РАЗДЕЛ 1. Общее учение о римском праве

Рабочая тетрадь

РИМСКОЕ ПРАВО

Выполнил:студент I курса

юридического факультета

заочной формы обучения (3)

группа 11

ФИО

Научный руководитель:

к.и.н.,доцент

Алешин П.Н.

СТЕРЛИТАМАК – 2015

Методические указания.

Изучение римского права требует немалых умственных усилий. Данная рабочая тетрадь предназначена для того, чтобы выработать у студентов, изучающих римское право юридическое мировоззрение, т.е. способность видеть тот или иной факт через призму права, в его юридической интерпретации, включая вопрос о соответствии или противоречии закону, соответствии или противоречии его духу, его цели и даже такому критерию действительности права, каким является критерий нравственный.

Профессия юриста предполагает широкую эрудированность, знание этики, эстетики, философии, художественной литературы и т.д. Помимо всего прочего юрист должен обладать ясной и убедительной речью, знакомством с основами ораторского искусства, способностью кратко и доказательственно составлять правовые документы всех видов.

В связи с этим рабочая тетрадь, составленная в соответствии с авторской рабочей программой по курсу Римского права для студентов среднего специального образования, содержит дидактический материал и упражнения, работы по развитию логического мышления, ораторского искусства, способности анализировать и проводить сравнения, опираясь на предложенные первоисточники решать правовое ситуации в приближенном к Римской действительности вариантах.

Студент, приступая к изучению соответствующей темы, должен ознакомиться с предлагаемыми ему заданиями. Указания к выполнению даются в каждом конкретном задании.

Тетрадь имеет задания, предназначенные для развития логического мышления, тренировки ума, способности высказывать собственное мнение. Такие задания обозначены значком *.

Для работы в тетради студент, первоначально, должен ознакомиться с теоретическим материалом, поработать над первоисточниками Древнего Рима, а именно Законами XII Таблиц, Институциями Юстиниана, Дигестами и т.д. и только после это приступать к выполнению задания.

РАЗДЕЛ 1. Общее учение о римском праве - student2.ru Желаем Вам глубокого проникновения в прекрасный древний мир Римского права, и надеемся, что полученные знания станут для Вас стартовой площадкой для изучения цивильных наук права России.

 
  РАЗДЕЛ 1. Общее учение о римском праве - student2.ru

РАЗДЕЛ 1. Общее учение о римском праве.

Тема: Понятие римского частного права.

Задание №1. Вставьте пропущенные слова из выдержек Институций Юстиниана.

«………………………… право есть то, которое природа внушила всем живым существам. Право это свойственно не только человеческому роду, но вообще всем существам, которые рождаются или в воздушном пространстве, или на земле, или в море. Отсюда происходит союз мужчины с женщиной, который мы называем браком; отсюда рождение и воспитание детей; далее мы видим, что и прочие живые существа руководствуются знанием этого права» (I.1.2.)

«…………………. же право и общенародное разделяются так: все народы, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью своим собственным правом, частью – правом, общим всем людям, именно: право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право и называется …………………………. , как право, свойственное обществу граждан; право же, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным, как право, в котором пользуются все народы. Таким образом, и римский народ пользуется, с одной стороны, ………………………правом, с другой – правом общим всем людям.» (I.1.2.1.)

«……………… преторов имеют в сфере права также немалое значение. Мы обыкновенно даже называем эти ………… почетным правом, потому что значение этому праву дали мужи, занимающие почетные должности, т.е. магистры. И курульские эдилы издали по поводу некоторых вопросов ……….., который называется постоянным и составляет часть почетного права» (I.1.2.7.)

«Ответы …….. – это мнения и суждения тех, которым было разрешено создавать право. В старину было постановлено, чтобы были лица, которые могли бы публично толковать право; император дал им право давать ответы на спорные юридические вопросы; лица эти назывались …………консультами. А мнения и суждения их имели такую силу, что судье возбранялось отступать от решения, которое раз ими было постановлено» (I.1.2.8.)

Задание №2.

Система, которая включала в себя

- общий раздел;

- вещное право;

- обязательственное право;

- семейное право;

- наследственное право,

называлась _______________________ системой.

Система, которая не имела общего раздела, но имела группы:

- субъекты права;

- вещное право;

- обязательственное право;

- наследственное право,

называлась _________________________системой.

Задание №3.

Различают 4 вида императорских конституций

Эдикты (edicta) – это _________________________;

Рескрипты (rescripta) – это

__________________________;

Мандаты (mandata)– это _________________________;

Декреты (decreta)– это _____________________.

Задание №4. Составьте схему «Источники римского частного права»

Задание №5. . О каких источниках говорится в следующих текстах:

а) "Среди массы нагроможденных один на другой законов они остаются источником всего публичного и частного права" (Тит Ливий). ______________

б) "Народом руководят магистраты, и можно с полным основанием сказать, что магистрат - это закон говорящий, а закон - это безмолвный магистрат" (Цицерон. О законах. Ш.П.)

___________________

в) "Дом юрисконсульта, бесспорно, служит оракулом для всего общества" (Цицерон. Об оpатоpе.(1.45.200.)

___________________

Постановления каких магистратов были наиболее важными?

___________________

Наши рекомендации