Представительный орган местного самоуправления
Представительный орган муниципального образования- это выбор-ный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Представительные органы являются ведущими в структуре орга-нов местного самоуправления. Их роль обусловлена тем, что депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова-нии. Представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный; характер и осуще-ствляют от его имени власть. Им подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного самоуправления, подотчетны глава муниципального образования и другие должностные лица.
В соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ в уставе муниципального образования должны быть определены наименование, полномочия, структура и численность представительного органа, а также порядок его формирования, срок полномочий депутатов, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, статус и социальные гарантии депутатов, основания, порядок отзыва и прекращения полномочий депутатов, порядок выражения населением не-доверия представительному органу.
Все это предполагает многообразие форм, терминологии и методов в организации представительных органов и их деятельности.
Срок полномочийпредставительного органа муниципального образо-вания устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Таким образом, муниципалитеты само-стоятельно определяют конкретный срок полномочий представительного органа.
Если же устав муниципального образования не принят, не вступил в силу либо им не установлен срок полномочий депутатов и выборных должностных ллц местного самоуправления, то соответствующий срок полномочий определяется решением суда на основании нормативных право-вых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ наименование органов местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Численный состав представительных органов определяется населе-нием самостоятельно в уставе муниципального образования. К сожалению, численный состав представительных органов местного самоуправления не всегда оптимален. Бывают обстоятельства, когда число депутатов слишком велико или слишком мало. Для того чтобы избежать этих крайностей, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ определены критерии чис-ленности депутатов представительного органа муниципального образования в зависимости от численности населения. Так, численность депутатов пред-ставительного органа не может быть менее:
- семи человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;
- 10 человек — при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
- 15 человек — при численности населения от 10 до 30 тыс. человек;
- 20 человек — при численности населения от 30 до 100 тыс. человек;
- 25 человек - при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
- 35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Представительные органы не формируются,если численность жите-лей поселения, обладающих активным избирательным правом, менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ-ляются сходом граждан.
Новеллой Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ является способ формированияпредставительного органа. Так, представитель-ный орган муниципального образования может не только избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, но и вправе состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых депутатами этих органов из своего состава.
Представительный орган муниципального образования наделяется исключительной компетенцией,которая не может переда-ваться другим органам. Так, только представительный орган вправе:
· приниматьустав муниципального образования, изменения и допол-нения устава;
· утверждать местный бюджет и отчет о его исполнении;
· принимать планы и программы развития муниципального образова-ния и утверждать отчеты об их исполнении;
· устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы;
· решать принципиальные вопросы, связанные с управлением и распо-ряжением муниципальным имуществом, находящимся в муниципаль-ной собственности;
· определять порядок принятия решений о создании,
реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреж-дений;
· определять порядок участия муниципального образования в органи-зациях межмуниципального сотрудничества;
· решать вопросы материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
· контролировать от имени населения деятельность других органов и должностных лиц местного самоуправления;
· принимать решение об удалении главы муниципального образо-вания в отставку.
Перечисленные полномочия представительных органов - это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей, установленный на федеральном уровне. В конституциях (уставах), законах субъектов РФ» уставах муниципальных образований полномочия представительных органов местного самоуправления могут быть расширены.
Свои полномочия представительный орган местного самоуправления осуществляет в различных организационно-правовых формах. Примером являются сессии и заседания.
Основной организационно-правовой формой осуществления полно-мочий представительного органа местного самоуправления является сессия,на которой решаются вопросы, отнесенные к ведению представительного органа законодательством и уставом муниципального образования.
Периодичность и порядок проведения сессий должны быть опре-делены в уставе муниципального образования. В уставах многих муни-ципальных образований установлено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. При этом предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5, от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссий, либо главы муни-ципального образования, либо инициативной группы граждан местного сооб-щества в установленном уставом количестве. В этом случае инициаторы долж-ны направить председателю представительного органа обращение с обосно-ванием необходимости созыва внеочередной сессии, а также представить проекты решений по предлагаемым вопросам. Председатель представитель-ного органа при соблюдении этих условий должен созвать внеочередную сессию в сроки, установленные уставом, а в особо срочных случаях – безот-лагательно.
О времени созыва и месте проведения очередных сессий, а также вопросах, выносимых на рассмотрение сессии, председатель представитель-вительного органа должен сообщать депутатам и доводить до сведения населения заблаговременно, не позднее чем за семь дней до сессии.
Сессия признается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного орга-на.
