Внешние эффекты и общественные блага
ЗАДАНИЕ N 1
Общественным благом является …
создание системы национальных парков | |||
развитие сети зоопарков | |||
введение системы бесплатного высшего образования | |||
внедрение бесплатных школьных завтраков |
Решение: Общественное благо – благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и которое потребляется сообща. Оно обладает признаками неисключаемости и неконкурентности в потреблении.
ЗАДАНИЕ N 2
Примером общественного блага может служить …
освещение улиц города | |
проезд в городском транспорте | |
охрана порядка в школах | |
получение высшего образования |
Решение:Общественные блага характеризуются неисключаемостью из потребления и неконкурентностью в потреблении. Совместно этими свойствами из представленного перечня обладает лишь освещение улиц города.
ЗАДАНИЕ N 3
Примером общественного блага может служить …
противопожарная охрана | |
страхование автогражданской ответственности | |
капитальный ремонт школ | |
посещение кинотеатра |
Решение:Общественные блага характеризуются неисключаемостью из потребления и неконкурентностью в потреблении. Совместно этими свойствами из представленного перечня обладает лишь противопожарная охрана.
ЗАДАНИЕ N 4
В отношении такого отрицательного как выброс загрязняющих веществ в атмосферу в качестве меры снижения их объема следует ввести …
корректирующий налог | |||
запрет на производство | |||
корректирующую субсидию | |||
налоговые льготы |
Решение:Корректирующий (пигулианский) налог как способ регулирования отрицательных внешних эффектов может устанавливаться как в отношении производимых благ, так и в отношении вредных выбросов. Его введение приводит к росту предельных частных издержек до уровня предельных общественных издержек.
ЗАДАНИЕ N 5
Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования направлено на решение проблемы …
отрицательного внешнего эффекта производства | |||
положительного внешнего эффекта потребления | |||
отрицательного внешнего эффекта потребления | |||
положительного внешнего эффекта производства |
Решение:Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования позволяет увеличить амортизационный фонд для будущих инвестиций и сократить уровень налогооблагаемой прибыли. Это инструмент решения проблемы загрязнения окружающей среды отходами производств, которая является проблемой отрицательных внешних эффектов производства.
ЗАДАНИЕ N 6
Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …
отрицательного внешнего эффекта потребления | |||
положительного внешнего эффекта потребления | |||
отрицательного внешнего эффекта производства | |||
положительного внешнего эффекта производства |
Решение:Ухудшение качества воздуха из-за выбросов от личных автомобилей представляет собой достаточно острую проблему в городах. С экономической точки зрения она является проблемой отрицательного внешнего эффекта потребления, поскольку возникает в сфере потребления и вызывает дополнительные издержки третьих лиц, не являющихся ни производителями, ни потребителями данного вида автотранспорта.
ЗАДАНИЕ N 7
Производство экологически безопасных моющих средств можно увеличить за счет использования следующего экономического инструмента: …
снижения налогового бремени для их производителей | |||
введения субсидий для производителей обычных моющих средств | |||
продажи пользователям моющих средств прав на загрязнение | |||
запрета продажи обычных моющих средств |
Решение:Расширение объемов производства экологически безопасных моющих средств направлено на решение проблемы отрицательных внешних эффектов, возникающих при производстве и потреблении обычных моющих средств. Данной цели можно добиться за счет введения корректирующих субсидий для производителей экологически безопасных моющих средств, что позволит увеличить объем их производства.
ЗАДАНИЕ N 8
Человек, чьи соседи осуществляют капитальный ремонт своей квартиры, является получателем …
отрицательного внешнего эффекта потребления | |
отрицательного внешнего эффекта производства | |
положительного внешнего эффекта потребления | |
положительного внешнего эффекта производства |
Решение:Отрицательные внешние эффекты имеют место в том случае, когда деятельность экономических субъектов наносит ущерб третьим лицам (например, человеку, проживающему рядом с людьми, осуществляющими капитальный ремонт). Внешние эффекты потребления возникают в сфере производства (ремонт квартиры).
ЗАДАНИЕ N 9
Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему …
отрицательного внешнего эффекта потребления | ||
положительного внешнего эффекта потребления | ||
отрицательного внешнего эффекта производства | ||
положительного внешнего эффекта производства |
Решение:Введение энергетических экологических налогов представляет собой использование корректирующих (пигулианских) налогов как способа регулирования проблемы отрицательных внешних эффектов. В данном случае они устанавливаются в отношении потребляемых благ, приводя к росту цен на такие блага и сокращению объема их продаж.
