Классификация стратегий управления закупками

Существует две основные закупочные стратегии: стратегия форвардных закупок и закупки «точно-в-срок».

Форвардные закупки – это приобретение материалов в количестве, превышающем текущие потребности, и с существенным опережением по времени их ис­пользования. Другими словами материалы, комплектующие и сборочные единицы закупаются заранее, до того времени, когда они непосредст­венно необходимы.

Преимущества:

1. Минимизируется влияние изменения цен на закупаемые ресурсы;

2. Обеспечивается защита от перебоев в поставках;

3. Экономия на затратах на грузопереработку, обработку заказа, транспортировку.

Недостатки:

1. Риск закупки ресурсов по завышенным ценам;

2. Рост затрат на содержание запасов;

3. Рост затрат, связанных с «замораживанием» капитала.

Ключом к успеху является достижение разумного компро­мисса в отношении затрат, то есть минимизировать общие расходы, а не стремиться снизить отдельные стоимостные компоненты. Учитывая это, экономия, получаемая за счет форвардных закупок, должна превосходить дополнительные затраты на содержание запасов.

Закупки в режиме «точно в срок»– это стратегия снабжения, когда материальные ресурсы поступают на предприятие непосредственно перед моментом его использования.

Преимущества:

1.Существенное сокращение запа­сов и затрат на их хранение;

2.Значительное сокращение общей продол­жительности производственного цикла;

3.Значительное снижение площадей, требуемых для производствен­ного процесса;

4.Заметное улучшение качества своей продукции.

Необходимые условия внедрения стратегии закупок «точно в срок»:

1. Тесное взаимодействие поставщика и покупателя;

2.Качественная система коммуникаций между поставщиком и покупателем;

3. Близкое расположение поставщика;

4. Наличие соглашений о закупках в режиме JIT, обеспечивающих стабильность потребности и сроков доставки.

16. Управленческое содержание задачи «МОВ»

В процессе решения задачи «делать/или покупать» («make or buy» - MOB), для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие издержки и достижимый уровень качества продукции.

Общий алгоритм решения задачи МОВ состоит из двух этапов:

Этап 1. Рассчитать затраты на:

1. Собственное производство (стоимость сырья, рабочей силы, внутризаводские логистические издержки, накладные и прочие расходы);

2. Закупку (цена поставщика, затраты на размещение заказа, страховку, упаковку, складирование, грузопереработку, сортировку, входной контроль качества и другие затраты на закупку), а также связанные с управленческими расходами на снабжение.

Этап 2. Принять решение: «делать самому» (затраты на производство меньше, чем затраты на закупку) или «купить» (затраты на закупку меньше затрат на производство).

Основные причины: «делать»:

1.поддержание имеющихся ключевых компетенций в производстве;

2.снижение себестоимости производства;

3.отсутствие подходящих поставщиков;

4.страхование проблемных поставок (по количеству и параметрам доставки);

5.использование собственных избыточных трудовых ресурсов или производственных мощностей;

6.достижение желаемого уровня качества продукции;

7.предотвращение сговора поставщиков;

8.защита персонала от временного увольнения;

9.защита патентованных продуктов или технологий;

10.увеличение размера предприятия.

Основные причины: «покупать»:

1.высвобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе;

2.снижение затрат на приобретение продукции;

3.сохранение обязательств перед поставщиками;

4.получение технических или управленческих преимуществ;

5.неадекватные мощности;

6.уменьшение затрат на содержание запасов;

7.подключение альтернативных источников;

8.неудовлетворительные управленческие или технические ресурсы;

9.налаживание сотрудничества с поставщиками;

10.определенные позиции продукции защищены патентами.

Кроме затрат при принятии решения МОВ нужно учитывать воздействие этого решения на общую стратегию компании и общую удовлетворенность клиентов

17.Ключевые параметры закупочной деятельности: стоимость, качество, сроки

Исходя из задач управления закупками целевыми функциями управления закупками (то есть главными критериями определения эффективности логистики снабжения) являются три категории: стоимость, качество, сроки.

Сокращение затрат на закупки обеспечивается за счет следующих мероприятий:

1.совершенствование планирования потребности и нормирования расхода МР; 2.устранение потерь от брака в производстве и при доставке от поставщиков; 3.максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных МР; 4.максимальное сокращение промежуточного складирования МР; 5.доставка МР от поставщиков с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами; 6.минимизация уровней запасов МР на всех уровнях складской системы и т.п.

Для достижения необходимого уровня качества закупаемых МР на предприятиях реализуется входной контроль. Товары прошедшие этот контроль передаются на хранение, а относительно не прошедших контроль товаров следует провести следующие мероприятия:

возврат поставщику за его счет; исправление недостатков товаров покупателем и взыскание связанных с этим затрат с поставщика; снижение цены на товары, ненадлежащего качества.

Недостатками входного контроля являются значительные затраты ресурсов, не добавляющие ценности для конечного потребителя, а также то, что некоторые поставщики начинают в основном полагаться на инспектирование своей продукции покупателями. В настоящее время в связи с развитием логистических концепций интегрированных взаимоотношений поставщиков и потребителей (JIT, ECR, VMI), основное внимание уделяется сокращению или вообще устранению всех контрольных операций, связанных с проверкой качества закупаемой продукции. Для этого полная ответственность за качество поставляемой продукции в соответствии с установленными спецификациями и сообщение покупателю о результатах проверки возлагается на поставщика.

Относительно сроков главной целью логистики снабжения является максимальная синхронизация графиков и объемов поставок с производственным графиком. В противном случае возникает риск возникновения сбоев в производстве, связанных с отсутствием необходимых МР, либо излишние запасы, требующие затрат на хранение, иммобилизующие оборотные средства предприятия, а также провоцирующие в некоторых отраслях риск возникновения убытков от неликвидных запасов.

Наши рекомендации