Основы научного творчества
После определения темы или направления исследования студент приступает к выполнению работы. Процесс выполнения работы носит творческий характер: студент знакомится с литературой, проводит исследование, собирает и обрабатывает информацию, работает над текстом.
Каждому студенту необходимо составить индивидуальный, всесторонне продуманный и логически последовательный план-график подготовки выпускной квалификационной работы. Данный документ позволит не отклоняться от сроков сдачи материала и, наверстывая упущенное время, своевременно контролировать основные этапы работы.
Как правило, план-график включает комплекс практических действий, выполняемых студентом-выпускником на всех стадиях подготовки квалификационной работы. Важнейшими этапами, составляющими содержание плана-графика по планированию деятельности в целях своевременной подготовки выпускной квалификационной работы, являются следующие мероприятия:
1) Выбор темы работы.
2) Получение задания на выполнение работы.
3) Подбор и предварительное ознакомление с литературой и другими источниками информации по избранной теме.
4) Составление первоначального структурного плана работы.
5) Поиск, подбор, изучение и обработка материала, его анализ и обобщение (в рамках прохождения преддипломной практики).
6) Написание первоначального варианта текста выпускной квалификационной работы и представление его научному руководителю.
7) Доработка выпускной квалификационной работы в соответствии с замечаниями научного руководителя.
8) Доработка выпускной квалификационной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, и ее редактирование.
9) Печатание работы.
10) Вычитка текста, устранение опечаток и ошибок.
11) Переплет (брошюровка) работы.
12) Получение письменной рецензии.
13) Подготовка письменного отзыва научным руководителем.
14) Передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на выпускающую кафедру.
15) Подготовка к защите.
Содержание каждого этапа плана-графика должно быть тщательно продумано и регламентировано по времени.
Студент должен строго соблюдать календарный план-график подготовки работы, в установленные сроки представляя научному руководителю выполненные ее части и своевременно осуществляя доработку в соответствии с его замечаниями и пожеланиями.
Сроки этапов подготовки квалификационной (дипломной) работы определяются индивидуально, но в каждом конкретном случае должны согласовываться с руководством кафедры. Необходимое время на выполнение студентом выпускной квалификационной работы, подготовки к защите и защиту работы устанавливается учебным планом образовательной программы с учетом требований соответствующего государственного образовательного стандарта.
Итак, четко разработанный календарный план-график является основой методологии научного познания. Он позволяет более рационально подойти к подготовке выпускной квалификационной работы, а также структурировать свои действия по написанию рукописи, что непосредственно оказывает значительное влияние на качество работы и минимизацию упущенных выгод и времени.
После того, как тема выбрана, закреплен научный руководитель, студенту необходимо приступить к изучению информации по исследуемой проблеме.
К поиску и изучению источников информации необходимо приступать сразу же после выбора и утверждения темы работы. Разработка выпускной квалификационной работы, включая и составление окончательного варианта структурного плана, невозможна до тех пор, пока студенты-выпускники не ознакомятся с публикациями по данной проблематике. В свою очередь, подбор первоисточников невозможен без составления их списка, пусть даже и неполного, предварительного.
Далеко не все студенты хорошо представляют себе последовательность процесса подбора первоисточников. Эффективность сбора материала для квалификационной (дипломной) работы в значительной степени зависит и от того, насколько студент-выпускник понимает предмет своего исследования. В решении данной задачи большую помощь студенту, помимо руководителя, может оказать специальная методическая литература.
Поиск литературы осуществляется при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек, указателей журнальных статей, специальных библиографических справочников, тематических сборников литературы. Качественное выполнение дипломного исследования требует изучения не менее 30 источников.
С литературой целесообразно знакомиться в порядке, обратном хронологическому, т. е. вначале изучить последние публикации, затем — прошлогодние, потом — двухгодичной давности и т. д. Критерием оценки прочитанного является возможность использования материала в выпускной квалификационной работе. При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Необходимо ее соотносить с темой и предметом исследования. Из отобранных изданий желательно сразу составлять библиографический список (список литературы), который согласовывается с руководителем.
