальные ресурсы поступают на предприятие непосредственно перед моментом его использования.
Преимущества:
1.Существенное сокращение запасов и затрат на их хранение;
2.Значительное сокращение общей продолжительности производственного цикла;
3.Значительное снижение площадей, требуемых для производственного процесса;
4.Заметное улучшение качества своей продукции.
Необходимые условия внедрения стратегии закупок «точно в срок»:
1. Тесное взаимодействие поставщика и покупателя;
2.Качественная система коммуникаций между поставщиком и покупателем;
3. Близкое расположение поставщика;
4. Наличие соглашений о закупках в режиме JIT, обеспечивающих стабильность потребности и сроков доставки.
16. Управленческое содержание задачи «МОВ»
В процессе решения задачи «делать/или покупать» («make or buy» - MOB), для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие издержки и достижимый уровень качества продукции.
Общий алгоритм решения задачи МОВ состоит из двух этапов:
Этап 1. Рассчитать затраты на:
1. Собственное производство (стоимость сырья, рабочей силы, внутризаводские логистические издержки, накладные и прочие расходы);
2. Закупку (цена поставщика, затраты на размещение заказа, страховку, упаковку, складирование, грузопереработку, сортировку, входной контроль качества и другие затраты на закупку), а также связанные с управленческими расходами на снабжение.
Этап 2. Принять решение: «делать самому» (затраты на производство меньше, чем затраты на закупку) или «купить» (затраты на закупку меньше затрат на производство).
Основные причины: «делать»:
1.поддержание имеющихся ключевых компетенций в производстве;
2.снижение себестоимости производства;
3.отсутствие подходящих поставщиков;
4.страхование проблемных поставок (по количеству и параметрам доставки);
5.использование собственных избыточных трудовых ресурсов или производственных мощностей;
6.достижение желаемого уровня качества продукции;
7.предотвращение сговора поставщиков;
8.защита персонала от временного увольнения;
9.защита патентованных продуктов или технологий;
10.увеличение размера предприятия.
Основные причины: «покупать»:
1.высвобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе;
2.снижение затрат на приобретение продукции;
3.сохранение обязательств перед поставщиками;
4.получение технических или управленческих преимуществ;
5.неадекватные мощности;
6.уменьшение затрат на содержание запасов;
7.подключение альтернативных источников;
8.неудовлетворительные управленческие или технические ресурсы;
9.налаживание сотрудничества с поставщиками;
10.определенные позиции продукции защищены патентами.
Кроме затрат при принятии решения МОВ нужно учитывать воздействие этого решения на общую стратегию компании и общую удовлетворенность клиентов
17.Ключевые параметры закупочной деятельности: стоимость, качество, сроки
Исходя из задач управления закупками целевыми функциями управления закупками (то есть главными критериями определения эффективности логистики снабжения) являются три категории: стоимость, качество, сроки.
Сокращение затрат на закупки обеспечивается за счет следующих мероприятий:
1.совершенствование планирования потребности и нормирования расхода МР; 2.устранение потерь от брака в производстве и при доставке от поставщиков; 3.максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных МР; 4.максимальное сокращение промежуточного складирования МР; 5.доставка МР от поставщиков с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами; 6.минимизация уровней запасов МР на всех уровнях складской системы и т.п.
Для достижения необходимого уровня качества закупаемых МР на предприятиях реализуется входной контроль. Товары прошедшие этот контроль передаются на хранение, а относительно не прошедших контроль товаров следует провести следующие мероприятия:
возврат поставщику за его счет; исправление недостатков товаров покупателем и взыскание связанных с этим затрат с поставщика; снижение цены на товары, ненадлежащего качества.
Недостатками входного контроля являются значительные затраты ресурсов, не добавляющие ценности для конечного потребителя, а также то, что некоторые поставщики начинают в основном полагаться на инспектирование своей продукции покупателями. В настоящее время в связи с развитием логистических концепций интегрированных взаимоотношений поставщиков и потребителей (JIT, ECR, VMI), основное внимание уделяется сокращению или вообще устранению всех контрольных операций, связанных с проверкой качества закупаемой продукции. Для этого полная ответственность за качество поставляемой продукции в соответствии с установленными спецификациями и сообщение покупателю о результатах проверки возлагается на поставщика.
Относительно сроков главной целью логистики снабжения является максимальная синхронизация графиков и объемов поставок с производственным графиком. В противном случае возникает риск возникновения сбоев в производстве, связанных с отсутствием необходимых МР, либо излишние запасы, требующие затрат на хранение, иммобилизующие оборотные средства предприятия, а также провоцирующие в некоторых отраслях риск возникновения убытков от неликвидных запасов.