Стоимостная оценка облигаций
Облигации имеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная цена облигации напечатана на самой облигации и обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату по истечении срока облигационного займа. Номинальная цена является базовой величиной для расчета принесенного облигацией дохода. Процент по облигации устанавливается к номиналу, a прирост (уменьшение) стоимости облигации за соответствующий период рассчитывается как разница между номинальной ценой, по которой облигация будет погашена, и ценой покупки облигации.
Как правило, облигации выпускаются с высокой номинальной ценой. Они ориентированы на богатых инвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются от акций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете на приобретeние их самыми широкими слоями инвесторов. Для облигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значение которого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно по изначально зафиксированной величине номинала облигации будут гаситься по окончании срока их обращения.
Рыночная цена облигаций зависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность (степень риска) вложений.
Поскольку номиналы y разных облигаций могут существенно различaться между собой, то часто возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс.
Курсом облигации называется значение рыночной цены облигации, выраженное в процентах к ее номиналу:
К0 = ( Цр / N) * 100 %,
где К0 - курс облигации, %;
Ц - рыночная цена облигации, руб.;
N - номинальная цена облигации, руб.
B зарубежной практике, помимо номинальной и рыночной, употребляется еще одна стоимостная характеристика облигаций их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашает облигации. Выкупная цена может совпадать c номинальной, a может быть выше или, наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупной цены, так как Федеральный закон и0 рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. ЛФ 39-ФЗ c последующими изменениями и дополнениями закрепляет право держателя на получение от эмитента ее номинальной стоимости1. Это означает, что облигации могут погашаться (выкупаться) только по номинальной стоимости.
Доход по облигациям
Облигации, являясь, как и другие ценные бумаги, объектом инвестирования на фондовом рынке, приносят своим держателям определенный доход.
Общий доход от облигации складывается из следующих элементов:
· периодически выплачиваемых процентов (купонного дохода);
· изменения стоимости облигации за соответствующий период;
· дохода от реинвестирования полученных процентов.
Рассмотрим каждый из перечисленных элементов дохода в отдельности.
Облигация, в отличие от акции, приносит владельцу фиксированный текущий доход. Этот доход представляет собой постоянные аннуитеты годовые фиксированные выплаты в течение ряда лет. Как правило, проценты по облигациям выплачиваются 1-2 раза в год. При этом чем чаще производятся процентные выплаты, тем больший потенциальный доход приносит облигация, ведь полученные процентные выплаты могут быть реинвестированы.
Размер купонного дохода по облигациям зависит, прежде всего, от надежности облигации, иначе говоря, от того, кто является ее эмитентом. Чем устойчивее компания-эмитент и надежнее облигация, тем ниже предлагаемый процент. Кроме того, существует зависимость между процентным доходом и сроком обращения облигации: чем больше отдален срок погашения, тем выше должен быть процент, и наоборот.
Процентные (купонные) выплаты по облигациям условно можно разделить на три группы:
· фиксированные ежегодные выплаты по ставке, установленной эмитентом при выпуске облигаций;
· индексируемые ежегодные выплаты. Процентный индекс по облигациям определяется эмитентом чаще всего в соответствии c государственным инфляционным индексом. Индексация позволяет инвесторам получать стабильный доход в реальном выражении, защищенный от инфляционных колебаний цен на основные товары и услуги. Ставка процента по облигациям может также индексироваться на некоторую величину, непосредственно связанную c целевым назначением займа, например на объем выпускаемой продукции или на цену 1 кВтч для займов под энергетические проекты. B эту же группу купонных выплат можно отнести возрастающие во времени процентные выплаты;
· выплачиваемые одновременно c основной суммой долга.
Облигация может также приносить доход в результате изменения стоимости облигации c момента ее покупки до продажи. Разница между ценой покупки облигации (Цо) и ценой, по которой инвестор продает облигацию (Ц1), представляет собой прирост капитала, вложенного инвестором в конкретную облигацию (Д = Ц1 - Цо).
Данный вид дохода приносят прежде всего облигации, купленные по цене ниже номинала, т.е. с дисконтом. При продаже облигаций c дисконтом важным моментом для эмитента является определение цены продажи облигации. Иными словами, по какой цене следует продать облигацию сегодня, если известны сумма, которая будет получена в будущем (номинал), и базовая норма доходности (ставка рефинансирования).
Подсчет этой цены называется дисконтированием, a сама цена - сегодняшней стоимостью будущей суммы денег.
