Разграничение оценочных суждений, мнений и утверждений о фактах

Разграничение оценочных суждений, мнений и утверждений о фактах.

Следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, которые, являясь выражением субъективных оценок и взглядов, не мо­гут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Для разграничения сведений, сообщений о фактах, оценочных суждений необходимо учитывать следующее. Существование фактов может быть доказано, также как и истинность утверждений о фактах, тогда как истинность оценочных суждений не поддается доказыванию. Требование по доказыванию истинности оценочных суждений нарушает саму свободу выражения мнений, которая является основополагающей частью права, гарантиро­ванного ст.10 Конвенции.

Мнение (оценочные суждения) не поддаются верификации (проверке на соответствие действительности).

Для разграничения мнений и утверждений о фактах нужно определить, в какой языковой форме высказаны сведения (в форме утверждения или в какой-либо иной внешней форме построения высказывания), а также установить, поддаются ли сведения в принципе верификации или нет с точки зрения их семантики (внутреннего содержания высказывания).

Для разграничения выражения сведений и оценочных суждений, мнения в лингвистике используются формально-семантические и прагматические критерии. В частности, коммуникативное намерение (интенция) определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания, т.е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует или требует. В языке есть глаголы, которые называют коммуникативную интенцию речевого действия (адресовать, благодарить, верить, возражать, грозить, диктовать, извиняться, комменти­ровать, любить, намекать, обещать и др.). Глаголы, называющие интенцию и обозначающие производимые речевые действия, называются перфомативами. Для правильной оценки коммуникативной функции высказываний по формально-семантическим критериям необходимо учитывать не только вер­бальный состав фраз, но и их интонационно-стилистическую окраску и эмотивный рисунок текста. Прагматический критерий позволяет сделать акцент на состоянии мировоззрения - убеждения автора в момент написания текста, его целеустановке, приглашение читателя к дискуссии, проверке сообщаемой информации, к обсуждению проблемы или напротив - создание условий для однозначного и безапелляционного принятия информации в том ракурсе, в каком автор о них высказался.

Наши рекомендации