Роль и значение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в системе источников права социального обеспечения (региональный аспект).

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Такой прием правового регулирования общественных отношений в теории права социального обеспечения раскрывается как сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием.

Законы субъектов Федерации регулируют наиболее важные для того или иного региона общественные отношения. Государственные органы субъектов Федерации ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. Подчас именно они могут наиболее точно выбрать средства, которые неотложны и необходимы для защиты прав населения, в том числе и в социальном обеспечении.

обеспечения

В системе источников права социального обеспечения нормативно-правовые акты субъектов Федерации занимают видное место и играют значительную роль. В юридической литературе их иногда называют «актами регионального правотворчества», «региональные правовые источники».

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Такой прием правового регулирования общественных отношений в теории права социального обеспечения раскрывается как сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием.

Законы субъектов Федерации регулируют наиболее важные для того или иного региона общественные отношения. Государственные органы субъектов Федерации ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. Подчас именно они могут наиболее точно выбрать средства, которые неотложны и необходимы для защиты прав населения, в том числе и в социальном обеспечении.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ существенно расширен объем компетенции субъектов в данной сфере, поскольку им с 1 января 2005 г. переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению. Реализация этих полномочий дает мощный импульс для правотворчества субъекта Федерации в сфере социального обеспечения, в связи с чем региональный компонент приобретает все большее значение в программах социальной защиты населения.

На сегодняшний день динамика правового регулирования в социальной сфере свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов субъектов федерации. В данных источниках как правило установлены меры социальной поддержки различных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву; граждан получающих пенсию; приемных семей; граждан, страдающих отдельными видами заболеваний; а также иных категорий граждан.

С учетом общего законодательного принципа субъекты Российской Федерации в своих законах и подзаконных актах не могут сокращать объем и уровень прав, предоставленных федеральным законодательством, напротив они вправе расширять их перечень и объем.

Анализ регионального законотворчества позволяет сделать определенные выводы. Прослеживается тенденция расширения полномочий субъектов РФ по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения. Концептуально меняется подход к гарантированности основных социальных прав граждан, суть которого заключается в отказе государства от гарантированности всему населению России определенного социального стандарта этих прав.

Незначительная финансовая обеспеченность расходных обязательств субъектов РФ приводит к большим диспропорциям в уровне социального обеспечения населения регионов-доноров и дотационных. Степень социальной защищенности человека стала определяться местом его жительства. В законодательстве субъектов РФ прослеживается необоснованная попытка подмены комплексной системы социального обеспечения адресной помощью.

В качестве примеров региональных актов орен области:

Закон Оренбургской области от 20.11.2000 № 724/213-ОЗ «Устав (Основной Закон) Оренбургской области»;

- Закон Оренбургской области от 31.10.2014 № 2608/758-V-ОЗ «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Оренбургской области»;

- Закон Оренбургской области от 31.10.2014 № 2609/759-V-ОЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг на территории Оренбургской области»;

Закон Оренбургской области от 02.11.2004 № 1524/255-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий»;

Закон Оренбургской области от 02.11.2004 № 1525/256-III-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей»;

Закон Оренбургской области от 12.01.2005 № 1756/284-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей»;

акон Оренбургской области от 28.06.2011 № 249/39-V-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Оренбургской области»;

Закон Оренбургской области от 27.06.2012 № 886/253-V-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Оренбургской области»;

Постановление Правительства Оренбургской области от 26.02.2007 № 79-п «О порядке реализации мер социальной поддержки многодетных семей»;

Постановление Правительства Оренбургской области от 29.09.2008 № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг»;

Постановление Правительства Оренбургской области от 02.07.2012 № 555-п «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Оренбургской области, порядке их реализации и финансирования»;

Наши рекомендации