Схема №33. Классификация норм бюджетного права
по составу:
Нормы бюджетного правапо своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.
Ø Бюджетно-материальные – закрепляют структуру бюджетной системы РФ, регулируют отношения в процессе формирования доходов и осуществления расходов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
Ø Бюджетно-процессуальные (процедурные) – регламентируют отношения в процессе составления проектов бюджетов, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления бюджетной отчетности.
Опр. Система источников БП – это совокупность нормативных актов, содержащих нормы БП:
1. Конституция РФ (ст.71, 72, 101, 104, 106, 114, 132).
2. Бюджетное законодательство:
· Бюджетный кодекс РФ № 145-фз от 31.06.98, действует с 2000 года.
· Законодательство, принимаемое на соответствующий год:
- ФЗ о федеральном бюджете,
- Законы субъектов РФ о бюджете,
- НПА ОМС о местных бюджетах.
· Законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения:
- ФЗ,
- Законы субъектов РФ,
- НПА ОМС. (пример – Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Новосибирске)
3. Подзаконные акты:
· Указы Президента РФ,
· Акты Правительства РФ,
· Акты федеральных органов исполнительной власти,
· Акты органов государственной власти субъектов РФ,
· Акты органов местного самоуправления.
4. Международные договоры РФ.
Бюджетные правоотношения.
Опр. Бюджетные правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.
Виды бюджетных правоотношений:
Бюджетные правоотношения являются сложносоставными. Они подразделяются на отношения в следующих сферах:
1. планирования формирования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,
2. распределения средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,
3. использования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов,
4. отношения, формирующиеся в ходе бюджетного процесса,
5. отношения, возникающие в процессе бюджетного контроля,
6. отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Особенности бюджетных правоотношений (их отличия от прочих финансовых правоотношений):
· как правило, они длятся в течение года,
· имеют специфических субъектов (РФ, субъекты РФ, МО).
Структура бюджетного правоотношения: 1) субъект, 2) содержание, 3) объект.
Субъект – это участник бюджетного правоотношения.
Бюджетное законодательство не содержит исчерпывающего перечня субъектов Бюджетного права либо участников бюджетных правоотношений. Однако, БК РФ (ст.152) определяет состав участников Бюджетного процесса.
Состав субъектов БП (схема №34):
Ø государство и его территориальные подразделения*:
o Российская Федерация в целом,
o Субъекты РФ (республики, края, области и т.д.),
o Местные АТО (города, районы, села);
*Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных органов.
Ø органы государственной власти и местного самоуправления:
o Президент Российской Федерации;
o высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
o законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
o исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Ø органы управления государственных внебюджетных фондов,
(ВНИМАНИЕ!!! Органы фондов!!!
А сами фонды, как фонды денежных средств – НЕ СУБЪЕКТЫ!)
Ø органы государственного (муниципального) финансового контроля;
Ø прочие участники бюджетного процесса:
o главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
o главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
o главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
o получатели бюджетных средств;
Ø Банковская система:
o Центральный банк РФ,
o Кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.
Ø Физические лица**.
**БК РФ не предусматривает никаких прав и обязанностей для физических лиц. Официальная точка зрения, высказанная Верховным судом, - физические лица не являются субъектами Бюджетного права. Однако в теории этот вопрос не прорабатывался.
Опр. Субъект бюджетного правоотношения – это лицо:
1. принимающее участие в распределении доходов и расходов между различными бюджетами,
2. либо являющееся участником бюджетного процесса,
3. либо получающее из бюджета денежные средства в различных формах (дотация, субвенция, субсидия, бюджетный кредит).