Основные задачи стратегического менеджмента и его базовая модель
Стратегический менеджмент – это процесс, связанный с управлением и длительными сроками, что находится в компетенции владельцев компаний и топ-менеджеров. Для них этот вид деятельности предполагает принятие стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации с учетом множества внутренних и внешних факторов.
Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 важных вопроса:
1. в каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. в каком положении оно рассчитывает находиться через 3, 5, 10 лет?
3. каким способом достичь желаемого результата?
Таким образом, сущность стратегического менеджмента состоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях: планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегических задач, мотивация на достижение стратегических результатов, контроль за процессом выполнения стратегии.
К числу стратегических решений, например, можно отнести:
· реконструкцию предприятия;
· внедрение новшеств;
· выход на новые рынки сбыта;
· приобретение, слияние предприятий.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей. Основные из них:
· инновационный характер;
· направленность на перспективные цели и возможности;
· сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
· субъективность оценки;
· необратимость и высокая степень риска.
Стратегический менеджмент базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них:
· Научность в сочетании с элементами искусства.
· Целенаправленность стратегического управления.
· Гибкость стратегического управления.
· Единство стратегических планов и программ
· Создание необходимых условий для реализации стратегии.
Обобщением сложного процесса стратегического менеджмента является его модель, состоящая из следующих элементов:
1. анализ внешнего окружения;
2. планирование направлений развития;
3. планирование стратегий;
4. осуществление стратегии.
Каждый из элементов, в свою очередь, это система действий и решений.
В общем виде, процесс стратегического управления фирмой можно описать, используя модель Ансоффа, в которой анализируется изменение окружающей среды, реакция фирмы на такое изменение и затраты, связанные с реакцией фирмы и ущербом от воздействия окружающей среды. Существуют и другие модели.
2. Типы стратегии: корпоративная, деловая, функциональная.
Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
Стратегии в компании разрабатываются и реализуются на всех уровнях управления. Существуют следующие типы стратегий:
1. Корпоративная стратегия. Эта стратегия, которая описывает общие направления роста предприятия, развитие его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается.
Корпоративная стратегия предполагает 4 вида действий:
1. Действия по достижению диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии.
2. Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма.
3. Разработка единой, стратегической ориентации подразделений.
4. Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпорации в наиболее перспективные области.
2.Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании). Термином “бизнес-стратегия” обозначают план управления отдельной сферой деятельности компании. Бизнес-стратегия состоит из ряда подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в одной конкретной сфере деятельности.
Деловая стратегия – обозначает план управления отдельной сферы деятельности компании, эта стратегия обеспечения д/с конкурентных преимуществ хозяйственных подразделений. Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке.
Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
1. Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
2. Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
3. Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
4. Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.
3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
Функциональная стратегия - стратегия, которая разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии, можно сказать, что компания имеет столько функциональных стратегий сколько у нее функциональных подразделений.
Роль функциональной стратегии:
1.Поддержка общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании.
2.Распределениересурсовотдела.
3. Поиск эффективного поведения, функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Выделяют иногда и оперативную стратегию более узкую и короткую по времени, но она может быть включена в функциональную.