Для составления списка первоисточников обычно используют:
— электронные и традиционные каталоги крупных библиотек;
— специальные электронные базы данных;
— реферативные журналы, бюллетени сигнальной информации, аналитические обзоры;
— списки использованных источников, а также сноски в диссертациях по схожей тематике;
— прикнижные и пристатейные списки литературы (в учебниках, монографиях, статьях)
— профильную периодику (журналы, сборники научных трудов, вестники);
— законодательные базы (законы, постановления, указы в определенной сфере);
— Интернет.
Для поиска по электронным каталогам библиотек, а также в электронных базах данных необходимо предварительно составить список ключевых слов, которые могут встречаться в названиях предполагаемых источников.
В реферативных журналах целесообразно проштудировать теих разделы, которые касаются сферы научного интереса выпускника. В этих изданиях собраны все научные публикации за определенный период времени, напечатанные по тем или иным научным вопросам. Здесь по каждой статье имеется аннотация, кратко повествующая о главном ее содержании и основных выводах автора. В реферативных журналах дается полное и точное библиографическое описание каждой статьи, и при необходимости можно найти сборник, в котором она опубликована.
Просматривая периодику, следует знать, что в первом (или последнем) номере почти каждого журнала есть перечень публикаций за предыдущий год. Чтобы не смотреть все номера за каждый год, можно воспользоваться этим и выиграть немного времени.
Важной информацией для поиска первоисточников являются список литературы и сноски в диссертациях на схожую тематику. Кроме этого, часть источников можно почерпнуть из прикнижных и пристатейных списков литературы. Часть статей, часть учебной литературы содержат списки источников. Если посмотреть их, то почти всегда можно найти еще что-нибудь полезное.
Наряду с этим могут представлять интерес сборники научных работ, изданные ведущими вузами России, а также другие источники, рекомендованные научным руководителем и консультантом.
Что касается поиска в системе Интернет, здесь трудно дать какие-нибудь однозначные советы. Иногда, если тема выпускной квалификационной работы является актуальной государственной и политической проблемой, в Интернете можно найти немало полезной информации. В других же случаях можно не найти ничего.
Сбор материала для квалификационной работы предполагает также обновление знаний о современном состоянии теории и практики менеджмента, финансового управления, а также методологии управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной и других видов профессиональной деятельности менеджера. Сделать это можно с помощью учебников.
Не следует пренебрегать перечнями основной и дополнительной литературы, рекомендованной в программах по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Часть книг для написания выпускной квалификационной работы студенты могут приобрести в специализированных книжных магазинах.
Изучение литературы на начальном этапе преследует конкретную цель — ознакомиться с тем, в каком состоянии в современной науке и практике находится проблема исследования, что сделано другими авторами в этом направлении, что еще недостаточно ясно либо вообще не рассматривалось. Происходит определение информационного пространства, изучение языка и концепций, т. е. установление существующих представлений об объекте и предмете исследования.
При изучении литературы в первую очередь следует выявить дискуссионные вопросы по исследуемой теме: привести высказывания авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Набирая материал, целесообразно его конспектировать в текстовом редакторе с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Законспектированный материал редактируется, создаются фрагменты, из которых формируется текст будущей работы.
Объект исследования — научное пространство в определенной области, в рамках которого ведется данное исследование. Это могут быть процессы, явления, экономические системы, модели, концепции.
Предмет представляет конкретную часть объекта, которая подлежит исследованию и преобразованию. Например, в качестве объекта исследования может быть инвестиционный процесс, а в качестве предмета — механизм бизнес-планирования как составляющая инвестиционного процесса. Предметом может быть технология по изменению объекта. Предмет обычно рассматривают в динамике или таким, каким он способен стать под влиянием исследователя: например, объект исследования — процесс движения денежных средств; предмет — механизм управления денежными потоками на предприятии.
На начальном этапе исследования выявляются противоречия, лежащие на поверхности, — симптомы проблемы. Противоречие — это несоответствие между желаемым и действительным состоянием системы, процесса, положением дел в исследуемой области (объекте). Например, может быть противоречие между потребностью в применении научно обоснованных методов определения потребности в оборотных средствах и недостаточной разработанностью этой области в методах управления финансами на конкретном предприятии, а также между желаемым состоянием финансово-экономической среды (отношений субъектов, экономических явлений) и реально существующим состоянием (рисунок).