Дисконтирование осуществляется по формуле
Цод = N * (1 / 1+tc) * 100%,
где Цод - цена продажи облигации c дисконтом, руб.;
N - номинальная цена облигации, руб.;
t - число лет, по истечении которых облигация будет погашена;
c - норма ссудного процента (или ставка рефинансирования), %.
Разность (ЦН – Цод) является дисконтом и представляет собой доход по данному виду облигации.
Последний элемент совокупного дохода - доход от реинвестиций полученных процентов - присутствует лишь при условии, что полученный в виде процентов текущий доход по облигации постоянно реинвестируется. Данный вид дохода может иметь довольно существенное значение при покупке долгосрочных облигаций.
Общий, или совокупный, доход по облигациям обычно ниже, чем по другим ценным бумагам. Это объясняется прежде всего тем, что облигации обладают большей, по сравнению c другими видами ценных бумаг, надежностью. Доходы по облигациям меньше подвергнуты циклическим колебаниям и не так зависимы от конъюнктуры рынка, как, например, доходы по акциям.
Доходность облигаций
B практической деятельности довольно часто, например, при определении эмитентом параметров выпускаемого облигационного займа, выборе инвестором при покупке той или иной облигации и формировании профессиональными участниками рынка оптимальных инвестиционных портфелей, возникает потребность установить финансовую эффективность облигационного займа, что сводится к определению доходности облигаций.
B общем виде доходность является относительным показателем и представляет собой доход, приходящийся на единицу затрат. Различают текущую доходность и полную, или конечную, доходность облигаций.
Показатель текущей доходности характеризует годовые (текущие) поступления по облигации относительно произведенных затрат на ее покупку. Текущая доходность облигации рассчитывается по формуле
Дх = ( С / Ц0) * 100 %,
где Дх - текущая доходность облигации, %;
C - сумма выплаченных в год процентов, руб.;
Ц0 - цена облигации, по которой она была приобретена, руб.
Для принятия инвестиционного решения - оставить данную облигацию или продать и вложить деньги в другие ценные бумаги - доходность облигации нужно сравнить c доходностью других инструментов в настоящий момент. Для этого определяют текущую рыночную доходность как отношение процентного дохода к текущей рыночной цене облигации:
Дхр = ( С / Цр) * 100 %,
где Дхр - текущая рыночная доходность облигации, %;
C - сумма выплаченных в год процентов, руб.;
Цр – текущая рыночная цена облигации, руб.
Текущая доходность облигации является простейшей характеристикой облигации. Пользуясь только этим показателем, нельзя выбрать наиболее эффективную для инвестирования средств облигацию, так как в текущей доходности не нашел отражения еще один источник дохода - изменение стоимости облигации за период владения ею. Поэтому по облигациям c нулевым купоном текущая доходность равна нулю, хотя доход в форме дисканта они приносят.
Оба источника дохода отражаются в показателе конечной, или полной, доходности, характеризующей полный доход по облигации, приходящийся на единицу затрат на покупку этой облигации в расчете на год. Показатель конечной доходности определяется по формуле
Дхк = (Σ Вi + (Цпр – Цпок)) / Цпок * Т,
где Дхк – конечная доходность облигации, %;
В - купонные платежи за год,руб.;
Цпр – цена продажи, руб.;
Цпок –цена покупки, руб.;
Т - количество лет нахождения облигаций у инвестора
Существуют два важных фактора, влияющих на доходность облигаций. Это инфляция и налоги. Если доход от облигации равен 14°/о в год, a уровень инфляции - 13%, то реальная доходность составит только 1%. Если уровень инфляции повысится до 14% и выше, то инвесторы - держатели облигаций c фиксированным 14%-ным доходом - будут иметь перспективу получить нулевой доход или даже понести убытки. Поэтому в условиях инфляции инвесторы избегают вложений в долгосрочные облигации (хотя эмитентам они, несомненно, интересны), чтобы доходность собственных инвестиций поддержать на уровне, соизмеримом c базовой ставкой доходности - ставкой рефинансирования.
Налоги уменьшают доход по облигациям, a значит, и их доходность. учитывая все вышесказанное, реальная доходность тех или иных облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода выплачив2емьцс налогов с учетом инфляции. Эти показатели доходности следует сравнивать, выбирая наиболее эффективные для инвестирования объекты.
