Основы государственного социального страхования в Республике Беларусь
Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба[30]. В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости.
Основными принципами государственного социального страхования в нашей стране являются:
· участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
· распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
· гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
· равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;
· дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
· участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным страхованием.
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:
· граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
· индивидуальные предприниматели;
· осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ.
При условии уплаты страховых взносов государственное социальное страхование распространяется на граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц; творческих работников; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются следующими видами выплат:
· пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
· пособиями по беременности и родам;
· пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
· пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
· пособиями по безработице;
· пособиями на погребение.
Размеры пособий представлены в таблице 8.3.
Таблица 8.3.
Размеры пособий по социальному страхованию
в Республике Беларусь
по временной нетрудоспособности: · в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности. |
по беременности и родам: · в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы. Минимальный размер пособия по беременности и родам за календарный месяц устанавливается в размере 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в каждом месяце отпуска по беременности и родам. Перерасчет пособий по беременности и родам, исчисленных в минимальном размере, в связи с изменением величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения производится с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября; |
в связи с рождением ребенка: · в размере двукратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату рождения ребенка; |
женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности: · в размере 50% пособия в связи с рождением ребенка; |
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: · в размере 65% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения работающим женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; · в размере 50% от установленного размера женщинам, не оформившим по месту работы отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет или прервавшим данный отпуск в связи с выходом на работу на условиях полного либо неполного рабочего времени (более половины месячной нормы); · в размере 35% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения неработающим женщинам; |
пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет: · в размере 30% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 60% размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года; · в размере 50% от установленного пособия при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 80% размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года; |
пособие на погребение: · в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. |
Источник: www.ssf.gov.by
Дальнейшее развитие системы социального страхования в Республике Беларусь связано с реформированием системы пенсионного обеспечения. Для нашей страны характерна тенденция старения населения. В настоящее время на 100 работающих приходится 60 пенсионеров. В 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров. К 2025 году число граждан старше пенсионного возраста составит 28% жителей Беларуси, а общее количество получателей пенсий может достигнуть 32% (в 2005г. – 26,5%). В соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совет Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997г. N349, в нашей стране постепенно будет осуществляться переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы составят социальные пенсии, второй – трудовые (страховые) пенсии и третий – дополнительные негосударственные пенсии.
Право на получение социальной пенсии будет предоставляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа. Размер пенсии планируется увязать с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности (фактической или условной): пенсия должна быть по возможности достаточной для обеспечения прожиточного минимума, но не создающей условий для того, чтобы люди в период активной трудовой деятельности могли не заботиться о сбережениях на старость.
Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обеспечения и его нормы будут увязаны с продолжительностью уплаты и объемом страховых взносов. Это в большей степени станет возможным с внедрением системы персонифицированного учета страховых взносов и накопления соответствующих данных о страховом заработке и стаже каждого конкретного застрахованного. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войти все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой государственного пенсионного страхования.
Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, охватывающих работников отдельных предприятий или занимающихся определенной деятельностью
(например, лиц, работающих под воздействием вредных факторов производственной среды), так и личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение. Профессиональные пенсии обеспечиваются путем создания фондов социального страхования отдельных отраслей или предприятий (на основании отраслевых тарифных соглашений или коллективных договоров).
Ряд элементов, предусмотренных данной концепцией, уже применяется на практике. При назначении пенсии ежегодно период, за который учитывается заработок, увеличивается на 1 год, но не более, чем до числа полных лет имеющегося стажа работы. В 2006г. он будет браться за любые 12 лет подряд из 22 последних лет работы, в 2007г. – за 13 лет из 23 и т.д. Кроме того,
с 1 января 2003 года на территории Республики Беларусь вступил в действие персонифицированный учет застрахованных лиц в системе государственного социального страхования.
На каждое застрахованное лицо органы Фонда социальной защиты населения, осуществляющие персонифицированный учет, открывают индивидуальный лицевой счет, который содержит:
· страховой номер;
· фамилию, имя и отчество, в том числе новую фамилию, если прежняя была изменена после регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет;
· дату рождения и пол;
· информацию о месте жительства;
· серию и номер паспорта, и дату его выдачи;
· гражданство;
· сведения о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для назначения пенсии (включая сведения о работе, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет);
· сумму выплат застрахованному лицу или доход застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, на которые начислены страховые взносы;
· сумму страховых взносов за каждый месяц страхового стажа;
· другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособия.
Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Застрахованному лицу выдается свидетельство социального страхования в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Контрольные вопросы к теме №8
1. Дайте определение страхования как экономической категории.
2. Назовите основные задачи страхования.
3. Какие фонды страхования вы знаете? В чем их сходство и различие?
4. Почему страховые фонды можно рассматривать в
качестве одного из источников инвестиционных ресурсов
государства?
5. Дайте определения следующих терминов: страховщик, страховая премия, страховая сумма, страховая оценка, франшиза.
6. Что представляют собой перестрахование и
сострахование?
7. Дайте определения личного, имущественного страхования и страхования ответственности.
8. Охарактеризуйте развитие страхового рынка в Республике Беларусь.
9. Что такое социальное страхование?
10. В каких фондах аккумулируются средства социального страхования?
11. Какие виды пособий по социальному страхованию выплачиваются в Республике Беларусь?
12. Чем вызвана необходимость реформы пенсионного обеспечения и каковы ее основные направления?
13. В каких целях осуществляется персонифицированный учет лиц, застрахованных в системе государственного социального страхования?
ТЕМА 9. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Лекции 10-11. Содержание и особенности организации финансов предприятия
Основные понятия:
финансовая самостоятельность; юридическое лицо; финансы хозяйствующих субъектов; уставный фонд; источники уставного фонда; финансовые отношения; функции финансов предприятий; инвестиционно-распределительная функция; фондообразующая функция; доходораспределительная функция; обеспечивающая функция; контрольная функция; принципы организации финансов предприятий; подразделения финансовой службы; принцип хозяйственной самостоятельности; принцип самофинансирования; принцип материальной заинтересованности; принцип материальной ответственности; принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью; принцип плановости; коммерческие и некоммерческие организации; унитарное предприятие; производственный кооператив; хозяйственные товарищества; акционерного общества; общества с ограниченной или дополнительной ответственностью; дочерние хозяйственное общество; ассоциации; союзы; корпорации(холдинги; финансовые группы и компании); финансовый менеджмент; цель финансового менеджмента; основные задачи финансового менеджмента; бухгалтерский баланс; финансовый механизм предприятия; финансовый метод;финансовые инструменты (финансовые рычаги).