После определения и осознания симптомов формулируется проблема дипломного исследования.
Проблема — теоретический или практический вопрос, требующий решения. Проблематизация исследования — операция, посредством которой из противоречия выявляется и формулируется проблема. Проблема и тема работы не одно и то же. Проблема является стержнем всей работы, логическим узловым пунктом, под углом зрения которого рассматривается заявленная тема. Проблема может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т. п. Например, проблемой дипломного исследования может выступить необходимость оценки экономической эффективности инвестиционного проекта или эффективного управления дебиторской задолженностью.
Поставленная проблема должна быть отражена в формулировке цели работы во введении выпускной квалификационной работы. Правильно сформулированная цель — залог успеха всей работы. Цель — образ желаемого будущего, соотнесенный с потребностью и возможностями реализации. Итогом могут быть новая методика, новая программа, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. п. Например, цель — разработка конкретных мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия или разработка эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения организации в целом.
Требования к постановке целей:
— реалистичность, посильность, достижимость;
— однозначность;
— конкретность;
— проверяемость цели, ее контролируемость;
— определенность во времени (определены сроки проведения исследования);
— операциональность (цель распределена на задачи).
Рисунок — Схема процесса исследования
После того как цель поставлена, разрабатываются варианты решения проблемы. Вариант решения проблемы, составляющий содержание выпускной квалификационной работы, обозначается в виде основной гипотезы исследования.
Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение о существовании каких-либо явлений, причинах их возникновения и закономерностях развития, положение, которое необходимо доказать, т. е. гипотеза — предположение, истинность которого неочевидна. Очевидное предположение, не нуждающееся в проверке, гипотезой не является. Гипотез может быть несколько, и какие-то из них могут подтверждаться, а какие-то — нет. В ходе исследования гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться, проверяться соответствующими фактами. Следовательно, гипотеза должна проверяться в дипломном исследовании.
Инструментом, позволяющим достичь поставленной цели, являются адекватные методы и модели. Объективность и достоверность данных, полученных в ходе исследовательской работы, доказываются использованием разнообразных методов исследования: общетеоретических методов научного познания, прогностических методов, статистических методов обработки результатов, анализа, наблюдения, опросов (интервью, анкетирования), моделирования, сравнения, обобщения, абстрагирования, систематизации, синтеза, аналогии и др. Сегодня существуют десятки классификаций методов исследования. Разработка, выбор конкретных методик, методов и моделей являются частью исследования.
В процессе реализации выбранного варианта на следующем этапе работы проверяется научная гипотеза, апробируются модели. Это пробное решение необходимо доказательно обосновать в тексте выпускной квалификационной работы. Оценка результатов исследования включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогов.
Обязательным этапом выполнения работы должна стать разработка плана выпускной квалификационной работы. План разрабатывается непосредственно студентом, его научным руководителем, а при необходимости — и консультантом. План представляет собой программу, в которой в определенном порядке и логической последовательности составлен перечень основных вопросов (проблем), которые должны быть раскрыты в ходе последующей творческой и научно-исследовательской деятельности для достижения поставленной цели.
Вовремя разработанный и оптимально составленный план является организующим документом, способствующим лучшему подбору, изучению и обработке источников информации, композиционному построению работы, написанию ее введения, основной части, заключения, оформлению иллюстративного материала, ссылок, составлению списка источников, библиографического аппарата, разработки приложений.
Согласно традиционной структуре бакалаврская и дипломная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 раздела (параграфа).
План имеет динамичный характер. В процессе творческого поиска в связи с отсутствием какого-либо материала или, наоборот, появлением нового, полезного, интересного план может уточняться: могут расширяться отдельные главы, разделы и параграфы, вводиться новые подвопросы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.
Опыт свидетельствует, что за весь научно-исследовательский период может быть составлено несколько вариантов плана, который в процессе изучения источников информации, уточнения целей, задач, предмета и объекта исследования будет приобретать более совершенное построение. Необходимо стремиться к тому, чтобы первоначальный вариант плана (его еще называют рабочим) по возможности подвергался незначительным изменениям.
Рабочий план выпускной работы, который может иметь произвольную форму, студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает его с научным руководителем. Как правило, это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в колонку рубрик, объединенных внутренней логикой изучения выбранной темы. Такой план, используемый на первых этапах работы, дает возможность эскизно представить исследуемую проблему в разных вариантах.
