Свадьба по казахски (или свадьба по алматински) часть 1
В наше время, на процесс выбора невесты для сына, родители не имеют прямого влияния, скорее только косвенное. Это когда «вдалбливают» сыну с детства «озинин тенин болсын», чтобы была ровней, т.е. не беднее, но и не богаче; или «анасына карап кызын ал» — прежде посмотри на мать невесты; или «обязательно высший образованиясы болсын» наличие высшего образования это must have. Ну и, конечно же, есть кучу других установок, которые зависят от культуры или комплексов каждого семейства. К примеру, у меня есть родственница, которая как основное требование говорит своему сыну «кредиттери болмасын, а то озимиздики жетеди», что в переводе, чтобы без кредитов была, а то своих кредитов за уши хватает». А еще одна дальняя тетушка говорила «Кызыма срочно хата алу керек, а то без хаты жигиттер карамайды!» — нужно срочно купить дочери свою собственную хату, а то без хаты на нее никто не смотрит!)))
Еще конечно же пытаются «нечаянно» познакомить, при этом делая заранее рекламную компанию не только потенциальной невесте, но и всей ее семье, где «папасы улкен бизнесмен екен», «агасы министр екен», «озинин порш кайени бар екен», «адеми, акылды кыз екен» и т.д. Но, в своем окружении, видела только отрицательную реакцию на такие попытки сводничества, ибо наши женихи свято верят в любовь.)))
И вот, наступает тот самый счастливый момент, когда сын приходит и говорит о своем желании жениться. Первая реакция любой матери это «Ой бааай» и «Кашааан?», а дальше начинается форменный допрос «Кимнин Кызы? Каншада? Алматинка ма? Аке-шешеси ким? Образованиесы бар ма? Жумыс истей ма?» (Сколько ей лет? Кто родители? Есть ли высшее образование? Работает?) и ответы на все эти вопросы должны быть максимально положительными и удовлетворительными.
И так…Махина завертелась…
Часть 2.
Знакомство с будущими кудалар (сваты) для обсуждения дальнейшего плана мероприятий.
Согласно новым казахским традициям, родители жениха приглашают родителей невесты на ужин в ресторан. Это должен быть самый крутой ресторан в городе, ибо надо с самого начала показать «кто есть кто». Мамы приходят на первую встречу надев свои самые крупные бриллианты и самые красивые наряды, и всю беседу пытаются максимально показать все главные «козыри» своих детей и своей семьи.
А отцы, во время таких знакомств, восторженны с самого начала, так как появляется еще один свой человек (Куда!!!), с которым можно сходить в Арасан, посмотреть вместе футбол, или перекинуться в преферанс, когда женщины готовят бешбармак, а еще лучше съездить на охоту или рыбалку. Но отец невесты обычно старается делать грустное лицо, согласно предварительному инструктажу своей супруги, и это у него получается только первые полчаса, потому что дальше уже радость просачивается через все «щели» отцовской сущности. К счастью, у нас давно не осуждается, что отец невесты рад и горд выдать свою дочь замуж, — ни для кого не секрет, что нормальные перспективные женихи это наш алматинский дефицит.
Всю встречу, будущие кудалар деликатно обсуждают предстоящий сырга тагу (одеть невесте кольцо и забронировать), кудалык (сватовство), кыз узату (проводы невесты), ну и конечно же свадьбу.
В последнее время, стали практиковать объединенные свадьбы, когда две стороны скидываются и проводят совместное мероприятие, без отдельного мероприятия «проводы невесты». Но чаще всего, отец невесты настаивает на том, что будет отдельная мини-свадьба под названием «кыз узату», при этом произнося «Как это можно обойтись без «Кыз узату? Это чтобы потом говорили, что я не смог достойно свою дочь замуж выдать?!»
Надо отметить, что редко когда «жениха-невесту» подпускают к организации мероприятий. Все что им разрешается, это выбрать себе наряды, кольца, лимузины и свадебный торт. На все остальные попытки молодых «вмешаться» в свадебный переполох, они получают стандартные ответы типа «вот когда будете женить своих детей, вот тогда и делайте что хотите!»