Рынок облигаций
Облигации - ценные бумаги, которые являются не долевыми, а долговыми. Это значит, что, покупая облигации, инвестор не становится собственником компании, а превращается в ее кредитора. Облигации представляют собой ценные бумаги, которые являются особой формой займа. Эмитент, то есть организация выпустившая облигации, взамен полученных денег обязуется через определенный срок выкупить облигации назад по номинальной стоимости и выплатить определенный процент за пользование этими денежными средствами.
Покупка облигации по смыслу близка к предоставлению кредита. Разница состоит в том, что, во-первых, в случае с покупкой облигации кредиторов не один, а множество, и, во-вторых, облигацию можно продать, не дожидаясь окончания срока ее обращения. Купив облигацию со сроком погашения (то есть сроком, когда эмитент их выкупит обратно) один год, инвестор сможет, например, продать ее через месяц, через день и даже в день покупки. Выпуск облигации является выгодной операцией как для инвестора, так и для эмитента. Ведь в этом случае устраняется посредник - банк, который получает разницу между ставкой привлечения денежных средств от населения и ставкой выдачи кредитов предприятиям. В результате инвестор может разместить свои денежные средства под ставку выше, чем в банке, а предприятие получает кредит дешевле, чем банковский. Если банк принимает средства от населения под 17% годовых, а кредиты выдает под 25%, то предприятие может выпустить облигации под 20-22% годовых с выгодой для себя и для инвестора.
Большую часть российского рынка облигаций занимают государственные облигации. Их репутация оказалась серьезно подмоченной после кризиса в августе 1998 года. Пирамида ГКО (государственных краткосрочных облигаций), построенная для покрытия дефицита государственного бюджета, рухнула, подорвав доверие инвесторов к государственным ценным бумагам. Понадобилось почти два года, чтобы государство смогло восстановить свою надежность как заемщика. Поскольку объем этого рынка стал после кризиса значительно меньше, а государство больше не совершает столь масштабных заимствований на внутреннем рынке, то существующие выпуски государственных облигаций являются достаточно надежными для инвесторов. Не случайно, что доходность по государственным ценным бумагам самая низкая среди российских облигаций. Государственные облигации на рынке представлены преимущественно так называемыми облигациями федерального займа (ОФЗ), которые представляют собой купонные облигации со сроком погашения от нескольких месяцев до пяти лет в зависимости от выпуска.
Субфедеральные облигации - это облигации, которые выпускаются исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления. Проще говоря, это облигации, которые выпускаются регионами. Самые известные среди таких облигаций - это питерские облигации, московские облигации, оренбургские облигации. Поскольку считается, что региональные облигации более рискованные чем государственные, то и доходность по ним должна быть выше. Например, доходность по питерским облигациям колеблется от 17 до 18 % годовых в зависимости от срока погашения. Однако следует сказать, что в отличие от государственных облигаций обслуживание питерских облигаций не прекращалось даже в период августовского кризиса, и поскольку их объем не столь велик, правительство Санкт -Петербурга стабильно выполняет свои обязательства. Саратовская область выпустила всего две серии облигаций в 1995 и 1996 году и после этого больше не выходила со своими ценными бумагами на рынок.
Корпоративные облигации - относительно новый для российского рынка облигаций сегмент. До кризиса 1998 года государственные облигации оттягивали на себя все деньги российских инвесторов и не позволяли занимать компаниям и банкам деньги на рынке облигаций под приемлемую доходность. После кризиса рынок государственных облигаций сжался и постепенно пустующую нишу стали занимать крупнейшие российские компании. Сначала на рынок со своими облигациями вышли такие компании как Газпром, ЛУКойл, ТНК, РАО ЕЭС. Затем уже в 2000 году список пополнился облигациями Внешторгбанка, Магнитогорского металлургического комбината, МГТС, Алросы и других компаний. Все новые компании объявляют о выпуске облигаций. Для того чтобы привлечь инвесторов к своим облигациям эти компании предлагают более высокую доходность чем по государственным облигациям и используют различные ухищрения вроде привязки цен облигаций к валюте или возможностей досрочного выкупа облигаций по определенной цене. Неудивительно, что этот рынок постоянно расширяется и привлекает новых инвесторов.
Купить облигации теперь может не только крупный банк или инвестиционная компания, но и любой гражданин, заключив брокерский договор с компанией, работающей на рынке облигаций.
