Антимонопольное законодательство в зарубежных странах (характеристика одной из стран по выбору учащегося)
Современное зарубежное законодательство о конкуренции и монополии имеет несколько направлений и регулирует вопросы контроля и надзора за рыночными монополиями, картелями, деятельность естественных монополий, вопросы недобросовестной конкуренции, предоставления государственной помощи и другие вопросы, относящиеся к сфере конкурентного регулирования. В настоящее время большинство стран мира, в том числе страны Америки, Западной Европы, СНГ, включая Россию, Балтии, Восточной Европы, Азии, приняли специальные законы в области защиты конкуренции. Эти законы имеют различные наименования с учетом их основных целей, задач, сфер регулирования – Закон о конкуренции (Азербайджан, Албания, Бельгия, Венгрия, Малайзия, Нидерланды, Франция и др.), антитрестовский закон (Бразилия, Чили), Федеральный закон о картелях и других ограничениях конкуренции (Швейцария), Закон об отмене ограничений конкуренции (Германия) и др. В некоторых странах принято сразу несколько законов. Так, в Соединенном Королевстве (Великобритании) действуют Закон о монополиях и контроле за действиями, Закон о слияниях и монополии, Закон о конкуренции, в Финляндии – Закон об ограничениях и конкуренции, Закон конечного конкурентного влияния, в Корее – Закон о монопольном регулировании и рыночной торговле, Закон о справедливой торговле и т.д.
В Великобритании на протяжении веков защита конкуренции осуществлялась судами в соответствии с нормами общего права с использованием доктрины ограничения торговли (restraint of trade doctrine)[134]. Начало XX в. в связи ростом негативных монополистических тенденций и необходимостью поиска путей законодательной защиты от злоупотреблений монополий было отмечено в Великобритании, так же как и в ряде других стран Европы, попытками нормировать картельное движение. Напомним, что в Англии в 1918 г., как и в некоторых других европейских странах после Первой мировой войны, государством инициировалось изучение трестов посредством создания специальных государственных комитетов. Позднее в 1930 г. Лондон стал местом принятия резолюции XXVI конференции Межпарламентского союза, посвященной проблемам регулирования картелей, трестов и других аналогичных объединений. Однако в довоенное время писаных антимонопольных норм в английском праве не появилось. Формирование писаного антимонопольного права Великобритании, соответствующего новым реалиям XX в., пришлось на послевоенные годы, когда на протяжении сравнительно непродолжительного времени было принято несколько законов, учредивших сложную систему правового и институционального регулирования: Закон о монополиях и ограничительной торговой практике (расследование и контроль) (Monopolies and Restrictive Practices (Inquiry and Control) Act) 1948 г.; Закон о ценах перепродажи (Resale Prices Act) 1964 г.; Закон о слияниях и монополиях (Mergers and Monopolies Act) 1964 г.; Законы об ограничительной торговой практике (Restrictive Trade Practices Act) 1956 и 1976 гг.; Закон о честной торговле (Fair Trading Act) 1973 г.; Закон о конкуренции (Competition Act) 1980 г.[135]. По мнению некоторых исследователей, главным из них считается Закон о честной торговле. Новая редакция Закона о конкуренции была утверждена в 1998 г. В настоящее время антимонопольная политика регулируется в Великобритании следующими законами:
Законом о монополиях и контроле за действиями 1948 г.;
Законом о слияниях и монополиях в 1964 г.;
Законом о конкуренции 1998 г.
В Великобритании с ее прочными традициями плюрализма в государственном управлении существует сложный, громоздкий механизм проведения в жизнь проконкурентных законов. Формально их осуществление возложено на государственного секретаря (министра) торговли и промышленности (Secretary of state for trade and industry). При нем в качестве совещательного органа существует Комиссия по слияниям и монополиям (Mergers and Monopolies Comission), которая готовит и публикует официальные доклады о существовании «монопольных ситуаций», т.е. о случаях монополизации какого-либо товарного рынка, их влияния на конкуренцию и общественные интересы и о мерах для исправления неблагоприятных последствий такой монополизации. Такие исследования и рекомендации делаются только в ответ на формальные обращения главного директора честной торговли (Director general of Fair Trading) или госсекретаря. Последний не обязан следовать рекомендациям Комиссии, но обычно это делает. Запретить слияние фирм госсекретарь вправе только, если Комиссия сочтет это нужным.
На практике осуществление проконкурентных законов лежит на главном директоре честной торговли. Он уполномочен расследовать случаи монополизации и антиконкурентного поведения. Предварительно директор склоняет правонарушителей к заключению мирового соглашения (promise). В случае неудачи он обращается в Суд ограничительной практики (Restrictive Practices Court) – административное учреждение с судебными полномочиями. Решение этого суда может быть обжаловано в апелляционный суд (вторую инстанцию Верховного суда Великобритания), а затем в Палату лордов.