Реструктуризация организационной структуры управления кризисным предприятием
Главная задача проектирования организационной структуры управления предприятием - сформировать такой состав подразделений и так организовать их иерархическую соподчиненность и связи между ними, чтобы обеспечить максимально эффективное управление предприятием с точки зрения существующей или проектируемой структуры его бизнес-процессов.
Как уже отмечалось выше, общая теория менеджмента выделяет следующие основные типы организационных структур:
ü линейно-функциональные структуры, которые характерны для мелких и отдельных средних компаний;
ü дивизиональные структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности; среди таких структур обычно выделяют дивизионально-продуктовые структуры и дивизионально-региональные структуры;
ü адаптивные организационные структуры, среди которых выделяют проектные, программно- или проблемно-целевые, матричные, сетевые организационные структуры.
Адаптивные организационные структуры - наиболее сложно организованные управленческие структуры, которые отличаются гибкостью структуры управления, небольшим количеством уровней управления, децентрализацией принятия управленческих решений. Они характеризуются ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов и комплексных программ, а также способностью легко менять свою форму и приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, что позволяет использовать данный тип организационных структур в антикризисном управлении с наибольшей эффективностью. Проектная организационная структура управления представляет собой временную структуру, созданную для решения конкретной задачи.
Организационная структура матричного типа (рис.2) чаще всего представляет собой наложение временной проектной структуры на постоянную линейно-функциональную структуру управления антикризисной управляющей компании. Такая структура наиболее характерна для компаний, специализирующихся на антикризисном управлении предприятиями.
Легко видеть, что антикризисная управляющая компания имеет в сом составе функциональные подразделения специалистов, соответствующих основным функциям антикризисного управления предприятием, которые объединяются в комплексную команду по каждому антикризисному проекту. Отдельные вспомогательные антикризисные функции, такие, как оценка, аудит и т.п. выполняются в рамках этих антикризисных проектов привлеченными компаниями или специалистами (аутсорсинг). Как и в проектной организационной структуре, по каждому антикризисному проекту обеспечивается четкое и жесткое централизованное управление и контроль за ходом его выполнения.
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ | РУКОВОДСТВО | |||||
ПРОЕКТ №1 | МЕНЕДЖЕРЫ ПРОЕКТА | АНТИКРИЗИСНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ | ФИНАНСОВЫЕ АНАЛИТИКИ | ЮРИСТЫ И АДВОКАТЫ | ………………………. | СПЕЦИАЛИСТЫ ПРОИЗВОДСТВА, МАРКЕТИНГА И Т.Д. |
ПРОЕКТ №2 | ||||||
………………. | ||||||
ПРОЕКТ № N |
Рис.2. Адаптивная организационная структура матричного типа компании, специализирующейся на антикризисном управлении.
Процесс проектирования организационной структуры предприятия состоит из следующих обязательных этапов
Ø формирование общей структурной схемы. На этом этапе определяются главные направления реструктуризации бизнеса предприятия и его организационной структуры; число уровнейуправления, степень централизации (децентрализации) полномочий и ответственности на каждом уровне, формы взаимоотношений с окружающей средой, требования к экономическому механизму, алгоритму обработки информации, кадровому обеспечению системы.
Ø разработка состава основных подразделений и связей между
ними. На этом этапе устанавливаются состав конкретных задач и
функций для каждого структурного подразделения организационной системы и внутренние организационные связи между подразделениями.
Ø регламентация организационной структуры. Этот этап включает в себя определение квалификационного состава и численности подразделений, распределение работ между исполнителями регламентацию порядка выполнения работ и ответственности за результаты их выполнения, разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении совместных работ, определение технологий обработки и порядка обмена информацией.
При проектировании организационной структуры управление
предпримем необходимо обеспечить выполнение следящих
основных принципов:
ü соответствие разрабатываемой структуры стратегическим
целям к направлениям реструктуризации и развития бизнеса предприятия;
ü способность эффективного приспособления проектируемой структуры к появлению новых или изменению существующих задач и ограничений в их решении;
ü обеспечение оптимального уровня централизации управления и необходимого уровня управляемости всеми звеньями управления;
ü наличие четкой системы персональной ответственности за результаты выполнения каждой функции;
ü использование современных информационных технологий;
ü наличие службы управления изменениями, выполняющей
функции организационного обеспечения адаптации бизнеса пред-
приятия к изменяющимся условиям его функционирования.