Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

СБОРНИК

Задач по уголовному праву

(Особенная часть)

Омск - 2002

Сборник предназначен для проведения практических занятий по Особенной части уголовного права. При составлении задач авторы использовали материалы судебной практики Верховного Суда РФ, приговоры судов и материалы уголовных дел Западно-Сибирского региона. По тем составам преступлений, по которым от­сутствовала судебно-следственная практика, казусы готовились путем теоретиче­ского моделирования. Нормативный материал дан по состоянию на 1 июня 1997 г. Сборник систематизирован в соответствии с рабочей учебной программой курса Особенной части уголовного права и охватывает наиболее важные темы, по кото­рым предусмотрены практические занятия. Нумерация и наименование глав сбор­ника соответствуют нумерации и наименованию глав Уголовного кодекса Россий­ской Федерации.

Сборник задач подготовлен: доцентами Симиненко А.Н. (главы 16-20), Турышевым А.Д. (главы 21, 32), Бабуриным В.В. (глава 27), канд. юрид. наук Векленко С.В. (главы 24-25, 30-31).

Введение

При изучении Особенной части уголовного права приоритетное значение должно отводиться практическим занятиям. Являясь одной из форм активного обучения, эти занятия призваны закрепить теоретические знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях. На основе решения конкретных казусов студенты должны учиться толковать уголовный закон, выделять наиболее важные признаки состава преступления, проводить разграничение сходных составов, что позволит им приобрести навыки правильной квалификации преступлений.

Эффективность практического занятия во многом зависит от содержания задач: насколько актуальны криминальные ситуации, изложенные в них; способны ли они вовлечь студента в логический процесс мышления; допускают ли они многовариантность решения или носят упрощенный характер; насколько четко грамматически изложена фабула. Все эти требования были учтены при разработке задач.

Содержащиеся в сборнике задачи в основном предназначены для самостоя­тельного решения в ходе подготовки студентов к практическим занятиям. При решении задач студенты должны руководствоваться следующими требованиями:

1. Необходимо внимательно и детально анализировать содержание фабулы для установления всех фактических обстоятельств общественно опасного деяния. Особое внимание нужно уделять содержащейся в тексте задачи юридической тер­минологии.

2. После ознакомления с фактическими обстоятельствами, студенты долж­ны вычленить из общего числа те признаки, которые имеют уголовно-правовое значение.

3. Следующим этапом решения выступает выбор нормы Особенной части УК, предусматривающей рассматриваемое деяние в качестве преступного.

4. Следует учитывать, что большинство задач посвящены спорным и про­блемным вопросам разграничения смежных (сходных) составов преступлений, ко­гда совершенное деяние подпадает под признаки нескольких уголовно-правовых норм, а применима только одна из них.

5. Некоторые задачи предусматривают многовариантность решения в зави­симости от уточнения имеющейся информации, не выходящего за рамки фабулы. В этом случае, студенты должны готовить квалификацию деяния по всем вариан­там.

6. Решение по каждой задаче должно быть обоснованным, мотивированным и включать ссылку на: статью (часть, пункт) Особенной части УК РФ; в необходи­мых случаях на пункты статей 30 и 33 УК; руководящие разъяснения Пленума Вер­ховного Суда РФ; специальную юридическую литературу по сложным аспектам квалификации.

7. Определенные трудности при решении задач могут вызывать так назы­ваемые "оценочные признаки" (особая жестокость, существенный ущерб и т.п.). По многим таким признакам имеются разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые слушателями должны использоваться при обосновании своей квалифика­ции.

8. При установлении наличия множественности преступлений, необходим юридический анализ каждого состава преступления.

9. При наличии в фабуле задачи нескольких действующих лиц, нужно дать уголовно-правовую оценку действий (бездействия) каждого из них.

Традиционно, целью решения практических казусов является привитие студентам навыков правильной квалификации общественно опасных деяний. В этой связи вопросы, непосредственно относящиеся к назначению и освобождению от наказания (рассматриваемые в рамках Общей части), не находят закрепления в процессе изучения Особенной части уголовного права. Что, в свою очередь, при­водит к неадекватной оценке общественной опасности деяния и лица, его совер­шившего, учитываемых при назначении вида и размера наказания. Поэтому студенты должны быть готовы на основании фактических данных, изложенных в фабуле задачи, обосновать справедливое и целесообразное наказание виновному лицу.