ЗАДАНИЕ N 10
Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является …
снижение налоговых ставок для безотходных производств | |||
обязательное страхование экологического ущерба | |||
повышение экологических налогов на сырье | |||
снижение нормы прибыли для промышленных предприятий |
Решение:Введение корректирующих субсидий как способа регулирования положительных внешних эффектов приводит к росту объемов продаж и снижению цены продаж как при субсидировании спроса, так и при субсидировании предложения. Налоговые льготы производителям экологически чистой продукции приведут к расширению предложения такой продукции.
ЗАДАНИЕ N 11
Применение пестицидов для защиты посевов от вредных насекомых одновременно может погубить расположенные в 5 км от обрабатываемых посевов пасеки. Это пример деятельности, порождающей …
отрицательный внешний эффект производства | |||
отрицательный внешний эффект потребления | |||
положительный внешний эффект производства | |||
положительный внешний эффект потребления |
ЗАДАНИЕ N 12
Один из жителей многоквартирного дома, живущий на первом этаже, установил рядом со своим подъездом удобную скамейку и разбил цветник. Это пример деятельности, порождающей …
положительный внешний эффект потребления | |||
отрицательный внешний эффект потребления | |||
положительный внешний эффект производства | |||
отрицательный внешний эффект производства |
Решение:Положительные внешние эффекты имеют место, когда деятельность экономических субъектов приносит выгоду третьим лицам. Внешние эффекты потребления возникают в сфере потребления.
ЗАДАНИЕ N 13
Свалки промышленных отходов, уменьшающие площадь занятых в хозяйственном обороте земель и снижающие показатели качества окружающей природной среды, являются причиной …
отрицательного внешнего эффекта производства | |||
отрицательного внешнего эффекта потребления | |||
положительного внешнего эффекта производства | |||
положительного внешнего эффекта потребления |
ЗАДАНИЕ N 14
Использование синтетических моющих средств в быту оказывает негативное воздействие на водоемы, в которые попадают отходы от их использования. Это пример …
отрицательного внешнего эффекта потребления | |||
отрицательного внешнего эффекта производства | |||
положительного внешнего эффекта производства | |||
положительного внешнего эффекта потребления |
Эластичность
ЗАДАНИЕ N 1
С ростом предложения ипотечных кредитов вырос спрос на кирпич, что привело к росту цен на него на 10 %. Объем предложения кирпича увеличился с 500 млн до 800 млн штук. Это характеризует предложение кирпича как …
эластичное, так как эластичность больше 1 | |||
неэластичное, так как эластичность больше 1 | |||
абсолютно эластичное, так как эластичность равна ∞ | |||
абсолютно неэластичное, так как эластичность равна 0 |
Решение:Коэффициент эластичности предложения по цене характеризует изменение предложения на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и рассчитывается по формуле:
, где ΔQS – изменение объема предложения, QS0 – первоначальный объем спроса, ΔP – изменение цены, P0 – первоначальное значение цены.
Следовательно, коэффициент эластичности предложения по цене будет в данном случае равен .
ЗАДАНИЕ N 2
Эластичность спроса по цене равна 0,75. Изменение спроса на товар составило 15%. Для увеличения выручки цену товара следует …
увеличить больше чем на 20%, так как спрос неэластичен | |||
уменьшить больше чем на 20%, так как спрос эластичен | |||
увеличить больше чем на 20%, так как спрос эластичен | |||
уменьшить больше чем на 20%, так как спрос неэластичен |
Решение:Для определения направления ценовой политики необходимо знать эластичность спроса по цене. В данном случае коэффициент эластичности спроса по цене меньше 1, это говорит о том, что спрос неэластичен по цене и для увеличения выручки следует увеличивать цену. Для расчета величины изменения цены нужно знать формулу определения коэффициента эластичности спроса по цене:
, где – изменение объема спроса на товар, выраженное в процентах,
– изменение цены товара, выраженное в процентах.
