Тема 49. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)
(1 час)
Вопросы для изучения
1. Понятие и сфера применения договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
2. Стороны, предмет и форма договора франчайзинга.
3. Права и обязанности сторон по договору франчайзинга.
Нормативные правовые акты
ГК Республики Беларусь.
Инструкция о порядке регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): утв. постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Респ. Беларусь от 15 апр. 2009 г. № 6.
О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Респ. Беларусь от 16 дек. 2002 г. № 160-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2010.
О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Респ. Беларусь от 12 дек. 2013 г. № 94-З.
О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 21 марта 2009 г. № 346: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 23.07.2010.
О товарных знаках и знаках обслуживания: Закон Респ. Беларусь от 5 февр. 1993 г. № 2181-Х11.
Парижская конвенция но охране промышленной собственности, Париж, 20 марта 1883 г.: с изм. от 02.10.1979: признана обязательной постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 11 марта 1993 г. № 141.
Дополнительная литература
Беляева, Е.Н. Франчайзинг (комплексная предпринимательская лицензия). Понятие, права и обязанности / Е.Н. Беляева, Б.Е. Кубря-ков, М.Г. Доронин // Наука и инновации. - 2005. - № 6. - С. 30-33.
Беляева, Т.А. Договор франчайзинга: проблемы и коллизии в законодательстве / Т.А. Беляева // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Грушецкий, Ю.К. Особенности договора франчайзинга на современном этапе развития экономики / Ю.К. Грушецкий // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Земляков, Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 142 с.
Корзун, В. Франчайзинг: сущность, проблемы, правовое регулирование / В. Корзун // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2004. - № 4. С. 17-19.
Корзун, В.Б. Специфика и возможности использования опыта Европейского союза в сфере правового регулирования франчайзинга / В.Б. Корзун // Промышленно-торговое право. - 2005. - № 4. - С. 15-18.
Латышев, И. Белорусский франчайзинг: путь от теории к практике / И. Латышев // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Латышев, И. Франчайзинг в Беларуси / И. Латышев // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 2004. - № 8. — С. 29-37.
Миловзорова, Ю.С. Континуальный подход к новым договорным отношениям: франчайзинг / Ю.С. Миловзорова // Юстиция Беларуси. - 2005. - № 1. - С. 36.
Миловзорова, Ю.С. Франчайзинг: новое законодательство -решение старых проблем? / Ю.С. Миловзорова // Право Беларуси. 2005. --№ 1. С. 85-87.
Миловзорова, Ю. С. Исторические аспекты развития предпринимательской деятельности в США, КНР, странах Европы - опыт для России и Беларуси / Ю.С. Миловзорова // Вестник молодежного научного общества. - 2001. - № 4. - С. 67-70.
Подгруша, В. Франчайзинг: правовая природа, особенности правового регулирования / В. 11одгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Сокол, С.Ф. Правовое регулирование договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в Республике Беларусь / С.Ф. Сокол, Ю.С. Миловзорова. - Минск: БИП-С, 2006. – 128.
Табастаева, Ю. Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика / Ю. Табастаева, П. Штаубер // Хозяйство и право. - 2007. - № 7. - С. 26-40.
Тоскип, Р.Е. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» / Р.Б. Тоскин // Закон и право. 2008. № 9. -С. 104-107.
Турейко, В. Франчайзинг как форма развития малого бизнеса в Беларуси / В. Турейко // БанкауЧж1 веснтк. - 2007. - № 7. - С. 17-20.
Функ, Я. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 53. Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) / Я. Функ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
Функ, Я. Франчайзинг, или Как купить брэнд/ Я. Функ // Экспорт и импорт. - 2005. - № 5. - С. 84-86.
Функ, Я.И. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) / Я.И. Функ // Промышленно-торговое право.-2004.-№ 4. - С. 19-21.
Задачи
1.В соответствии с условиями договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), заключенному между ООО «Т» (пользователь) и ОАО «Д» (правообладатель), пользователь получил право использовать фирменное наименование, товарный знак ОАО при реализации хлебобулочных изделий (на вывеске, упаковочном материале), ему также была передана технология изготовления.