С позиций инвесторов, главная проблема рынка облигаций — относительно невысокая доходность. Её обозначил аналитик по рынку инструментов с фиксированной доходностью ОАО «Собинбанк» Юрий Голбан: «В последние годы падает доходность уже торгуемых облигаций, снижаются купоны у новых размещений. Если посмотреть на рублёвые доходности облигаций «Газпрома», то бумаги, размещённые в 2002-2005 годах, имели ставки купона от 7,5%, а у размещённых в 2006 году уже 6,79%. Снижение доходности отражает снижение рисков российской экономики и повышение её эффективности, что было отражено в повышении суверенных рейтингов России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами».
Впрочем, сейчас ситуация постепенно меняется. В текущих условиях разместить бумаги стало сложнее даже с повышенным купоном. Безусловно, рост инфляции — ещё одно основание для инвесторов требовать повышенную ставку. Новые размещения, скорее всего, будут проходить под более высокую, чем до кризиса, доходность и с более короткими офертами. Однако, такое положение дел приводит к снижению активности эмитентов. В последние месяцы невозможно получить деньги под докризисные купоны, а текущие уровни доходностей для многих эмитентов являются очень высокими.
Основной фактор роста доходности — глобальные проблемы с ликвидностью, они могут продолжаться достаточно долго: до конца года кардинального преодоления кризиса ликвидности ждать не стоит. Безусловно, меры, предпринимаемые государством (расширение ломбардного списка ЦБ РФ, снижение норм резервирования для коммерческих банков, интервенции на рынке ОФЗ), приносят свои плоды. Тем не менее, необходимо учитывать, что любое улучшение конъюнктуры будет упираться в большой объём отложенных в ожидании «окна» размещений. Большое число желающих пролезть в открывающееся «окно» будет толкать доходности вверх. Улучшение возможно после нового года, когда заботы об инфляционных показателях отойдут на второй план, и возможен существенный рост бюджетных расходов в преддверии выборов.
Практическая часть
Расчет стоимости ценных бумаг ОАО «КАМАЗ»
Оценка стоимости ценных бумаг — это определение рыночной стоимости долевых ценных бумаг (обыкновенных и привилегированных акций), долговых ценных бумаг (облигаций и векселей), производных ценных бумаг (опционов, фьючерсов), эмитированных государственными органами, финансовыми институтами (биржами, банками), предприятиями и организациями.
Особенность оценки ценных бумаг состоит в том, что ценная бумага представляет собой специальную форму существования капитала и одновременно является товаром, обращающимся на фондовом рынке. Но ценная бумага не является материальным товаром и ее стоимость определяется стоимостью прав, которые она дает своему владельцу. Так, для владельца акций, - это право участия в управлении, получения дивидендов, получение части имущества общества при его ликвидации и т.д., для владельца векселя - это передача, получение дохода, погашение.
Стоимость ценной бумаги – это денежный эквивалент ее определенных инвестиционных качеств и управленческих возможностей, зависящий от конкретных целей и методов оценки. Различные виды стоимости ценных бумаг необходимы для проведения разных финансовых операций.
Классификация видов стоимости ценных бумаг:
Номинальная цена ценной бумаги – это доля уставного капитала, приходящаяся на одну акцию.
Балансовая стоимость – это стоимость чистых активов, приходящихся на одну размещенную акцию.
Ликвидационная стоимость – это размер денежных средств, выплачиваемых на одну акцию при ликвидации общества.
Эмиссионная цена. Она объявляется эмитентом и действует в период размещения (цена первичного рынка).
Рыночная цена (курсовая стоимость) – цена вторичного рынка
Оценка акций – необходимый этап для того, что бы обезопасить ваши инвестиции. Фундаментальный анализ ситуации на рынке акций позволяет инвестору избежать ошибок в условиях постоянного колебания цен на них. Этого можно добиться только после проведения оценки рыночной стоимости акций.
Когда осуществляется оценка стоимости акций, то под рыночной стоимостью акции понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо.
Основой для оценки акций служит определение их стоимости как финансового инструмента, способного приносить прибыль его владельцу. К способам извлечения прибыли относятся получение дивидендов и рост стоимости акции, связанный с улучшением финансовых показателей компании, расширением ее бизнеса и увеличением стоимости активов
Показатели оценки акций акционерного общества:
· Рейтинговая оценка
· Показатели деятельности эмитента
· Аналитические показатели инвестиционных качеств ценных бумаг
Деятельность ОАО «ТФК»КАМАЗ» будем оценивать по следующим показателям:
1. Отдача с акционерного капитала
2. Обеспечение ценных бумаг имуществом предприятия
3. Прибыль в расчете на одну акцию
4. Отдача финансового капитала
5. «Финансовый рычаг»
6. Доля чистой прибыли
7. Размер оборота
8. Производственная эффективность. Состояние чистой и балансовой прибыли.