Следовательно, искомое значение изменения цены может быть выражено из формулы , где
ЗАДАНИЕ N 3
В результате уменьшения сезонного спроса произошло падение цен на арбузы с 15 до 10 руб. за килограмм. Величина предложения осталась неизменной. Это говорит о том, что предложение товара является …
абсолютно неэластичным, так как показатель равен 0 | |||
абсолютно неэластичным, так как эластичность спроса равна ∞ | |||
абсолютно эластичным, так как эластичность равна 0 | |||
абсолютно эластичным, так как эластичность предложения равна ∞ |
Решение:Коэффициент эластичности предложения по цене характеризует изменение предложения на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и рассчитывается по формуле:
, где ΔQS – изменение объема предложения, QS0 – первоначальный объем предложения, ΔP – изменение цены, P0 – первоначальное значение цены.
Следовательно, коэффициент эластичности предложения по цене будет в данном случае равен . Значит, предложение арбузов абсолютно неэластично - при любом изменении цены объем предложения останется на том же уровне.
ЗАДАНИЕ N 4
С ростом цены гречки в 4 раза спрос на макаронные изделия вырос в 3 раза. Это говорит о том, что эти товары являются взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия …
0,75 | |||
1,5 | |||
Решение:Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле: , где ΔQa – изменение объема спроса на товар А, Q0a – первоначальный объем спроса на товар А, ΔPb – изменение цены товара B, Р0b – первоначальное значение цены товара В.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки будет равен . Поскольку коэффициент перекрестной эластичности имеет значение больше нуля, то данные товары являются взаимозаменяющими, и рост цен на гречку приведет к росту спроса на макаронные изделия.
ЗАДАНИЕ N 5
Если коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,6, то при снижении реальных доходов населения на 5%, спрос на данный товар ______ %.
снизился на 8 | |||
вырос на 8 | |||
снизился на 3,2 | |||
вырос на 3,2 |
Решение:Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ – изменение объема спроса, Q0 – первоначальный объем спроса,
ΔI – изменение доходов населения, I0 – первоначальное значение доходов населения.
Следовательно, изменение спроса можно определить как произведение значений коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения доходов населения: . Отрицательное значение показателя говорит о его снижении.
ЗАДАНИЕ N 6
Если увеличение цены проезда на троллейбус с 10 до 12 рублей привело к росту перевозок на маршрутных такси на 30%, то это говорит о том, что проезд в троллейбусе и проезд в маршрутном такси как товары являются …
взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности +1,5 | |||
взаимодополняющими с коэффициентом перекрестной эластичности -1,5 | |||
взаимозаменяющими с коэффициентом перекрестной эластичности 2⁄3 | |||
взаимодополняющими с коэффициентом перекрестной эластичности -2⁄3 |
Решение:Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле:
, где ΔQa – изменение объема спроса на товар А, Q0a – первоначальный объем спроса на товар А, ΔPb – изменение цены товара B, Р0b – первоначальное значение цены товара В.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса на проезд в маршрутном такси будет равен
. Поскольку коэффициент перекрестной эластичности имеет значение больше нуля, то данные товары являются взаимозаменяющими, и рост цен на проезд в троллейбусе приведет к росту спроса на проезд в маршрутном такси.
ЗАДАНИЕ N 7
Снижение средних реальных доходов населения с 12 до 10 тыс. ден. ед. привело к снижению спроса на мебель на 33%. Значение эластичности спроса по доходу, равное ___, характеризует данный товар как …
2, предмет роскоши | |||
-0,5, первой необходимости | |||
-2, низшей категории | |||
0,5, длительного пользования |
Решение:Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ – изменение объема спроса, Q0 – первоначальный объем спроса,
ΔI – изменение доходов населения, I0 – первоначальное значение доходов населения.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса по доходам равен .А значит, мебель относится к предметам роскоши, и спрос на нее растет (падает) быстрее, чем растет (падает) доход (спрос эластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента больше 1).
ЗАДАНИЕ N 8
Известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на макаронные изделия по цене гречки равен и цена гречки выросла в 4 раза. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на макаронные изделия вырос на ___ %.
Решение:Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость изменения спроса на один товар от цены на другой и рассчитывается по формуле:
, где ΔQa – изменение объема спроса на товар А, Q0a – первоначальный объем спроса на товар А, ΔPb – изменение цены товара B, Р0b – первоначальное значение цены товара В.
Следовательно, изменение спроса можно определить как произведение значений коэффициента эластичности и относительного (в процентах) изменения цены: .