Сессии, как правило, проводятся открытыми. В их работе в качестве наблюдателей могут принимать участие все желающие из числа членов местного сообщества. Открытость деятельности представительного органа также выражается в доступности ознакомления для членов местного сообщества с протоколами его заседаний и другими документами.
Помимо возможности наблюдать за работой сессии регламентом преду-сматривается правило, в соответствии с которым с согласия либо по приглаше-нию представительного органа в его работе могут принимать участие долж-
ностные лица местного самоуправления, руководители общественных объединений и трудовых коллективов, специалисты, руководители органов территориального общественного самоуправления. Они вправе в установ-ленном порядке выступать во время заседания и вносить свои предложения.
Порядок подготовки и проведения сессии детально регулируется в регламенте представительного органа, что способствует организованности и четкости в его работе, соблюдению необходимой культуры.
Каждый депутат представительного органа муниципального образования представляет интересы населения того избирательного округа, от которого он избран. В связи с этим решение принимается представительным органом муниципального образования с учетом мнения каждого депутата в коллегиальном порядке. Коллегиальность — непременное условие деятельности выборного представительного органа. Смысл коллегиальности — в нахождении наиболее верного решения, которое нередко отражает разные точки зрения, компромисс между разными группами избирателей, имеющих своих представителей в муниципальном органе.
Практика убедительно доказала, что эффективность деятельности представительного органа значительно возрастает, если из числа депутатов образуются постоянные комиссии (комитеты). Они создаются, как правило, для предварительного рассмотрения, и подготовки вопросов на сессии, для содействия проведению в жизнь принимаемых решений и действующего законодательства, для контроля за деятельностью органов местного само-управления и их должностных лиц.
О ходе работы сессии и принятых на ней решениях население должно извещаться через имеющиеся средства информации оперативно, не позднее чем в определенные уставом сроки.
Важное значение для плодотворной деятельности представительного органа имеет четко определенный статус депутата.Ряд важных положений содержит ст. 40 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Так, депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Срок полномочий депутата не может быть менее двух и не более пяти лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Полномочиядепутатаначи-наются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа муниципального образования нового состава. Депутаты представительного органа местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключениемслучаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства иработы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.
В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержится еще одна важная гарантия, обеспечивающая свободу игласность деятельности депутата представительного органа. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, высказанную при голосовании, и другие действия, соответст-вующие статусу депутата. При этом указанная гарантия распространяется на депутата представительного органа муниципального образования не только в период депутатских полномочий, но и после истечения их срока.
Данное положение не распространяется на депутата, которым были допущены публичные оскорбления, клевета и иные нарушения, ответст-венность за которые предусмотрена федеральным законодательством.
Помимо гарантий, в федеральном законе установлены и ограничения для муниципальных депутатов. Они не могут быть депута-тами Госдумы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальнойслужбы.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит положение, согласно которому депутаты представительного органа местного само-управления работают, как правило, на непостоянной основе. Закон устанав-ливает, что на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа менее 10 человек — один депутат.
Закон также предусматриваетвозможность досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования. Независимо от порядка его формирования полномочия могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
· принятия им решения о самороспуске;
· вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности дан-
ного состава депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами
своих полномочий;
· в случае преобразования муниципального образования;
· в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи
с его объединением с городским округом;
· при увеличении численности избирателей муниципального образования
более чем на 25%, произошедшей вследствие изменения границ муници-
пального образования.
Особым случаем досрочного прекращения полномочий представитель-ного органа муниципального образования является его роспуск в связи с роспуском на основании закона субъекта РФ. Основанием роспуска пред-ставительного органа местного самоуправления является принятием им муниципального правового акта, противоречащего Конституции РФ, Феде-ральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.
Порядок роспуска включает в себя следующие основные стадии:
· факт несоответствия должен быть установлен судом;
· в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения представительный орган муниципального образования обязан принять в пределах своих полномочий меры по исполнению данного судебного решения, в том числе отменить соответствующий нормативный право-вой акт;
· если в течение указанного срока представительный орган муниципаль-ного образования не принял необходимых мер, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение месяца вносит в законодательный (предста-вительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона о роспуске представительного органа муниципального образования;
· полномочияпредставительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.
Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муници-пального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и при-нять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.
Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
В случае прекращения полномочий представительного органа муни-ципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган муниципального образования.
В случае прекращения полномочий представительного органа муни-ципального образования, сформированного из депутатов, представительные органы, их делегирующие, обязаны в течение одного месяца избрать других депутатов.