Раздел 1. Определение структуры ценных бумаг ОАО «КАМАЗ»
Таблица 1 – Структура ценных бумаг ОАО «КАМАЗ»
№ п/п | Наименование | Номинальная стоимость 1 акции, руб | Количество, шт. | Общая номинальная стоимость, тыс. руб |
Обыкновенные акции | 746 018 770 000 | 37 300 938 450 | ||
Привилегированные акции | 263 300 742 000 | 6 582 518 550 | ||
Корпоративные облигации | 29 019 063 | 10 156 672 000 |
Акция обыкновенная (ordinare, common share) — в сумме такие акции составляют большую часть акционерного капитала общества. Их владельцы имеют право на получение дивидендов, на участие в общих собраниях и в управлении обществом. При ликвидации акционерного общества они вправе получить вложенные средства по номинальной цене, но только после удовлетворения интересов держателей облигаций и привилегированных акций.
Акция привилегированная (preferred share) — акция, предоставляющая ее владельцу привилегированное право на получение дивидендов, но не дающая ему права голоса на собрании акционеров (в случае если иное не предусмотрено в уставе компании).
Облигация (bond) — долговое обязательство с фиксированным процентом, один из инструментов, с помощью которых корпорации и государство мобилизуют финансовые ресурсы на фондовых рынках.
Общая номинальная стоимость корпоративных облигаций – долгосрочные обязательства.
Уставный капитал (фонд) акционерного общества занимает особое положение среди собственных средств компании. Во-первых, уставный фонд отражает закрепленное в уставе акционерного общества право акционеров на ведение собственной (независимой) предпринимательской деятельности. Во-вторых, это стартовая или начальная (в случае возникновения нового акционерного общества) величина капитала, дающая толчок к дальнейшей деятельности общества. Со временем, в случае успешной работы, полученная компанией прибыль может в несколько раз превысить величину уставного фонда, тем не менее и тогда уставный фонд будет оставаться наиболее устойчивой статьей пассива.
Размер уставного капитала ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2007г. составляет 43 883 457 млн. руб. (уставный капитал + добавочный капитал + резервы).
Структура акций:
· Обыкновенные акции – 85 %;
· Привилегированные акции – 15 %.
Стоимость привилегированных акций 5-30 рублей.
Сумма, привлеченная эмитентом результате размещения облигаций по балансу на 31.12.2007г., составляет 10 156 672 млн. руб. (долгосрочные обязательства)
Номинальная стоимость одной облигации 1-1000 000 руб..
Раздел 2. Анализ финансовой отчетности ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2007г.
Анализ финансовой отчетности — это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение, а также результаты деятельности организации. Финансовая (бухгалтерская) отчетность является информационной базой финансового анализа, потому что финансовый анализ в классическом понимании — это анализ данных финансовой отчетности. Он приобретает все большее значение при принятии управленческих решений, когда для их обоснования требуются рациональные и логические аргументы.
Нематериальные активы – это часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при представлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.
Нематериальные активы ОАО «КАМАЗ» - 2 519 991 млн. руб.
Таблица 2 – Структура активов ОАО «КАМАЗ»
№ п/п | Наименование | Сумма, млн. руб | Валюта (актив) баланса, млн. руб | Процентное соотношение, % |
Нематериальные активы | 2 519 991 | 69 429 916 | 3,6 | |
Внеоборотные активы | 41 944 974 | 60,4 | ||
Сумма оборотного капитала | 24 964 951 | 36,0 |
Внеоборотные активы (долгосрочные) – совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями (все виды активов со сроком использования боле 1 года)
Внеоборотные активы ОАО «КАМАЗ» на 31.12.2007 год. – 41 944 974 млн. руб.
Оборотный капитал - капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла. К оборотному капиталу относятся:
· материальные оборотные средства;
· денежные средства;
· краткосрочные финансовые вложения;
· средства в текущих расчетах.
Сумма оборотного капитала (оборотные активы) ОАО «КАМАЗ» – 24 964 951 млн. руб.