ЗАДАНИЕ N 9
Известно, что при цене 55 руб. за бутылку лимонада объем продаж составляет 120 бутылок в неделю, а по цене 25 руб. – 980 бутылок. Это позволяет сделать вывод о том, что спрос на лимонад является _______, поскольку коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен …
эластичным ... 2,085 | |
неэластичным ... 0,371 | |
эластичным ... 13,14 | |
неэластичным ... 0,29 |
Решение:Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения цены и в данном случае равен:
,
Где Q – объем продаж, P – значение цены.
Поскольку коэффициент больше 1, спрос на лимонад является эластичным по цене.
ЗАДАНИЕ N 10
Известно, что при росте средних реальных доходов населения на 5% спрос на стиральные машины вырос на 10%. Значение эластичности спроса по доходу, равное ___, характеризует данный товар как …
2 ... длительного пользования | ||
2 ... первой необходимости | ||
0,5 ... низшей категории | ||
0,5 ... предмет роскоши |
Решение:Коэффициент эластичности спроса по доходам характеризует изменение спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей и рассчитывается по формуле:
, где ΔQ – изменение объема спроса, Q0 – первоначальный объем спроса, ΔI – изменение доходов населения, I0 – первоначальное значение доходов населения.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса по доходам равен .
А значит, стиральные машины относятся к предметам длительного пользования и роскоши, и спрос на них растет (падает) быстрее, чем растет (падает) доход (спрос эластичен по доходу, о чем говорит значение коэффициента больше 1).
ЗАДАНИЕ N 11
Рост дохода потребителей увеличил продажи чайных сервизов на 25 %, при этом цена на сервизы выросла с 1000 до 1400 ден. ед. Это позволяет сделать вывод о том, что эластичность спроса на чайные сервизы равна …
0,625, спрос неэластичный | |||
1,6, спрос эластичный | |||
0,877, спрос неэластичный | |||
1,14, спрос эластичный |
Решение:Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной. В нашем примере
ЗАДАНИЕ N 12
Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар равна 6. Доход потребителя ______, что привело к росту спроса на товар на 18 %.
вырос на 3 % | |||
снизился на 3 % | |||
вырос на 1,08 % | |||
снизился на 1,08 % |
Решение:Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной. Эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса на товар под влиянием изменения доходов потребителя.
В общем виде расчет коэффициента эластичности спроса по доходу можно представить как , Отсюда изменение дохода потребителя равно
ЗАДАНИЕ N 13
Эластичность спроса по цене равна 0,75. Изменение спроса на товар составило 15%. Для увеличения выручки цену товара следует …
увеличить больше чем на 20%, так как спрос неэластичен | |||
уменьшить больше чем на 20%, так как спрос эластичен | |||
увеличить больше чем на 20%, так как спрос эластичен | |||
уменьшить больше чем на 20%, так как спрос неэластичен |
Решение:Для определения направления ценовой политики необходимо знать эластичность спроса по цене. В данном случае коэффициент эластичности спроса по цене меньше 1, это говорит о том, что спрос неэластичен по цене и для увеличения выручки следует увеличивать цену. Для расчета величины изменения цены нужно знать формулу определения коэффициента эластичности спроса по цене: , где – изменение объема спроса на товар, выраженное в процентах, – изменение цены товара, выраженное в процентах.
Следовательно, искомое значение изменения цены может быть выражено из формулы , где
ЗАДАНИЕ N 14
Известно, что эластичность спроса по доходу на данный товар составляет –0,4. Тогда рост денежных доходов потребителя на 6 % приведет к …
сокращению спроса на товар на 2,4 % | |||
росту спроса на товар на 2,4 % | |||
сокращению спроса на товар на 15 % | |||
росту спроса на товар на 15 % |
EI =%DQd / %DI;
-0.4=%DQd / +6;
%DQd=-0,4*6=-2,4
ЗАДАНИЕ N 15
Снижение цен на сок в картонных коробках с 40 до 30 рублей привело к росту его продаж на ____ %, так как известно, что коэффициент эластичности спроса по цене равен 2.
12,5 | |||
16,5 |
Решение:Эластичность – коэффициент, показывающий степень изменения одной переменной при изменении другой переменной.
Т.е. изменение объема спроса составило .
