Самостоятельная работа: Выпишите 5 предложений с составными именными сказуемыми, чтобы именная часть была выражены разными способами

Подготовка к занятию 5. Второстепенные члены предложения. Типы, способы и средства выражения См. вопросы к занятию : .1. Дополнение и способы его выражения. Прямое и косвенное дополнение. 2.Определение, способы его выражения. Согласованные и несогласованные определения. 3. Обстоятельство, способы его выражения. Типы обстоятельств.

Занятие 5,6

Тема:Второстепенные члены предложения. Типы, способы и средства выражения.

Вопросы:

1. Дополнение и способы его выражения. Прямое и косвенное дополнение.

2.Определение, способы его выражения. Согласованные и несогласованные определения.

3. Обстоятельство, способы его выражения. Типы обстоятельств.

Занятие 5

Тема: Дополнение и способы его выражения. Прямое и косвенное дополнение.

Повторение: Найдите слова, где количество звуков и букв не совпадают. Объясните причину несовпадения.

Кольцо, мое, люблю, юг, шелк, объявление, еле, сел, скрипя, итальянские, звездный, ее, коллекция, русский, знаток.

Проверка домашнего задания: Выписать 10 предложений из книги с разными типами сказуемых.

Задание 1.Разберите предложение по членам предложения. Выпишите словосочетания. Произведите разбор одного из них (устно). Дайте характеристику предложения.

Мы напились холодной вкусной воды.

Задание 2. Найдите и подчеркните главные члены, укажите типы сказуемых. Найдите и подчеркните в предложениях дополнения. Укажите их тип (прямое или косвенное).

Город принял Гарибальди блестящим образом. Зло порождает зло. И графиня со своими девушками пошла оканчивать свой гардероб. Тотчас после утреннего чая хозяин с братом раздвигали стол, раскладывали на нем листы белой бумаги, готовальни. Карандаши, блюдца с тушью и принимались за работу.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз,

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Крестьяне тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к своим соседям, на деясь на его (Троекурова) покровительство. И больные были несказанно благодарны веселому боцману за его лекарство, лучшее в мире – смех. Речь моя «мусье в мантилье» не убедила, и меня все-таки послали к фотографу. Пустое «вы» сердечным «ты» она, обмолвясь, заменила. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Нередко шутка служит проводником такой истины, которая не достигла бы цели без ее помощи. В комнате пахло мылом, глаженым бельем и чуть-чуть дымом от плиты.

Домашнее задание:Выпишите 10 предложений с дополнениями, определите их типы. В данных предложениях укажите разряды имен прилагательных и склонение существительных

Занятие 6

Тема:Определение, способы его выражения. Согласованные и несогласованные определения. Обстоятельство, способы его выражения. Типы обстоятельств.

Проверка домашнего задания:Выпишите 10 предложений с дополнениями, определите их типы. В данных предложениях укажите разряды имен прилагательных и склонение существительных

Задание 1.Найдите и подчеркните главные члены, укажите типы сказуемых. Найдите и подчеркните в предложениях определения, укажите их типы (согласованное, несогласованное, приложение)

Под жгучим солнцем трещала дерево крыш. И обоим рисуется белая, тихая ночь в лесу. Редкие холмы с клеями дорог пропадали в тумане. Пролетка остановилась около дома с мезонином. Ветер с Ладоги пересчитывал редкие огни флотилии. Первая поездка на Волгу была неудачная. Короткая ночь весны заметно таяла. НЕ было слышно даже пересвистывания птиц. Петр вспомнил, как иногда Елена задумчиво смотрит серыми глазами кошки на что-то впереди себя. Белые двери привели в небольшую комнату с окнами на улицу и в сад. В окна беззаботно входил черноморский бродяга-ветер. А.В. Ковригин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались как актеры-трагики, которым случайно пришлось играть роль простаков. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Хороши были закаты в полнеба над лесными озерами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.

Задание 2.Найдите и подчеркните главные члены, укажите типы сказуемых. Подчеркните обстоятельства, указав их тип и способ выражения. Найдите определения-приложения.

От неожиданности Соболь отшатнулся назад и вскинул руки. По уговору слепой Павел трогал Петра за левое плечо, когда глухарь начинал песню, и Петр под песню стрелял. Корею когда-то называли «страной утренней свежести». Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в болото: семя сосны и семя ели. Это письмо трогало Ибрагима до глубины сердца. Как он, она была одета всегда по моде и к лицу. Несмотря на морозы, на озере еще встречаются цветущие лилии. Три дня мы билися: луна над боем трижды подымалась. Весь полк вышел встречать батарею Воганова, когда она возвращалась с огневой. Люди Большой земли приехали не старательствовать, не страдать, не подвижничать, – они приехали работать. От нечего делать я зашел побриться. Мой сосед Вареников во что бы то ни стало хочет купить у меня этот участок. С Анфисой он крутит почем зря и вообще порхает.

Домашнее задание: Выписать 10 предложений с разными видами обстоятельств.

Самостоятельная работа:Придумайте предложения по их характеристике.

1.Простое, повеств., с реальной модальностью, синтаксическое время – прошедшее, невосклиц., членимое, утвердительное, распространенное, осложненное однородными членами.

2 Простое, вопросительно-побудительное, с нереальной модальностью, синтаксическое время – неопред., невосклиц., членимое, утвердительное, распространенное, неосложненное.

3. Простое, побудительное., восклицат., с нереальной модальностью, синтаксическое время – неопределенное, членимое, утвердительное, распространенное, неосложненное.

Занятие 7.