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья

Сыроватина, Барановский и Алферов решили ограбить престарелую Леонович, которая по имеющимся у них сведениям располагала крупной денежной суммой. С этой целью все трое прибыли в д. Кревню. Дождавшись темноты, они подошли к дому Леонович. Алферов и Барановский, разбив стекла окна, проник­ли в дом. Сыроватина же в соответствии с заранее разработанным планом оста­лась на улице для наблюдения за окружающей обстановкой. В доме Барановский и Алферов, избив Леонович, потребовали выдать деньги. Получив отказ, они долго истязали её с использованием утюга, а затем набросив на шею электриче­ский шнур, повесили её. Забрав из дома бутыли с самогоном, преступники скры­лись.

Михалев и Кипчатов в нетрезвом состоянии пришли на квартиру к Шангиной с целью распить бутылку водки. Кипчатов ударом ноги открыл дверь. Шангина возмутилась этим, заявила, что не пустит их в квартиру. Тогда Михалев дос­тал из кармана шубы кухонный нож и сказал, что прирежет её. Шангина впустила их в квартиру. Распив спиртное, Михалёв и Кипчатов вышли на улицу. Михалёв, идя вслед за Кипчатовым по узкой снежной тропинке, увидел, что, идущий на­встречу гражданин не свернул с тропинки. Кипчатов оттолкнул его в снег. Ми­халев достал нож и, подойдя к незнакомцу, нанес ему удар в грудь. После этого Михалёв обратился к нему со словами: "Что тебе мало? Ещё?", на что потерпев­ший ответил: "И так в сердце!", прошёл по тропинке около 150 метров и присел. Подошедшие работники милиции вызвали скорую помощь. В результате своевременно сделанной операции жизнь потерпевшего была спасена. Михалёв ранее был судим за покушение на жизнь сотрудника милиции.

Генеральный директор коммерческой фирмы Бабкин дал указание началь­нику службы безопасности Леонову ликвидировать директора конкурирующей коммерческой фирмы Чекмезова. Охранник данной фирмы по плану, разрабо­танному Леоновым, заложил взрывное устройство в служебный автомобиль Чекмезова. В результате взрыва погибли Чекмезов и водитель, а также гражданин, проходивший мимо.

Узнав от своей любовницы, что она беременна, Рохлин решил её убить. С этой целью он пришел к ней на квартиру и, нанеся ей 50 ножевых ранений, убил. В это время в квартиру пришла мать потерпевшей, которую Рохлин также убил. Завернув труппы в ковры, Рохлин вывез их и утопил, а ковры забрал себе. При вскрытии трупа любовницы было установлено, что она не была беременна.

Находясь под стражей за убийство работника милиции, Пилюгин А. во время свидания уговорил своего брата Пилюгина М. совершить убийство следо­вателя прокуратуры Протасова, ведущего дело, и свидетеля Романова, очевидца убийства. Пилюгин М. совершил убийство следователя и покушался на жизнь свидетеля, но смерть не наступила по причинам, не зависящим от воли Пилюгина М.

В течение месяца после рождения дочери Камаев издевался над женой, за­являл, что это не его родная дочь. Требовал избавиться любыми способами от ре­бёнка, предлагал не кормить его. Доведённая до отчаяния Камаева попросила свою сестру Умарову выбросить ребёнка в реку. Умарова утопила ребёнка.

Логинова М. вне брака, тайно, на дому родила ребёнка. Мать Логино­вой, принимавшая роды, уговорила дочь утопить новорождённого. Дочь положи­ла ребёнка в ванную, а мать наполнила ванну водой. Ребёнок погиб.

Приехав с пастбища домой, Пименов от детей узнал, что жены уже двое су­ток нет дома. Накормив детей, Пименов пошел к соседу Язову. Войдя в квартиру, он увидел обнаженных спящих Язова и свою жену. Разбудив жену, которая была в сильной степени опьянения, Пименов потребовал, чтобы она ушла домой. В ответ на это Пименова заявила, что она домой не пойдет и будет спать с кем захочет. Принеся из дома ружье, Пименов произвел выстрелы в Язова и жену. Жена тут же скончалась. Язов умер в больнице через два дня.

Между Якубовым и Медведевым, работающими заместителями генерально­го директора акционерного общества, сложились неприязненные отношения на почве стремления занять кресло генерального директора. Якубов с целью опорочить Медведева, стал распространять клеветнические измышления о его пристра­стии к гомосексуализму. В присутствии сотрудников Якубов постоянно подчерки­вал физический недостаток у Медведева (прихрамывание). Придя как-то утром на работу, Медведев обнаружил, что дверь в его кабинет заколочена гвоздями. Уз­нав от секретаря, что дверь забил Якубов, Медведев выстрелом из пистолета убил Якубова.