ЗАДАНИЕ N 16
Известно, что спрос на товар А с ростом цены на товар В на 5 % уменьшился на 3,5 %. Коэффициент перекрестной эластичности спроса равен …
– 0,7, товары взаимодополняемые | |||
0,7, предметы первой необходимости | |||
0,7, товары взаимозаменяемые | |||
– 0,7, товары низшей категории |
Решение:Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения объема спроса на один товар при изменении цены другого товара и рассчитывается по формуле:
В нашем примере
Коэффициент меньше нуля, следовательно, товары взаимодополняемые.
ЗАДАНИЕ N 17
На графике представлена ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции.
Увеличение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. Коэффициент эластичности, рассчитанный по формуле дуговой эластичности, при переходе от равновесного состояния S' к новому равновесному состоянию равен …
5/7 | |||
1/10 | |||
1/2 | |||
7/9 |
Решение:Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S' в положение S''. Дуговая эластичность спроса по цене рассчитывается по формуле
ЗАДАНИЕ N 19
На графике представлена ситуация на рынке сельскохозяйственной продукции.
Уменьшение предложения сельскохозяйственной продукции вызвало сезонное снижение цен. При переходе от равновесного состояния S' к новому равновесному состоянию спрос можно охарактеризовать как (рассчитать по формуле точечной эластичности) …
неэластичный | |||
абсолютно неэластичный | |||
эластичный | |||
абсолютно эластичный |
Решение:Увеличение предложения графически отразится в сдвиге кривой предложения из положения S' в положение S. Точечная эластичность спроса по цене
Поскольку коэффициент равен 0,5 (меньше 1), то это говорит о том, что спрос неэластичен.
Поведение потребителя
ЗАДАНИЕ N 1
На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:
Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …
меньше и товара X, и товара Y | |||
больше и товара X, и товара Y | |||
больше товара X и столько же товара Y | |||
больше товара Y и столько же товара X |
Решение:Уменьшение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить меньше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения влево:
На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.
ЗАДАНИЕ N 2
На рисунке показана ситуация равновесия потребителя при заданных ценах на товары X и Y и номинальной величине дохода потребителя:
Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях станет причиной появления нового равновесного набора товаров X и Y, в котором будет …
больше и товара X, и товара Y | |||
меньше и товара X, и товара Y | |||
больше товара X и столько же товара Y | |||
больше товара Y и столько же товара X |
Решение:Увеличение номинального дохода потребителя при прочих равных условиях делает его реально богаче, то есть он может купить больше и товара X, и товара Y. На графике это отразится параллельным сдвигом линии бюджетного ограничения вправо:
На рисунке красным цветом показана новая линия бюджетного ограничения и отражено направление изменения объемов потребления товаров.
ЗАДАНИЕ N 3
Два студента решили на спор съесть 50 эклеров. Предельная полезность последнего эклера будет…
отрицательной | |||
равна 0 | |||
максимальной | |||
положительной |
Решение: Предельная полезность – это приращение полезности, которую получает потребитель, приобретая дополнительную единицу товара.
Каждая новая единица приносит человеку все меньшую полезность, то есть с каждой новой покупкой предельная полезность снижаетсяи может достигнуть нуля, если благо не приносит потребителю никакой полезности. Предельная полезность может принять отрицательное значение, в случае если потребление дополнительной единицы блага будет приносить вред здоровью.
Употребление 50 эклеров одновременно принесет вред здоровью потребителя. Следовательно, предельная полезность последнего эклера будет отрицательной.
ЗАДАНИЕ N 4
По сравнению с имеющейся сумкой для ноутбука предельная полезность дополнительной сумки, подходящей к цветовой гамме осеннего гардероба, будет …
меньше | |||
больше | |||
неизменной | |||
непредсказуемой |
Решение:Каждая новая единица приносит человеку все меньшую полезность, то есть с каждой новой покупкой предельная полезность снижается.
ЗАДАНИЕ N 5
Нумизмат, приобретая новую монету в свою коллекцию, получает _____________ предельную полезность.
большую | |||
меньшую | |||
неизменную | |||
непредсказуемую |
Решение:В случае усиления желания приобретать все новые экземпляры в коллекцию, каждая новая единица товара приносит человеку все большую полезность.