На более поздних стадиях работы может составляться план-проспект, т. е. реферативное изложение размещенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Все вносимые в план изменения должны быть согласованы с научным руководителем.
Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы, который утверждается научным руководителем и фиксируется в задании, представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень с развернутыми названиями глав, разделов, параграфов (вопросов), в них входящих.
Оптимально составленный план служит основой для систематизации научно-методического и практического материала, логического и последовательного его изложения.
От точности формулировок вопросов плана во многом зависит успех работы.
Для выпускной квалификационной работы как разновидности научной работы характерны следующие отличительные признаки:
— это целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
— процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
— исследование, которое характеризуется системностью: в работе упорядочены, приведены в систему и процесс исследования, и его результаты;
— исследование, которому свойственны строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов;
— применение научных методов исследования, статистических методов обработки информации, а также компьютерных программ для моделирования процессов финансового управления;
— практическая направленность предложений и рекомендаций.
Выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести исследование фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.
Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, экономики и управления, использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях.
В процессе обработки полученных данных используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез.
Анализ — логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.
Синтез — объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны. Анализ невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом учитываются следующие моменты: во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными; во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников необходимо обеспечить их сопоставимость; в-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерности исследуемого процесса, а не исключения из них.
Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. При обработке практических материалов можно использовать методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп, группировки, средние величины и показатель вариации, корреляционный анализ и др.), с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы. Применением этих приемов выявляются как положительные, так и отрицательные тенденции в управленческой, финансовой, хозяйственной деятельности.
Однако не следует забывать, что использование математических методов — средство, а не цель написания работы.
Важным достоинством обработки статистических данных является использование компьютерных программ. При этом могут использоваться как стандартные программы, так и разработанные самим студентом. Наличие последних указывает на высокий уровень его аналитического мышления и на умение формализовать исследуемую проблему.
Некоторые принципы научного творчества и советы относительно техники работы, важные при подготовке выпускной квалификационной работы.
Во-первых, не следует работать без плана. За весь период подготовки выпускной квалификационной работы может быть несколько вариантов плана.
Во-вторых, необходимо контролировать ход работы, ограничивать глубину разработки вопроса.
В-третьих, при выполнении большой работы уместно освободиться от мелких посторонних дел. Не стоит делать несколько дел одновременно.
В-четвертых, следует изыскать индивидуальные средства «втягивания» в работу. Как правило, у всех студентов-выпускников наибольшие трудности вызывает начало работы, первые минуты и часы. Однако универсальных средств вовлечения в производительную творческую работу нет, они у каждого свои.
В-пятых, следует обратить внимание и на допустимую продолжительность работы, и на необходимое время отдыха. Каждая работа нуждается в соблюдения режима, иначе она становится малопроизводительной и может привести к потере веры в свои силы.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ Выпускной квалификационной РАБОТЫ
Основными структурными элементами разработок, содержащих результаты научных исследований, в том числе и выпускных квалификационных работ, являются
— титульный лист;
— задание на выполнение работы;
— оглавление;
— введение;
— основная часть (главы, параграфы);
— заключение;
— список нормативно-правовых актов и литературы;
— приложения.
К выпускной квалификационной работе обязательно прикладываются аннотация, отзыв и рецензия.
Титульный лист
Титульный лист с оборотом является первой страницей выпускной квалификационной работы и обычно оформляется от руки на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты. Сдача и прием выпускной квалификационной работы подтверждаются подписями студента и руководителя; допуск к защите — подписью заведующего кафедрой. Номер страницы на титульном листе не проставляют.
Оглавление
Оглавление (содержание), которое выполняется на одной странице, отображает структуру (архитектонику) работы и последовательность расположения его составных частей, включающих введение, название глав и их разделов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Оглавление составляется в соответствии с рубрикацией работы, с количеством решаемых задач и детализируется до глав и параграфов. В оглавлении указываются перечень всех глав и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждая из них. Считается допустимым отсутствие параграфов в третьей главе. Главы в выпускной квалификационной работе должны иметь порядковые номера (и слово «глава»), обозначенные арабскими цифрами без точки; параграфы — нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа в работе состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. Введение, заключение, список источников и литературы не нумеруются. (Приложение 1).
