Схема №33. Классификация норм бюджетного права

 
  Схема №33. Классификация норм бюджетного права - student2.ru

Схема №33. Классификация норм бюджетного права - student2.ru по составу:

 
  Схема №33. Классификация норм бюджетного права - student2.ru

Нормы бюджетного правапо своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Ø Бюджетно-материальные – закрепляют структуру бюджетной системы РФ, регулируют отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

Ø Бюджетно-процессуальные (процедурные) – регламентируют отношения в процессе составления проектов бюджетов, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления бюджетной отчетности.

Опр. Система источников БП – это совокупность нормативных актов, содержащих нормы БП:

1. Конституция РФ (ст.71, 72, 101, 104, 106, 114, 132).

2. Бюджетное законодательство:

· Бюджетный кодекс РФ № 145-фз от 31.06.98, действует с 2000 года.

· Законодательство, принимаемое на соответствующий год:

- ФЗ о федеральном бюджете,

- Законы субъектов РФ о бюджете,

- НПА ОМС о местных бюджетах.

· Законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения:

- ФЗ,

- Законы субъектов РФ,

- НПА ОМС. (пример – Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Новосибирске)

3. Подзаконные акты:

· Указы Президента РФ,

· Акты Правительства РФ,

· Акты федеральных органов исполнительной власти,

· Акты органов государственной власти субъектов РФ,

· Акты органов местного самоуправления.

4. Международные договоры РФ.

Бюджетные правоотношения.

Опр. Бюджетные правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

Виды бюджетных правоотношений:

Бюджетные правоотношения являются сложносоставными. Они подразделяются на отношения в следующих сферах:

1. планирования формирования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

2. распределения средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

3. использования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,

4. отношения, формирующиеся в ходе бюджетного процесса,

5. отношения, возникающие в процессе бюджетного контроля,

6. отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенности бюджетных правоотношений (их отличия от прочих финансовых правоотношений):

· как правило, они длятся в течение года,

· имеют специфических субъектов (РФ, субъекты РФ, МО).

Структура бюджетного правоотношения: 1) субъект, 2) содержание, 3) объект.

Субъект – это участник бюджетного правоотношения.

Бюджетное законодательство не содержит исчерпывающего перечня субъектов Бюджетного права либо участников бюджетных правоотношений. Однако, БК РФ (ст.152) определяет состав участников Бюджетного процесса.

Состав субъектов БП (схема №34):

Ø государство и его территориальные подразделения*:

o Российская Федерация в целом,

o Субъекты РФ (республики, края, области и т.д.),

o Местные АТО (города, районы, села);

*Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных органов.

Ø органы государственной власти и местного самоуправления:

o Президент Российской Федерации;

o высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

o законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

o исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Ø органы управления государственных внебюджетных фондов,

(ВНИМАНИЕ!!! Органы фондов!!!

А сами фонды, как фонды денежных средств – НЕ СУБЪЕКТЫ!)

Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;

Ø прочие участники бюджетного процесса:

o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

o главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

o получатели бюджетных средств;

Ø Банковская система:

o Центральный банк РФ,

o Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Ø Физические лица**.

**БК РФ не предусматривает никаких прав и обязанностей для физических лиц. Официальная точка зрения, высказанная Верховным судом, - физические лица не являются субъектами Бюджетного права. Однако в теории этот вопрос не прорабатывался.

Опр. Субъект бюджетного правоотношения – это лицо:

1. принимающее участие в распределении доходов и расходов между различными бюджетами,

2. либо являющееся участником бюджетного процесса,

3. либо получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, субвенция, субсидия, бюджетный кредит).

Наши рекомендации