ЗАДАНИЕ N 6
Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях привело к уменьшению общего объема высылаемых sms-сообщений. Это пример проявления эффекта …
замещения | |||
дохода | |||
спроса | |||
полезности |
Решение:Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения. Когда потребители начинают покупать больше того товара, который стал относительно дешевле (в данном случае минут разговоров), снижая потребление товара, который стал относительно дороже (sms-сообщений), проявляется эффект замещения.
ЗАДАНИЕ N 7
Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях позволяет пользователям сотовой связи увеличить общее время разговоров. Это пример проявления эффекта …
дохода | |
замены | |
спроса | |
полезности |
Решение:Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения. Возможность потребителя купить то же количество товара за меньшие деньги или большее количество данного товара за те же деньги означает увеличение реального дохода потребителя. Так проявляется эффект дохода.
ЗАДАНИЕ N 8
В прошлом году наблюдалось появление большого количества людей в одежде бирюзового цвета. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».
присоединения к большинству | |||
сноба | |||
демонстративного потребления | |||
Веблена |
Решение:В теории потребительского поведения выделяют три социальных эффекта потребительского поведения:
1) эффект присоединения к большинству – потребитель, не желая отставать от других, приобретает «модный» товар, то есть он своим спросом поддерживает мнение остальных;
2) эффект сноба (противопоставляющего поведения) – потребитель, не желая быть, как все, приобретает не то, что другие, то есть он не поддерживает индивидуальным спросом мнение остальных;
3) эффект Веблена (демонстративного поведения) – потребитель приобретает товар по более высокой цене для демонстрации своего статуса.
В данном случае описан эффект присоединения к большинству.
ЗАДАНИЕ N 9
Покупка бизнесменом дорогостоящего мобильного телефона элитной марки в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».
Веблена (демонстративного поведения) | |||
сноба (противопоставляющего поведения) | |||
дохода | |||
замещения |
Решение: В данном случае описан эффект Веблена.
ЗАДАНИЕ N 10
Создание собственного стиля, абсолютно непохожего на других, в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».
сноба | |||
присоединения к большинству | |||
Веблена | |||
демонстративного потребления |
Решение: В данном случае описан эффект сноба.
ЗАДАНИЕ N 11
Создание собственного стиля, абсолютно непохожего на других, в теории потребительского поведения характеризуется как «эффект _________ ».
сноба | |||
присоединения к большинству | |||
Веблена | |||
демонстративного потребления |
Решение: Эффект сноба.
ЗАДАНИЕ N 12
Студент Н. в отличие от других студентов его группы предпочитает перьевые ручки всем остальным (шариковым, гелевым). Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».
сноба | |||
присоединения к большинству | |||
Веблена | |||
демонстративного потребления |
Решение:В данном случае описан эффект сноба.
ЗАДАНИЕ N 13
Девушки как потребители приобретают цветные резиновые сапоги даже при отсутствии климатической необходимости в пользовании ими из-за модных тенденций. Это является примером эффекта потребительского поведения под названием «эффект _________ ».
присоединения к большинству | |||
сноба | |||
демонстративного потребления | |||
Веблена |
Решение:В данном случае описан эффект присоединения к большинству.
ЗАДАНИЕ N 14
Снижение стоимости одной минуты разговора при прочих равных условиях позволяет пользователям сотовой связи увеличить общее время разговоров. Это пример проявления эффекта …
дохода | |||
замены | |||
спроса | |||
полезности |
Решение:Снижение цены нормального товара проявляется в эффектах дохода и замещения. Возможность потребителя купить то же количество товара за меньшие деньги или большее количество данного товара за те же деньги означает увеличение реального дохода потребителя. Так проявляется эффект дохода.
ЗАДАНИЕ N 15
Дополнительный стакан кваса обладает ____________ предельной полезностью по сравнению с предыдущим в течение непрерывного питья.
меньшей | |||
большей | |||
равной | |||
максимальной |
ЗАДАНИЕ N 16
Первая порция мороженого обладает ___________ предельной полезностью по сравнению с последней в течение одного дня.
максимальной | |||
нулевой | |||
равной | |||
меньшей |
Решение:Полезность представляет собой субъективную оценку потребителем ценности некоторого блага, которое может удовлетворить его потребности. Термин «предельная полезность» означает, что речь идет о полезности дополнительной (еще одной) единицы потребляемого блага. Поскольку каждая дополнительная единица блага удовлетворяет все менее насущную потребность, то величина предельной полезности с постоянным ростом объема потребления снижается.