Введение
Объем введения 2-4 страницы. Введение — наиболее структурированная часть выпускной квалификационной работы. К его структуре и содержанию предъявляются наиболее строгие требования. При работе над введением необходимо быть готовым к тому, что текст этой составной части будет неоднократно переработан. Это связано с важностью введения (его прочитают все, кто будет оценивать работу), а также с тем, что процесс выполнения выпускной квалификационной работы носит творческий характер.
Введениевключает следующие обязательные элементы:
¾ актуальность темы
¾ степень изученности
¾ цель и задачи работы
¾ объект и предмет исследования
¾ методы исследования
¾ источники информации и методологическая база исследования
¾ краткое описание структуры работы
¾ практическая (научная) значимость.
Введение может включать информацию об апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, научно-методических семинарах и в практике работы организаций.
Кроме того, указываются новизна и степень личного участия студента в разработке, характеризуются информационные материалы, а также вычислительные средства, используемые в работе.
Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при оценке выпускной квалификационной работы в отзыве, рецензии и на защите. Обоснование актуальности темы исследования делается на основе анализа теоретических источников, тенденций общественного развития, реалий профессиональной практической деятельности. Раскрытие актуальности не должно быть многословным, начинать его «издалека» нет особой необходимости. Желательно несколькими предложениями выявить главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна злободневность темы.
Следует знать, что проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность или неполноту, а новое еще не приобрело развитых форм. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо охарактеризовать и степень ее изученности. При этом имеет смысл подчеркнуть то общее и отличительное, что встречается в подходах у разных авторов, показать степень отражения предмета изучения в нормативных правовых документах, отметить те аспекты, которые являются проблемной областью и в литературе не нашли решения. Четко и однозначно определить научную проблему и таким образом сформулировать ее сущность будет нетрудно, если студенту удастся показать, где пролегла грань между знанием и незнанием с точки зрения предмета исследования.
Доказательством того, что данное исследование является актуальным, может быть глубокое внимание отечественных и зарубежных специалистов к изучаемой проблеме, а также наличие недостаточно освещенных и требующих уточнения вопросов. На актуальность исследования указывает значение, которое окажет решение поставленной проблемы на совершенствование профессиональной деятельности.
Следовательно, умение определить актуальность с точки зрения ее современной значимости характеризует научную зрелость и профессиональную подготовку будущего специалиста.
Цель дипломного исследования заключается в решении поставленной проблемы. Как правило, цель работы заключается в исследовании проблемы, в выработке предложений (рекомендаций, программ, методик и т. п.) решения проблемы, выявлении закономерностей. Цель исследования — это прогнозирование конечного результата, который должен быть получен при завершении выполнения работы. Цель обычно формулируется в самом обобщенном, сжатом виде.
Так, цель может быть сформулирована следующим образом: создание или апробация методик, технологий, исследование эффективности, разработка и обоснование предложений, программ, мероприятий и т. д.
Например, — «Выбор оптимальной стратегии управления финансовыми ресурсами ООО «ХХХ»; «Выработка предложений по совершенствованию системы финансового планирования ОАО «Дельта»; «Обоснование модели оптимизации структуры капитала»; «Разработка предложений по управлению рентабельностью на основе модели рычага».
Задачи выпускной квалификационной работы конкретизируют цель и отражают последовательность ее достижения. Обычно это делается в форме перечисления (описать..., показать..., определить.., установить..., проанализировать..., сделать обзор…, разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., выработать..., найти..., дать рекомендации... и т. п.). Описание задач отражает содержание глав выпускной квалификационной работы.
В выпускной квалификационной работе обычно ставятся следующие задачи:
— анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;
— обзор основных концепций, моделей, методик;
— определение экспериментальной базы;
— выбор методов исследования;
— проведение эмпирического исследования (проведение анализа и оценки);
— выявление актуального состояния рассматриваемого явления, а также, возможно, его причин и перспектив дальнейшего развития;
— разработка практических рекомендаций.
