Лекция 11. Налогово-бюджетная система и принципы ее построения
1. Общая характеристика налоговой системы.
2. Налоговое законодательство Республики Беларусь.
3. Налоговая служба Республики Беларусь.
4. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь.
5. Виды налогов и сборов в Республике Беларусь.
1. Общая характеристика налоговой системы. Налоговая система государства– совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на территории страны и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налог– обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Виды налогов по способу взимания:
1. Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают (подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.). Прямые налоги делятся на личные и реальные. Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.). Прямыми реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг) и др.).
2. Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца (акцизы, НДС и др.). Косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).
Выделяют следующие принципы налогообложения:
– принцип равномерности требует, чтобы граждане государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам;
– принцип справедливости требует, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;
– принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;
– принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые будут наиболее удобны плательщику, государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
– принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными;
– принцип всеобщности выражает единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
– принцип однократности обложения не допускает повторного обложения одного и того же объекта за определенный период;
– принцип стабильности предполагает относительную неизменность налоговой системы в течение длительного времени;
– принцип оптимальности налоговых изъятий предполагает обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения плательщиков.
Налоговая система Республики Беларусь начала формироваться с 1992 г. в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода имела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах ее осуществления.Ориентация на ужесточение налогового режима без учета реальной платежеспособности налогоплательщиков приводила к результатам, обратным ожидаемым. В Беларуси наметилось массовое уклонение от налогов, сокращение налоговой базы. Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового пресса.
2. Налоговое законодательство Республики Беларусь. Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; международные договоры Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения.
1 января 1992 г. вступил в силу Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в стране («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.).
Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства. С 1 января 2004 г. вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ), которая составляет основу налоговой системы Беларуси. С января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса, которая описывает порядок начисления и уплаты конкретных налогов и сборов.
Налоговый кодекс Республике Беларусь устанавливает правовые основы и базовые принципы построения налоговой системы, отвечающей современным условиям. В нем задекларированы такие принципы, как всеобщность и равенство налогообложения. НК РБ устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджет; основные принципы налогообложения в стране; регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Установлены обязательные элементы налогообложения: плательщик,объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты. Плательщики налогов, сборов (пошлин) – организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Объекты налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникает налоговое обязательство. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным плательщикам преимущества по сравнению с другими плательщиками, предусмотренные налоговым законодательством, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, эффективная налоговая система должна быть стабильной на протяжении длительного периода времени; не допускать двойного обложения одного и того же объекта; быть оптимальной в реализации интересов государства и плательщиков, тогда не будет превышен предел налоговой нагрузки, сдерживающий предпринимательскую активность.
3. Налоговая служба Республики Беларусь.Государственная налоговая служба в стране была создана в 1990 г. в системе Министерства финансов БССР в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах. С 2001 г. государственная налоговая служба была преобразована в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС). В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г. Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.
Основные задачи МНС:
– контроль за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, декларировании физическими лицами доходов и имущества, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
– контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий и табачного сырья;
– контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
– учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
– разработка предложений об упрощении налоговой системы, совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля;
– осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
– предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
– разработка (участие в разработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения.
4. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь.Субъекты налоговых отношений – один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства. В соответствии с НК РБ к субъектам налоговых отношений относят непосредственных плательщиков налогов, сборов (пошлин); иных обязанных лиц, деятельность которых связана с процессом налогообложения: налоговых агентов, законных и уполномоченных представителей налогоплательщика.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями-налогоплательщиками понимаются юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы. Под физическими лицами-налогоплательщиками понимаются граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, лица без гражданства (подданства).
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории государства более 183 дней в календарном году. Местом жительства плательщика налогов физического лица признается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место – место регистрации физического лица. К данной категории налогоплательщиков относятся и индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). В качестве налоговых агентов рассматриваются также организации, выплачивающие своим акционерам (участникам) доходы в виде дивидендов, на которые законодательством распространена обязанность удержания и перечисления в бюджет соответствующих сумм налога на доходы.
Законными представителями налогоплательщика признаются лица, уполномоченные представлять плательщика налогов (организацию или физическое лицо) на основании актов законодательства или учредительных документов организации. Каждым плательщиком может быть реализовано право по своему желанию выбрать любое юридическое или физическое лицо (с согласия такого лица) и наделить его определенными полномочиями по ведению налоговых дел и представлению своих интересов в отношениях с налоговыми органами или с иными участниками процесса налогообложения.
Объектами налогообложения в НК РБ признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины. К объектам налогообложения НК относит обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределами, прибыль или доходы, имущество плательщика, ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и другие вещи, определенные налоговым законодательством в качестве объектов налогообложения. В качестве объекта налогообложения широко используются категории «товар», «имущество» (недвижимость и движимое имущество), «работы и услуги», «доходы».
Под доходомдля целей налогообложения НК признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине). Наиболее часто под доходами понимается общая сумма поступлений от какой-либо (в т. ч. предпринимательской) деятельности. У физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, под доходомпонимаются средства, получаемые ими от нанимателей в виде заработной платы, премиальных выплат и материальных поощрений. Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях. Объектом налогообложения в мировой практике признаются и проценты. Под процентами для целей налогообложения признается любой доход независимо от способа его оформления, начисленный по ценным бумагам (облигациям, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам), по вкладным, депозитным и иным счетам в банках.
5. Виды налогов и сборов в Республике Беларусь.В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Основными общегосударственными налогами и сборами являются налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы. Местные налоги и сборы вводятся местными органами власти на соответствующих территориях и зачисляются в местные бюджеты. К местным налогам и сборамотносятсяналог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью НК РБ или Президентом Республики Беларусь. Особый режим налогообложения применяется для плательщиков налога по упрощенной системе налогообложения; единого налога с индивидуальных предпринимателей и производителей сельскохозяйственной продукции; налога на игорный бизнес; налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр; сбора за осуществление ремесленной деятельности и оказание услуг в сфере агроэкотуризма.