Практическое занятие № 19.
Транспортные обязательства.
ПЛАН
1. Понятие и виды перевозок.
2. Правовое регулирование перевозок.
3. Стороны и порядок заключения договора перевозки.
4. Понятие и содержание договора фрахтования.
5. Понятие и содержание договора об организации перевозок.
6. Понятие и содержание договора буксировки.
7. Договор об организации перевозки грузов
Задание 1. Составьте схему «Виды транспортных договоров»
Задание 2. Составить схему «Источники транспортного права»
Задание 3.Решите задачу. Мебельный комбинат направил речному пароходству проект договора буксировки леса на плотах. В проекте предусматривалось, то пароходство принимает на себя следующие обязанности:
- принимать плоты к буксировке в сроки, указанные комбинатом;
- доставлять принятые к буксировке плоты в пункт назначения в сроки, согласованные сторонами;
- извещать получателя о времени предстоящего прибытия плота в пункт назначения.
Пароходство согласилось лишь с последним пунктом условий проекта договора. Что же касается предложения комбината о приемке плотов в сроки, указанные комбинатом, то пароходство сочло это предложение противоречащим законодательству и
Ущемляющим интересы пароходства. Пароходство одновременно сообщило, что сроки доставки в пункт назначения устанавливаются не соглашением сторон, а исходя из реальной возможности пароходства. Поэтому в каждом конкретном случае пароходство будет самостоятельно устанавливать сроки доставки плота, сданного для буксировки. Возвращая проект договора с указанными поправками, пароходство предложило включить в текст договора следующие дополнительные условия:
- представитель пароходства проверяет состояние плота с точки зрения его пригодности для буксировки в период данной навигации. При обнаружении дефектов, могущих привести к неисправной буксировке, предлагает комбинату устранить их и затем вторично проверяет состояние плота;
- в случае аварии плота сборка распущенной древесины является обязанностью ближайших сплавных контор;
- о каждой аварии буксируемого плота капитан судна составляет соответствующий акт.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Задание 4.Решите задачу. При подписании чартера (фрахтования морского судна) между фрахтовщиком и фрахтователем возникли следующие разногласия:
- об обязательности указания размера фрахта исход я из веса и объема груза;
- о праве задержки выдачи груза получателю по причине неуплаты фрахта;
- о праве расторжения договора, если будет обнаружено несоответствие сведений о судне, содержащихся в чартере, данным судовых документов;
- о праве фрахтователя включать в чартер (при его подписании) оговорки о сохранении за собой права на погрузку на зафрахтованное судно «любого законного груза» и права выбора места погрузки в порту.
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Задание 5.Решите задачу. В соответствии с долгосрочным договором на организацию перевозки и декадными заявками грузоотправителя – объединения «Апатит» - Мурманское отделение Октябрьской железной дороги должно дыло подать объединению для перевозки грузов в апреле 300 вагонов (равными партиями подекадно). Отделение дороги, располагая данными о наличии у Объединения большого количества добытой руды, подлежащей перевозке, подало в первую декаду вместо 100 вагонов 120 вагонов в порядке сгущения подачи. Объединение, загрузив 100 вагонов, орт погрузки 20 вагонов отказалось, ничем не мотивируя свой отказ.
Во вторую декаду вместо 100 вагонов дорога подала 80 вагонов, а в третью – в соответствии с заявкой грузоотправителя – 100 вагонов.
Объединение «Апатит» предъявило иск к Мурманскому отделению дороги о взыскании штрафа за невыполнение заявки на перевозку – неподачу во вторую декаду 20 вагонов.
Возражая против иска, отделение дороги указывало. Что требование грузоотправителя необоснованно, так как во вторую декаду было подано 80 вагонов с учетом поданных, но незагруженных отправителем 20 вагонов в первую декаду. Кроме того, в целом за месяц было отгружено 300 вагонов и, следовательно, общий объем перевозок выполнен.
В свою очередь отделение дороги предъявило иск к объединению «Апатит» о взыскании штрафа за недогруз 20 вагонов в первую декаду и убытков, вызванных простоем вагонов по этой причине. Кроме того, отделение считало, что иск должен предъявляться не к Отделению, а к Управлению железной дороги, которое является субъектов правоотношений по перевозке грузов.
Разберите доводы сторон и решите спор по существу.