Производственный кооператив: понятие правовое регулирование создания и деятельности
Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.
Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «О производственных кооперативах»[1], а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2].
Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива.
Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный) — 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг. В российском гражданском праве, субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель.
Единственным учредительным документом производственного кооператива является Устав.
Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого взноса в неденежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком.
Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено законом и уставом кооператива.
Высшим органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью кооператива между собраниями, решая вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.
Регистрацию производственных кооперативов осуществляют налоговые органы. Налоговым органам необходимо сообщить информацию о регистрируемом предприятии: паспортные данные и ИНН (если есть) членов кооператива — физических лиц, сведения о составе исполнительных органов кооператива, сведения из ЕГРЮЛ об участниках — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемого кооператива, основные виды деятельности, сведения о размере, структуре и порядке оплаты паевого фонда, избранную систему налогообложения (общую, упрощённую), точный адрес местонахождения кооператива.
В качестве адреса местонахождения может выступать арендованное либо собственное нежилое помещение или место жительства руководителя.
Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
Агентский договор.
Сторонами агентского договора являются агент и принципал.(ст. 1005 ГК) Принципал поручает агенту осуществить соответствующие действия, фактически являясь покупателем услуг по договору агентирования. Агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (то есть по правилам договора комиссии) либо от имени и за счет принципала (то есть по правилам договора поручения). Поэтому нормы гл. 52 "Агентирование" ГК РФ во многих случаях отсылают правоприменителя к гл. 49 (о договоре поручения) или 51 (о договоре комиссии) ГК РФ. Так, ст. 1011 ГК РФ установлено, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 49 или 51 ГК РФ в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала (правила договора комиссии) или от своего имени (правила договора поручения). Эти правила не должны противоречить нормам, прямо прописанным в гл. 52 ГК РФ, и существу агентского договора.
Особенностью взаимоотношений по агентскому договору является то, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, принципал имеет право одновременно заключать коммерческие договоры и с агентом (по агентскому договору), и с тем лицом, с которым агент совершает действия от имени принципала. Так как гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по составу и характеру отношений, возникающих непосредственно между принципалом и третьим лицом, фактически может возникнуть ситуация, когда одни и те же действия (товары, работы, услуги) окажутся одновременно предметом двух сделок, заключенных и проведенных с третьим лицом - самим принципалом и агентом. Вероятный конфликт интересов в подобных ситуациях, по-видимому, должен разрешаться на стадии заключения агентского договора. Подчеркнем, что возникновение описанной ситуации возможно только в том случае, когда агент выступает от своего имени (во взаимоотношениях с третьим лицом). По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Поэтому в данном случае законодательная оговорка о возможности принципала вступать с третьим лицом в непосредственные отношения представляется избыточной.
Еще одна особенность законодательного регулирования агентского договора такова: в случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало/должно было знать об ограничении полномочий агента.
Из этого следует, что в общем случае агенту передаются все полномочия принципала, которые могут быть реализованы в процессе заключения и исполнения договора с третьим лицом. Если принципал хочет передать часть полномочий (например, по проведению претензионной работы, взысканию финансовых санкций за нарушение договора и т.п.), он должен обязательно оговорить это в агентском договоре. В этом случае агент обязан обеспечить возможность ознакомления третьих лиц с агентским договором (в соответствующей части) и сообщить им об имеющихся ограничениях.
Агентский договор так же, как договор комиссии или поручения, может быть заключен на определенный срок или быть бессрочным. Каких-либо ограничений для срока договора непосредственно в ГК РФ не установлено. Однако такие ограничения могут быть предусмотрены иными федеральными законами, регулирующими предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях или видах производств (сферах оказания услуг или выполнения работ). Законами могут быть предусмотрены и иные особенности отдельных видов агентского договора.
В соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в нем размер агентского вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение (как и в случае с договором комиссии) подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. То есть по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Таким образом, гражданское законодательство фактически исключает возможность заключения агентского договора на безвозмездной основе.
Еще одно отличие агентского договора от других посреднических договоров: в ст. 1006 ГК РФ установлено жесткое ограничение по максимально возможным срокам выплаты вознаграждения (если соответствующее условие прямо не прописано в агентском договоре) - принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период. Правда, имеется оговорка, позволяющая изменить (в сторону увеличения) указанный срок, - "если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения".
Права принципала и агента могут быть ограничены агентским договором (ст. 1007 ГК РФ). Например, принципал может быть ограничен в праве заключать аналогичные агентские договоры с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, а также осуществлять на этой территории самостоятельную деятельность, аналогичную деятельности, составляющей предмет агентского договора. Что касается агента, в договоре может быть предусмотрена его обязанность не заключать с другими принципалами аналогичные агентские договоры, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.
Отдельно перечислены условия, которые не должны указываться в договоре (если их все-таки указать, они будут считаться ничтожными, то есть необязательными к исполнению). Это, например, условие о том, что агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) или исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на определенной в договоре территории.
Как уже отмечалось, агентское вознаграждение выплачивается на основании отчета агента. Целесообразно порядок и сроки расчетов указывать в агентском договоре. Однако гражданское законодательство не обязывает стороны договора делать это. Если порядок и условия представления отчета агента договором не определены, агент может представлять отчет по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. По нашему мнению, представление отчета по мере исполнения договора имеет смысл в том случае, когда в объеме выполняемых агентом работ или оказываемых услуг можно выделить определенные этапы.