Сизов длительное время находился в дружеских отношениях с Журавлевой. Вернувшись из длительной командировки, Сизов пригласил к себе Журавлеву и предложил ей выйти за него замуж. После распития бутылки шампанского Журав­лева призналась Сизову, что она изменила ему, о чем очень сожалеет и попросила прощения. Сизов пришел в ярость и заявил о нежелании больше видеть Журавле­ву. В ответ на это Журавлева, схватив со стола нож, нанесла Сизову удар в плечо. Вытащив нож, Сизов отбросил его и руками задушил Журавлеву.

Лямин в последние годы злоупотреблял спиртным, избивал отца, угрожал убийством. В один из вечеров Лямин пришел к родителям, требовал деньги, но ему отказали, и он ушел домой. Вернувшись через некоторое время в нетрезвом со­стоянии, он стал требовать деньги у матери, выражался нецензурной бранью, уг­рожал убийством отцу, пинал ногой дверь комнаты, где укрылся отец. Прегра­дившую путь в комнату мать Лямин дважды ударил и, оттолкнув, зашел в комна­ту. Схватив топор, отец дважды ударил сына по голове, причинив ему смертель­ную травму.

Тупицын и Крыгин, находясь в нетрезвом состоянии, встретили у магазина бывшую жену Тупицина, Богомазову. Тупицын стал предлагать Богомазовой вос­становить с ним семейные отношения, силой пытался увести ее к себе домой, бил ладонью по лицу, вместе с Крыгиным, ехавшим на мотоцикле, преследовал Богомазову. Недалеко от дома их встретил муж Богомазовой. Тупицын и Крыгин, не­смотря на возражения, зашли во двор их дома, где стали оскорблять Богомазова, выражаясь нецензурно. Тупицын высказывал намерение остаться ночевать с Бо­гомазовой. Когда Богомазова укрылась в доме, Тупицын и Крыгин в течение двух часов стучались в двери, выбили окна. Богомазовы вышли из дома, Тупицын и Крыгин набросились на Богомазова, повалили на землю и стали пинать ногами. Сумев подняться, Богомазов вытащил из кармана нож и пре­дупредил, что применит его для защиты себя и своей жены. Тупицын и Крыгин вновь бросились на Богомазова, обороняясь Богомазов нанес Тупицынцу 27, а Крыгину 30 колото-резаных ран, убив обоих.

Егоров со своим знакомым Кротовым, проезжая на автомобиле по городу, увидел на остановке девушку, останавливающую машину. Посадив девушку в ав­томобиль, они повезли ее по указанному ею адресу за город. Сделав вид, что мо­тор заглох, Егоров остановил автомобиль и вышел вместе с Кротовым на улицу. Там они договорились совершить изнасилование девушки. Открыв дверцу, Егоров нанес сильный удар кулаком в лицо девушке, которая на время потеряла сознание. В процессе изнасилования девушка, придя в сознание, вытащила из дамской су­мочки пистолет и застрелила Егорова. Выскочив из машины, девушка выстрелила в убегающего Кротова и причинила ему тяжкий вред здоровью.

Оперуполномоченный УР Лисин осуществлял документирование и задер­жание вымогателя Крепова. После передачи потерпевшим денег Крепову, Лисин с пистолетом вошел в подъезд и попытался задержать вымогателя. Крепов, оттолк­нув Лисина, выбежал из подьезда и побежал в сторону остановки. Оперуполномо­ченный УР, преследуя Крепова, крикнул: "Стой, стрелять буду!" и после выстрела вверх, вторым выстрелом убил Крепова.

Рядовой милиции Петров, находясь на посту в районе автовокзала, в 24 часа услышал выстрелы. Одна из пуль пробила рукав его шинели. Достав служебный пистолет, Петров бросился к тому месту, откуда слышались выстрелы. На рас­стоянии 50 метров он увидел убегающего человека, и произвел по нему пять вы­стрелов. Убегавший упал, однако, выстрелы продолжались из-за автобуса. Сделав обманные маневры, Петров задержал стрелявшего - Елкина. При осмотре места происшествия в 40 метрах от трупа убегавшего мужчины был обнаружен труп дру­гого человека, как оказалось, случайно проходившего по улице в момент выстре­лов Петрова. Елкин показал, что он совместно со своим приятелем, первым уби­тым, хотели убить работника милиции и завладеть его пистолетом.