Тема:Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Повторение:Произведите краткий морфемный и словообразовательный анализ слов

Беспорядок, длиннохвостый, вдуматься, по-английски, догонишь, таинственность.

Проверка домашнего задания: Выписать 10 предложений с разными видами обстоятельств.

Задание 1.Разберите предложения по членам предложения. Выделите односоставные предложения, укажите их типы.

Пожаром пахнет. В коридоре штабного вагона пепельно засветились широкие окна. Пусто. Тихо. По-ночному сиротливо. Было очень поздно. Была глухая ночь. Коров в то лето пасли по очереди, постоянного пастуха не было. Все только начато, ничто не закончено. Его начало помучивать беспокойство. Люблю хрусталь Черного моря в штилевую погоду. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками. Астронома Джонса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. Всю жизнь ходи по лесу, все узнай, и все-таки нет-нет и выйдет такое, что никак не поймешь. Вспомните, как поет по ночам горная вода. Когда мальчика взяли в детдом, он сам подробно все рассказал о гибели матери. Иду на помощь. Жизнь дается один раз , и хочется прожить ее красиво, осмысленно. На деньги ума не купишь. Быть завтра плохой погоде. К этому не привыкнуть А вот и река. Тут с писком носились кулики, крякали утки. Богатая семья. Большое имение под Москвой. Уже шестой час утра. Темнело. Мороз. Еще двоих убили. Ранило Тихона под Петергофом. До ста лет обманом не прожить.

Задание 2. Устно!Замените двусоставные предложения односоставными, определите их тип.

Наступает рассвет. Наступают сумерки. Наступила темнота. Свежеет воздух. Подступает тошнота. Меня бьет лихорадка. Дождь размыл дорогу. Ветер вырвал деревья. Дом пахнет сыростью. В саду пахнет черемуха.

Задание 3.Сгруппируйте предложения: а) двусоставные; б) односоставные безличные; в) односоставные инфинитивные

Через этот самый овраг нам и надлежало перейти. Нам теперь стоять в ремонте. Гражданский долг учителя – помогать ученикам в беде. Лачугу с тех пор было не узнать. Быть плохой погоде. Этому невозможно противиться. До утра бы только дотерпеть. Учиться – трудно. Мне бы уснуть, устал я с дороги. Как все это трудно. Трудно удержаться от соблазна.

Домашняя работа:Выписать 10 односоставных предложений и определить их типы.

Самостоятельная работа:Выпишите из текста 5 производных слов, сделайте их краткий морфемный анализ. Выпишите 2 слова со звуком «J» и сделайте фонетический анализ.

Занятие 8.

Тема:Полные и неполные предложения. Их типы.

Повторение:Выполните разбор предложений по членам предложения. Дайте характеристику предложения по схеме.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин.

Проверка домашнего задания:Выписать 10 односоставных предложений и определить их типы.

Задание 1. Определите типы неполных предложений.

1.Здесь у нас зимою лютые ветра. 2.Не спутаешь с осиной березки нежный дым, речушка стала синей, а небо – голубым. 3.Дела булочной шли хорошо, лично мои – все хуже. 4.Багровые листья клена и желтые – берез лежали у ног женщины. 5.Теркин мой – к огню поближе, отгибает воротник. 6.Теркин – дальше, автор – вслед. 7. Лабораторией должен руководить ученый. А нашей – физик. 8. Что в программе? В программе – чтение, пара песен военных, правильных. 9. Будут заморозки и пороши, а за ними – сугробы снегов. 10. Под стражу обоих!11. «Ты уроки учить будешь? – спросил Васютка Павла. – «Как?» – раскрыл рот от удивления. 12. «Ого! – повторил он. – Вот это да! Рябина! Можно?». 13. На дворе горой, а в избе водой. 14. Я решил остаться ночевать. 15. Сходил в лес, набрал сухих дров и развел костер. 16.Содовой хочешь? Гриша – содовой! 17. Господи, неужто Шурка? Я за порог. 18. Вы на репетицию? 19. «Чувствуете вы теперь боль?» – «Теперь очень небольшую». 20. Каждый раз, когда с операции приходим, капитан-лейтенанта жена на пирсе ждет. Она к нему. А он ей: «Что, еще не уехала?»… и мимо. 21. К морю князь, а лебедь там уж гуляет по волнам.

Задание 2.Разберите предложения по членам предложения. Укажите, односоставные или двусоставные, полные или неполные и их типы.

Все те же вы, но сердце уж не то, уже не вы ему всего дороже, уж я не тот. Твоя заря - заря весны прекрасной; моя ж, мой друг, – осенняя пора. А вот и дуб заветный. Вот мельница. Она уж развалилась. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Нивы сжаты, рощи голы, от воды туман и сырость. Брось, Толька, дуться. Туча дальше и дальше. Грустное это время – поздняя осень. И бесконечна, и бессонна та очередь: со всех сторон вопросы, жалобы, стоны. С самого утра дождь. На море шторм. Правда всего дороже. Эта работа ей не под силу. В прежние годы руководители как будто лучше представляли, что нужно народу, чем сам народ. Я за свечку, свечка – в печку, я за книжку – та бежать.

Задание 3.Синтаксический анализ простого неосложненного предложения (по схеме)

И всегда в душе ее трепетала готовность радостно удивляться. Женских прихотей не перечтешь. Мне сейчас уходить нужно. Лицо Алисы Осиповны не переставало быть холодным. Туман начинает клубиться над водой. Спросить дорогу для Андроныча было обидой.

Наши рекомендации