Имущество унитарного предприятия
Способы использования имущества унитарного предприятия:
§ хозяйственное ведение;
§ оперативное управление.
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
§ имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
§ иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
§ прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
§ заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
§ амортизационные отчисления;
§ капитальные вложения и дотации из бюджета;
§ дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
§ добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
§ иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Учреждение
Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций. Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества. Они финансируются их учредителями-собственниками, получая в силу этого ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и достаточно узкие возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Как и унитарные предприятия, они, в сущности, представляют собой остатки прежней экономической системы и в этом качестве не свойственны развитому товарному обороту. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по их долгам. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных собственников. Учреждением признается не имеющая членства организация, со-I зданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). К числу учреждений относятся органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т. п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами). Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию их правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами. Учреждения создаются по решению соответствующего собственника (или уполномоченного им органа) либо нескольких собственников и действуют на основании утвержденного им и зарегистрированного устава или положения, а иногда - общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость)1. В уставе учреждения собственник определяет его задачи 1 Решение собственника о создании учреждения не является учредительным документом (как ошибочно указано в п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, отождествившего учредительные документы с документами, предоставляемыми для регистрации некоммерческой организации). Не требуется также заключения никаких договоров учредителя с созданным им учреждением (о чем по недоразумению говорит Закон об образовании в п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст 41 и п. 5 ст 43), ибо собственник самостоятельно определяет условия использования своего имущества. и цели деятельности (поскольку учреждение как некоммерческая организация всегда имеет ограниченную, целевую правоспособность). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы). Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой строго фиксируются направления расходования и размер выделяемых ему собственником сумм. В связи с этим права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно законом (ст. 296 ГК), а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 ГК). В силу этого участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. Уставом или положением учреждению в рамках его специальной правоспособности может быть разрешено осуществление некоторых видов деятельности, приносящей доходы (т. е. предпринимательской). Эти последние, как и приобретенное за их счет имущество, остаются собственностью учредителя и поступают лишь в самостоятельное распоряжение, а не в собственность учреждения (п. 2 ст. 298 ГК)1. Как правило, речь идет о возмездном предоставлении услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения (образовательных и научно-исследовательских, культурных и воспитательных, медицинских и спортивных и т. п.). Учреждение не вправе само создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника (если только речь не идет о доходах от разрешенной ему предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим). В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК; п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). 1 Учреждение ни при каких условиях не может стать собственником своего имущества, что противоречило бы существу этой юридической конструкции. Иной подход (п. 7 ст. 39 Закона об образовании; п. 2 ст. 27 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании) необоснованно расширяет рамки участия учреждений в обороте (ср. п. 2 ст 47 Закона об образовании) и одновременно сужает условия ответственности их учредителей (п. 9 ст. 39 названного Закона), прямо превращая учреждения в подобие "предприятий" (ср. п. 4 ст. 47 названного Закона). Поэтому они не могут быть объявлены банкротами. Учреждение может быть реорганизовано, в том числе преобразовано в автономную некоммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество (для государственных и муниципальных учреждений это допускается лишь в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации) (п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя. |
Общественные и религиозные организации (объединения)
Как юридические лица общественные и религиозные организации представляют собой корпоративные объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей2. 1 Данное положение убедительно обосновано в современной литературе (см.: Крашенинников П. В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав на жилые помещения. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. М, 1997. С. 7, 46-") 2 Закон об общественных объединениях (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст 2231) допускает существование общественных объединений без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21). Аналогичную возможность для профсоюзов предусматривает п. 1 ст. 8 Закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148). Такие организации не становятся, следовательно, субъектами гражданских правоотношений. Кроме того, Закон об общественных объединениях рассматривает общественные организации как одну из разновидностей ("организационно-правовых форм") общественных объединений (к числу которых ст. 7 относит также общественные движения, "общественные фонды", "общественные учреждения" и органы общественного самоуправления), что не вполне соответствует трактовке этой категории в ГК РФ. В гражданско-правовом смысле фонды и учреждения являются самостоятельными разновидностями юридических лиц- некоммерческих организаций точно так же, как и общественные организации (признанные государством юридическими лицами). Их юридическая личность (дающая возможность участия в гражданском обороте) составляет лишь одну из сторон их правового статуса, причем не основную, а сами эти организации попадают в сферу гражданско-правового регулирования только в этом своем качестве