Место логистического менеджмента на фирме
С позиции теории менеджмента, менеджмент трактуется в двух смыслах: во-первых, как совокупность средств и форм управления производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы; во-вторых, как инструмент управления взаимоотношениями персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями. В первом смысле логистический менеджмент на фирме представляет собой объединение основных управленческих функций, таких как организация, планирование, координация, контроль, учет и анализ, с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы. Во втором смысле логистический менеджмент – это управленческий персонал, который можно подразделить на:
1) Высший управленческий персонал (топ менеджмент);
2) Средний управленческий персонал (руководители структурных подразделений);
3) Персонал нижних звеньев управления фирмой.
4) Для распределения сфер влияния и описания взаимодействия между маркетингом и логистикой используется понятие полезность.
Виды полезности:
1) Полезность формы реализуется в процессе производства изделия или сборки готовой продукции в промышленности, когда материальные ресурсы преобразуются некоторым образом в конечный продукт, добавляя к исходному сырью стоимость и образуя полезность новой формы продукта. Некоторые логистические операции также обеспечивают полезность формы продукта, например: сортировка, консолидация, разукрупнение и другие элементарные функции, которые изменяют форму продукта.
2) Полезность места реализуется в процессе доставки готовой продукции в удобное для потребителя место.
3) Полезность времени определяется доступностью товара или услуги для покупателя именно в тот момент, когда он в них нуждается.
4) Полезность владения создается путем совершенствования маркетинговых, стратегических и тактических действий связанных с рекламой и продвижением товара.
Продвижение товара определяется, как попытка фирмы установить прямой или не прямой контакт с покупателем, чтобы создать или увеличить их потребность в обладании товаром (см. рисунок 7).
Рис. 6. Логистический менеджмент в системе менеджмента фирмы
Рис. 7. Фирменная цепь (пирамида) полной стоимости
Взаимодействие логистического менеджмента с маркетингом
Рис. 8. Логистическая составляющая эффективности сбыта
Рис. 9. Взаимодействие маркетингового и логистического миксов
Вследствие того, что затраты дистрибьюции существенно влияют на «рыночную» цену готовой продукции, требования к построению сбытовой сети ужесточаются в части минимизации затрат, что является функцией логистического менеджмента.