Через некоторое время ООО «Т» для удешевления производства хлебобулочных изделий сократило количество ингредиентов, добавляемых при их изготовлении. В результате объемы реализации хлебобулочных изделий, реализуемых под товарным знаком ОАО «Д», значительно упали на территории всей страны.
ОЛО «Д» обратилось в хозяйственный суд с иском к ООО «Т» о возмещении причиненных убытков.
Какое решение должен вынести суд?
2. Белорусский ИП Беляев (пользователь) заключил договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) с американской корпорацией «Сеть рыбных магазинов «Фиш & фиш» (правообладатель) через ее постоянное представительство в Республике Беларусь.
По условиям договора пользователь получил право использовать деловую репутацию и товарный знак корпорации при реализации рыбных продуктов на территории Минской области и г. Минска. В договоре было закреплено, что права и обязанности сторон определяются по белорусскому праву.
ИП Беляев обратился в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» для регистрации договора франчайзинга.
Работник Национального цента интеллектуальной собственности отказал в регистрации договора, обосновав отказ тем, что в соответствии с белорусским законодательством пользователем по договору франчайзинга может быть только коммерческая организация, в лицензионный комплекс, предоставляемый правообладателю, обязательно должно входить право использования фирменного наименования правообладателя.
Кроме того, Беляеву пояснили, что стороны не предусмотрели в договоре условий о передаче пользователю документации и информации, а также консультировании пользователя по вопросам осуществления прав, предоставленных ему по договору франчайзинга, не было в договоре предусмотрена и обязанность правообладателя по выдаче лицензии на товарный знак «Фиш & фиш», а следовательно, стороны не согласовали всех существенных условий договора франчайзинга, поэтому договор считается незаключенным.
Также работник Национального цента интеллектуальной собственности сообщил Беляеву, что не смог бы зарегистрировать договор о передаче права пользования товарным знаком «Фиш & фиш» в Госудг1рственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь, так как такой товарный знак не зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь, а соответственно, не подлежит правовой охране на территории Республики Беларусь.
Проанализируйте доводы работника Национального цента интеллектуальной собственности. Какие условия договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) являются существенными и кто может выступать сторонами такого договора?
3. Между российским ООО «ВИВАТ» и белорусским ОДО «Оранник» был заключен договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) сроком на пять лет. По договору российская организация передала белорусской организации комплекс исключительных прав, в том числе технологию пошива нижнего белья. По истечении срока действия договора ОДО «Странник» обратился к ООО «ВИВАТ» с предложением продлить договор, в чем ему было отказано.
Через полгода директор ОДО «Странник» узнал, что аналогичный договор франчайзинга ООО «ВИВАТ» заключило с другой белорусской фирмой - ЧУ11 «Вещи». Директор ОДО «Странник» обратился в хозяйственный суд с требованием о переводе на ОДО «Странник» прав и обязанностей пользователя по договору франчайзинга, заключенному ООО «ВИВАТ» с ЧУП «Вещи».
Какое решение должен вынести хозяйственный суд?
4. По договору, заключенному между ООО «Орел» и ОДО «Зверь», ООО передало ОДО комплекс исключительных нрав, ОДО получило право использовать фирменное наименование, деловую репутацию ООО и товарный знак при реализации меховых и кожаных изделий (срок действия договора - три года). Кроме того, графиком развития франчайзинговой сети, содержащимся в договоре, было предусмотрено право ОДО заключить пять договоров комплексной предпринимательской сублицензии.
Через шесть месяцев ОДО заключило договор субфранчайзинга с ЧУП «Ромб». Через год ОДО было ликвидировано по решению хозяйственного суда.
Сохраняет ли силу договор субфранчайзинга в данной ситуации?
Задание
Назовите отличия договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) от договоров аренды, доверительного управления имуществом, комиссии, поручения, простого товарищества.
Темы рефератов
1. История становления института франчайзинга в Республике Беларусь.
2. Виды франчайзинга.
3. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) и требования антимонопольного законодательства Республики Беларусь.
4. Правовое регулирование франчайзинга в зарубежных странах.
5. Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг) в международных отношениях.
практическое занятие 40