Обязательным элементом введения является определение объекта и предмета исследования. При решении данного вопроса важно знать, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект изучения представляет область научных изысканий, в которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это те аспекты исследуемых процессов, которые противостоят исследователю (субъекту) в предметно-практической и познавательной деятельности и от него не зависят.
Объектом исследования могут быть любые явления, любая социальная и экономическая реальность, т. е. процессы, состояния, системы, экономические отношения, виды деятельности, и т. п. В любом случае объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.
Объект — это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и выбрано для изучения, а предмет содержится в границах объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.Предмет исследования более конкретен. Именно на предмет должно быть направлено внимание выпускника, поскольку предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы. Для его изучения формулируются цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Философия рассматривает предмет исследования как набор параметров, под углом зрения которых исследуется заданная область реальности. В качестве предмета обозначается все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Иными словами, предмет изучения — это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта или отношение объектов с другими объектами. Предметом работы могут быть закономерности, взаимосвязи, зависимости, такие как динамика цен, финансовые показатели и т. п. Часто предмет исследования отражается в формулировке темы выпускной квалификационной работы.
Например, если заявлена тема «Управление финансовыми ресурсами (на примере ООО «ХХХ»)», то можно предложить следующие формулировки объекта и предмета исследования: объектом исследования является формирование и использование финансовых ресурсов организаций, предметом — основные закономерности формирования финансовых ресурсов, выявленные на основе анализа показателей предприятия «ХХХ». Например, объект исследования — процесс движения денежных средств; предмет — механизм управления денежными потоками на предприятии. Объект – финансовое состояние организации, предмет – показатели, характеризующие состояние финансов и позволяющие разработать рекомендации по его улучшению.
Обязательным элементом введения является описание методов исследования, которые служат инструментом, необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это довольно широкое понятие, включающее совокупность приемов. Например, экспериментальный метод исследования включает в себя организацию и проведение эксперимента. Прием — это часть метода.
Например, при исследовании можно использовать следующие методы: общетеоретические методы научного познания, индукция, дедукция, систематизация, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, абстрагирование, статистические методы обработки результатов анализа, метод цепных подстановок, метод разниц, интегральный метод, специфические методы финансового анализа (горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный), методы опросов (интервью, анкетирования), экономико-математическое моделирование, и др.
Выбор методов и приемов исследования — одна из важных и трудных задач студента.
Цель, задачи, объект, предмет, методы дипломного исследования формулируются студентом совместно с руководителем и представляют собой расширенное и уточненное задание на выпускную квалификационную работу. Их формулировки могут быть конкретизированы после написания основной части работы.
Характеризуя источниковую базу, необходимо осветить состояние изученности исследуемой темы по литературным источникам. Целесообразно отметить, какие имеются нерешенные проблемы, начиная с важнейших общих вопросов и заканчивая частными аспектами. Для этого на основе проведенного анализа материалов учебников, монографий, научных статей по вопросам избранной темы необходимо в краткой форме изложить различные точки зрения и подходы к решению того или иного вопроса, а также предложения отдельных авторов. Целесообразно высказать и свое отношение к данной проблеме, отметив обоснование ее решения.
Раскрывая теоретическую базу исследования, необходимо перечислить всех наиболее значимых авторов, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме. Затем студенту-выпускнику нужно сформулировать и обосновать отношение к их научным позициям.
Особое внимание во введении следует уделить научной новизне. В зависимости от характера и сущности исследования научная новизна может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ она определяется тем, что нового внесено в теорию и практику исследуемого предмета. Для работ практической направленности — результатом, который был получен впервые, возможно, подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
Важнейшее значение в определении научной новизны исследования при подготовке квалификационной (дипломной) работы принадлежит прогнозированию конечного результата, что позволяет выделить три уровня новизны:
— преобразование известных данных и коренное их изменение;
— расширение и дополнение известных данных новыми сведениями;
— уточнение, конкретизация популярных сведений, распространение известных результатов на новый класс объектов и систем.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы раскрывается в ее направленности на решение практических финансово-экономических проблем коммерческих и некоммерческих организаций, муниципальных образований, органов власти. Примерами практической значимости выпускной квалификационной работы могут быть обсуждение, положительная оценка разработанной методики управления финансовыми ресурсами и готовность организации к ее использованию. Пример введения показан в Приложении 2.