Далее определяется дата каждого мероприятия и «предсвадебная истерия» начинается…
Часть 3.
Мама жениха, с особым трепетом начинает обзванивать всех ближайших родственниц в лице апашек, татешек, женгешек, абысынок и кудаги, чтобы сообщить «сенсационную» новость «Анау биздин бала наконец-то уйленейин деп жатыр!». Надо отметить, что каждая родственница, после стандартного «Кутты болсын!», считает своим долгом дать тыщумиллионов советов о правильной организации каждого предстоящего мероприятия. А так как страна у нас огромная, родственники живут в разных регионах, а в каждом регионе имеются свои детали к каждому обычаю, к моменту окончания последнего разговора, голова у мамы жениха уже распухла и готова взорваться.
А еще эти родственницы любят нагонять страху. Все мы знаем, что коренных алмаатинцев в третьем-четвертом поколении у нас немного, поэтому сразу же выясняются реальные корни будущей невесты. Если узнают, что корни из южного Казахстана, то самое стандартное «ойбай, эти южане, они просят огромный калым за своих дочерей и вечно выставляют какие-то требования» сразу приправляя свое высказывание какой-нибудь «перцовой» историей о «баленшенин баласы, который женился на южанке».
Если узнают, что невеста с северного казахстана, тогда «ойбай, они там все такие обрусевшие, вообще традиций не знают, наверное келин еще без приданного придет».
Если келин из западного Казахстана, то это ваще атас, потому что «наверное адайка или тама, а значит новая келин настоящий боевик и по приезду сразу всех построит в ряд и заставит ходить по струнке». К восточному Казахстану и Алматинской области относятся более терпимо.
После недельных перезвонов, чаепитий, обсуждений, определяется первая «звездная» делегация для отправки на «Сырга тагу».
Часть 4.
Мама жениха, вместе с дочерьми и сестрами делает рейд по всем ювелирным салонам города в поиске достойных сережек для будущей невесты. Не важно какой достаток у семьи, но сережки обязательно должны быть с бриллиантом. Пускай это будет маленькая крошка бриллианта в 0.1 карат, зато во время процедуры «бронирования» невесты, можно сказать при всех родственниках невесты, что серьги с бриллиантом!
Далее покупается большая корзина со всякими дорогими спиртными напитками, шоколадками, чаями и прочими вкусностями, так как не положено приходить с пустыми руками.
А еще, на всякий случай берется с собой небольшая дорожная сумка с подарками.
Состав этой самой остается тайным для всех, потому что передается из рук в руки, от одной кудагихи к другой.
Для принимающей стороны, именно серьги для невесты и эта самая загадочная сумка является «индикатором» дальнейших расходов. Если пришли с серьгами с бриллиантом в 1 карат и загадочная сумка полна брендовых подарков, тогда это свадьба уровня «Дома приемов», а значит и «уят болмасын деп» надо делать проводы невесты как минимум в Интерконте. Вот завидев таких родственников, прыгают от счастья все сетевики от цептер и салоны люксовой мебели. А если позволяет время, то надо срочно лететь в эмираты. Дешевле, ну и по пути можно снять какой-нибудь «морской» лав стори.
Часть 5.
Сырга тагу (бронирование невесты через середки)
И вот, «звездная» делегация из 6-10 человек направляется в дом невесты. Конечно же, родители невесты тоже очень переживали и готовились, предварительно созвав самых близких родственников и накрыв шикарный дастархан.
Далее, будущих кудалар сажают «торге» (во главе стола) и первые минуты, сценарий боиынша, нависает напряженная тишина. Родственники невесты делают вид, что типа не понимают зачем пришли эти люди, и типа они еще думают «отдавать или не отдавать» свою дочь.
