Нормативно правовая база туристской деятельности

Для регулирования туристской деятельности необходимы правовые и нормативные документы, так как специфика туристского бизнеса предполагает для комплектации турпродуктов включение различных сервисов: транспорта, питания, размещении и т.д.

Основными законодательными источниками правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании"

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т. д.

Туристская деятельность, являясь предпринимательской, регулируется нормами таможенного, налогового, земельного, экологического, административного законодательств.

Отношения в сфере оказания туристических услуг впервые на законодательном уровне были урегулированы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" части II Гражданского кодекса Российской Федерации, где в п. 2 ст. 779 ГК РФ наряду с медицинскими, аудиторскими, консультационными и т.д. прямо указаны и услуги по туристическому обслуживанию.


Закон РФ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации».

Специальный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", регламентирующий отношения в сфере осуществления туристской деятельности, был принят 04 октября 1996 г.

Вопросы о юридической сущности отношений, складывающихся в области туризма, применяемый в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" понятийный аппарат вызывали и до сих пор вызывают оправданную критику, как со стороны специалистов туристского бизнеса, так и со стороны правоведов. Неоднократно поднимались вопросы, касающиеся закрепленных в законе понятий "тур" и "туристский продукт", противоречий между нормами Гражданского кодекса и закона относительно предмета договора туристического обслуживания и соответственно применения положений об ответственности туристский организаций за качество оказываемых услуг и т.д.

В качестве примера можно привести выделенные в Законе понятия "тур" и "туристский продукт". Под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию, экскурсионные услуги и т.д., туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Исходя из того, что взаимоотношения между туристом и туристской фирмой - это отношения по оказанию услуг, регулируемые ст. 779 Гражданского кодекса РФ, и предметом соответствующего договора является оказание услуг, то речь должна идти о реализации тура (комплекса услуг), а не туристского продукта (права на услуги). Кроме того, если "тур" определен в законе как комплекс услуг, то необходимо указать, какие туристские услуги должны быть включены в данный комплекс.

Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не содержит прямого указания на то, что туристская деятельность является предпринимательской. Это положение вытекает из анализа ст. 11 Закона, регламентирующей возможность объединения туроператоров и турагентов в целях координации их предпринимательской деятельности.

Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Таким образом, можно выделить три основных вида туристской деятельности:

- туроператорскую - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

- турагентскую - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;

- иную деятельность по организации путешествий.

Понятия "иная деятельность по организации путешествий" закон не содержит.
Кроме того, в сфере государственного регулирования туристской деятельности закон указывает на необходимость лицензирования только туроператорской и турагентской деятельности.

Т.О.: Туроператорская и турагентская - это виды деятельности по организации путешествий, включающие формирование, продвижение, реализацию туристского продукта.

Под формированием туристского продукта следует понимать действия субъекта по приобретению прав на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги.

Под продвижением туристского продукта понимается комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в выставках, организация информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое). Под реализацией понимается продажа туристского продукта непосредственно туристу.

Государство на законодательном уровне признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. В ст. 4 Закона определены способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним отнесены:

- создание нормативно-правовых актов;

- содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристском рынках;

- защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, лицензирование, стандартизация, сертификация;

- инвестиционное, налоговое, таможенное регулирование;

- и иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством.

Одним из приоритетных направлений государственного регулирования являются поддержка и развитие въездного туризма. Россия имеет огромные возможности для развития въездного туризма: разнообразие природных ландшафтов, большое количество заповедников, национальных парков, богатство культурных памятников.

Закон РФ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» периодически редактируется, поэтому можно продолжить анализ данного Закона, хотелось бы отметить, что в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 года за N 12-ФЗ

Статья 17.2. Размер финансового обеспечения определено:

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

Наши рекомендации