юридических лиц. Общественной и религиозной организацией признается основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов (п. 1 ст. 117 ГК)1. К числу общественных организаций относятся политические партии, профессиональные и творческие союзы, добровольные общества, другие аналогичные объединения граждан по интересам и т. п. Следует иметь в виду, что в крупных общественных (и религиозных) организациях (объединениях) юридическими лицами в соответствии с законом и их уставом могут признаваться как организации в целом, так и их отдельные (обычно территориальные) звенья. Например, юридическим лицом может являться как профсоюз в целом, так и его первичные (профсоюзные) организации. В этом качестве не вправе, однако, выступать советы, правления и иные руководящие органы таких организаций. Так, юридическим лицом согласно закону является не профком, а профсоюзная организация в целом. Общественные организации создаются по инициативе не менее чем 3 граждан, а религиозные - в составе не менее 10 граждан. Закон об общественных объединениях допускает в число учредителей и участников общественных организаций юридические лица, но только те, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, ч. 2 ст. 8). Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. В уставе общественной и религиозной организации помимо сведений, общих для всех юридических лиц, должны быть указаны цели ее деятельности, порядок вступления и выхода из организации, структура управления (органы этого юридического лица и их компетенция) и источники образования ее имущества. 1 Аналогичное по сути определение содержится в п. 1 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145), в ч. 1 ст. 8 Закона об общественных объединениях, в п. 1 ст. 6 и в п. 1 ст 8 Закона о свободе совести и религиозных объединениях (СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465). К числу указанных источников относятся вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и т. п.). Общественные и религиозные организации обладают целевой правоспособностью, а их участие в имущественном обороте носит строго целевой характер. Поэтому они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей (исключающих распределение доходов между их участниками или работниками) и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они вправе выступать учредителями или участниками коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. По смыслу закона они, однако, должны выступать учредителями или участниками таких коммерческих организаций, деятельность которых тоже соответствует уставным задачам соответствующей общественной организации (а не только служит укреплению материальной базы ее деятельности)1. Полученные в результате этого доходы также должны идти на цели, предусмотренные уставом общественной (или религиозной) организации, и не могут распределяться между ее участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Для достижения своих уставных задач общественные организации могут создавать и другие некоммерческие организации. Общественные организации должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т. е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел. Поскольку общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадлежащего им имущества2, а их участники (члены) не получают в этом отношении никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 117, п. 4 ст. 213 ГК), складывающиеся внутри них членские (корпоративные) правоотношения носят чисто организационный, неимущественный характер. 1 В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах профсоюзы наряду с фондами, соответствующими их уставным целям, вправе также учреждать коммерческие банки (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148). 2 Закон дает возможность крупным общественным и религиозным организациям (объединениям, конфессиям), состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридических лиц, самим решить в своих уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Им может быть признано каждое правосубъектное звено организации в отношении имеющегося у него имущества (как это, в частности, имеет место в профсоюзах) либо сама организация в целом (например, Русская Православная Церковь), которая в этом случае наделяет свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество. Никакой взаимной имущественной ответственности этих организаций и их членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК). Выход участника из организации не влечет для нее никаких имущественных последствий (обязанностей) и потому осуществляется беспрепятственно. Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взносов (за нарушение которых могут быть исключены из организации в порядке, предусмотренном ее уставом). Высшим (волеобразую-щим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, который избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и уставом. В общественных организациях из числа их членов обязательно избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум, правление и т. п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации. К компетенции исполнительных органов общественной организации относится решение всех вопросов, не составляющих исключительной компетенции ее высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественной организации в совершении сделки от ее имени такая сделка подлежит предварительному одобрению ее коллегиального органа под страхом признания ее недействительной (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях). Общественные и религиозные организации реорганизуются и ликвидируются по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц (за исключением невозможного для них банкротства). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную (по решению суда) ликвидацию общественных и религиозных организаций. Остаток имущества организации, образующийся в результате ее ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные ее уставом или решением ее высшего органа, а при их отсутствии - на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Ни при каких условиях он не может распределяться между участниками организации, ибо последние не вправе получать какие-либо доходы от своего участия в такой организации. |
Имущество
1) совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих прежде всего в собственности лица (физического или юридического), государства или муниципального образования, либо принадлежащего организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В состав И. входят также деньги и ценные бумаги;
2) совокупность вещей и имущественных прав на получение вещей или имущественного удостоверения от других лиц (актив); 3) совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя (актив и пассив).
Понятие вещи