Но сторона жениха обычно не сомневается в положительном исходе, так как в наше сложное время дефицита женихов, невесты это очень скоропортящийся продукт. Выдержав паузу, старейшина принимающей стороны задает вопрос, типа уважаемые гости, по какому поводу сей визит? После этого вопроса, слово берет старшина, вернее «генерал» со стороны жениха и начинает представлять свою делегацию. В первую очередь, любая речь основного делегата начинается с презентации своего рода и происхождения. Обязательно необходимо рассказать о батырах, которые вышли из этого рода и о священной земле, на которой этот род появился. Далее представляют всех членов делегации соблюдая всю возрастную и родственную иерархию.
Что примечательно, во время рассадки за стол, эта иерархия тоже соблюдается, при этом любой «казахский» ребенок с детства четко знает своем место согласно иерархии и месту событий.
Далее, произносится стандартная, но красивая речь примерно следующего содержания — Вот он биздин бала (жених), с таким-то образованием, с такими-то человеческим качествами, работающий, воспитанный и т.д. И, оказывается, он встретил вашу красивую нежную девочку и сердце его дрогнуло. Вот это основная причина нашего визита. Отдайте пожалуйста в нашу семью вашу девочку. Мы пришли просить у вас ее руки.
Здесь начинает говорить старейшина со стороны невесты. Тоже проводит процедуру знакомства со всеми ближайшими родственниками. Гости со стороны жениха дружно кивают и пытаются сделать вид, что запомнили всех многочисленных будущих кудалар с первого раза.
А потом произносится самая главная фраза « Ну ладно, семья у вас вроде хорошая, молодые вроде друг друга любят, так уж и быть! Мы согласны!» и просит привести и показать невесту.
Кстати, о невесте. Все это время, она «бедненькая» сидит запертая и голодная в дальней комнате, периодически направляю сообщение по вотсапу будущему жениху с вопросами «Когда уже? Сколько можно ждать? Я хочу кушать! Я волнуюсь! Как там все проходит? Как тебе мои родственники? И т.д.»
Приводят будущую келин. Апашка жениха дает «коримдик» апашке невесты, а мама жениха одевает на нее сережки. Помолвка состоялась. Все аплодируют, снимают на фото и видео и уже более раскрепощено продолжают застолье.
Часть 6. Афтерпати — шай.
У казахов есть условное правило, что в гостях принято подавать «Еки шай, бир тамак». Т.е. необходимо сделать три смены блюд. Гости вначале садятся за стол, едят холодные закуски и им приносят чай. После, стол освежается и подают бешбармак и сорпу. Затем стол опять освежается, и опять подают чай, но уже с десертами. Самое примечательное, что самые радивые хозяйки, во время первого стола, могут подать еще одно горячее типа куырдака, мант или котлет, но по любому это будет относится к категории «бир шай», ибо «тамак» у казахов это только бешбармак. Но я обычно говорю, что ничего подобного, у казахов есть еще один «бир шай». Это так называемое афтерпати. Любая казахская семья после ухода гостей обязательно дружно говорит «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», что в переводе «А теперь давайте попьем чаю в своем кругу». Но весь прикол в том, что и гости, придя домой тоже говорят эту же фразу и тоже пьют дома чай.
После «Сырга тагу», родственники жениха обязательно едут всей делегацией домой к родителям жениха, где проходит очередное чаепитие в стиле «Ал енди озимиз отырып бир шай ишеик», во время которого идет бурное обсуждение прошедшего мероприятия и впечатлений от знакомства с будущими кудалар.
В свою очередь, родственники невесты. Проводив гостей также садятся за стол и также проводят бурные обсуждения.
А жених и невеста это два стукача, которые потом докладывают друг другу о впечатленияз обеих сторон. Но в связи с тем, что в 99 из 100% будущие кудалар всегда овольны друг другом, все обсуждения заканчиваются стандартным «Жаксы кисилер екен» — Очень хорошие люди!
Я как истинная казашка, из всех видов застолий, обожаю именно афтерпати-шай.