Военнослужащий Ковальчук зашел в ресторан, где знакомым Поповым, от­мечавшим день рождения, был приглашен к столу. В первом часу ночи участники застолья собрались домой и вышли в вестибюль, но выходная дверь оказалась за­крытой. Ковальчук достал из кобуры пистолет и стал делать вид, что собирается сбить выстрелом на двери замок. Находившийся здесь Попов в шутку сказал, что­бы Ковальчук выстрелил лучше в него, и направился в его сторону. В ответ Ко­вальчук навел на него пистолет и нажал на спусковой крючок. Произошел выстрел и Попов был смертельно травмирован. На предварительном следствии было уста­новлено, что во время застолья Ковальчук после извлечения из пистолета снаря­женной обоймы, показывал оружие присутствующим, давал его в руки.

Арбузов систематически издевался над женой, наносил побои, не отдавал зарплату, выгонял из квартиры на длительное время. Не выдержав таких условий, Арбузова достала яд и решила покончить жизнь самоубийством. Написав мужу записку о том, что смерть на его совести, Арбузова поехала к дочери проститься. Дочь, почувствовав неладное, узнала о намерении матери и уговорила ее отказать­ся от такого шага.

Тяжков, питая неприязненные отношения к заместителю директора научно-исследовательского института Дубову, заложил в его кресло в служебном кабинете активный источник радиоактивного излучения. Дубов в это время находился в ко­мандировке, и в его кабинете стали проводить ремонт. Выставленное в коридор кресло с радиоактивным веществом понравилось начальнику отдела Комову, и он забрал его себе. Через месяц Комов был госпитализирован, врачи констатировали значительную степень облучения организма.

Шутов, находившийся в нетрезвом состоянии, в квартире родителей поссо­рился с отцом и затем, держа в левой руке мелкую тарелку с закуской, вошел в комнату отца. Тот, возмутившись, стал выталкивать сына из комнаты и ударил стеклянной вазой по голове, причинив легкий вред здоровью. В ответ, Шутов та­релкой, которая в этот момент раскололась, нанес отцу резанные раны на подбо­родке и в области шеи, повредив сонную артерию. От полученных повреждений отец Шутова скончался на месте происшествия.

Егерь лесного заповедника Серебров, обнаружив браконьеров Ветрова и Сухова, свежевавших незаконно отстрелянного лося, попытался их задержать. При посадке браконьеров в автомобиль Ветров выхватил из сапога охотничий нож и с такой силой ударил Сереброва в височную часть головы рукояткой ножа, что кли­нок отделился от рукоятки. Бросив егеря в лесу, браконьеры скрылись. По резуль­татам судебно-медицинской экспертизы смерть Серебрякова наступила через сутки от потери крови и переохлаждения организма.

Торопов в вечернее время на остановке общественного транспорта сорвал шапку с гражданина Фаизова и пытался убежать. Однако Фаизов догнал Торопова и стал отбирать шапку. В завязавшейся борьбе Фаизов нанес сильный удар кула­ком по лицу Торопова, от которого тот упал и ударился головой об асфальт. По заключению судебно-медицинской экспертизы здоровью Торопова был причинен вред средней тяжести.

Находившийся на танцевальной площадке Пименов приставал к танцую­щим, выражался нецензурной бранью. Дежуривший на танцплощадке работник милиции Тюменцев и его знакомый Еремин попытались вывести Пименова, но он стал сопротивляться. Достав из кармана кастет, Пименов нанес удары Тюменцеву и Еремину. Тюменцев находился на излечении 10 дней, а Еремин - 25 дней.

Ученики 10 класса Вьюнов и Погорелов на перемене решили "выяснить от­ношения" по поводу симпатий к однокласснице. Вьюнов нанес сильный удар ру­кой в живот Погорелову, отчего тот потерял сознание. В больнице Погорелову была удалена одна почка. По заключению судебно-медицинской экспертизы у Погорелова была хроническая болезнь почки, и удар спровоцировал её деформацию и разрушение. Погорелов находился на излечении в больнице один месяц.

Судебный исполнитель Лапин совместно с истцом Поленовым пришли на квартиру ответчика Семенова для исполнения решения суда о выселении с неза­конно занятой квартиры. Семенов заявил, что считает решение суда незаконным и нанес пришедшим телесные повреждения. Лапин и Поленов находились на излече­нии две недели.

Колесов систематически издевался над своей женой и 16-летней дочерью. Обвиняя жену в супружеской измене, он неоднократно её избивал, выгонял из квартиры, закрывал в подполе на длительное время, лишая пищи и воды. Дочери он постоянно говорил, что она ему не родная, что мать её "нагуляла", что она та­кая же, как её мать. В один из вечеров, Колесов, находясь в нетрезвом состоянии, начал избивать жену, используя для этой цели разделочную доску. Дочери, всту­пившейся за мать, он также нанес несколько ударов. Колесова находилась на изле­чении 23 дня, а дочь - 17 дней.

Наши рекомендации