Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование
Отчет
на тему:
«Управление расходами в медицинском учреждении»
Выполнил: Мохаммад Тарик Жассим
Гр.740741
Проверила:
Отметка о зачете (зачтено/не зачтено): ________________________
Дата: _______ _____________
Тула 2014
Реферат
Отчет 35с., 3 рис, 2 табл. Ключевые слова : (Управление расходами, здравоохранения, финансирования , бюджет средств, местные бюджеты, обязательного медицинского страхования и методика планирования расходов).
Целью данной работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо:
1.Проанализировать принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
3.Разработать совершенные методики планирования расходов на здравоохранение.
Рассмотреть сущность и социальное значение расходов на здравоохранение это позволию проанализировать источники финансирования здравоохранения в Российской Федерации,направленния использования и методика планирования расходов на здравоохранение.
В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях.
Содержание
Введение..........................................................................................................4
1. Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации...6
2. Сущность и социальное значение расходов на здравоохранение...........14
3. Методика планирования расходов на здравоохранение..........................18
4. Анализ расходов на здравоохранение за 2008-2009гг и последующие годы....................................................................................................................24
Выводы и предложения....................................................................................32
Список литературы...........................................................................................34
Введение
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущается нехватка медицинских учреждений и медицинских работников.
Большое социальное и экономическое значение здравоохранения, не удовлетворенная потребность в медицинском обслуживании населения предопределяют необходимость его дальнейшего развития.
Отсутствие в бюджете средств для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели к реформе в здравоохранении.
Несмотря на проведенную в последние годы реформу в здравоохранении в финансовом обеспечении этой отрасли имеются серьезные недостатки. Главный из них - недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране. Прогнозы и планы развития здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а также число занятых здесь трудовых ресурсов требуют постоянного и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов повышения социальной и экономической результативности деятельности медицинских учреждений. Важнейшая задача в области организации, экономики и финансирования здравоохранения - определение путей достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений по наиболее эффективному, рациональному и экономному использованию средств, направляемых на содержание медицинских учреждений
Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование
Рассмотрим основные модели в соответствии с которыми финансируется здравоохранение в России. В настоящее время для финансирования здравоохранения используются три основных модели:
1.Бюджетно-страховая модель. В рамках ее здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель. Она используется большинством развитых стран (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
2.Бюджетная модель. Финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
3.Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
До 1991 г. в России в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель.
С введением обязательного медицинского страхования (ОМС) в финансировании здравоохранения в России появились новые источники. Таким образом, источниками финансовых ресурсов стали:
бюджетные средства;
взносы работодателей на ОМС;
средства населения;
средства ведомств и предприятий на содержание ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме (рис.1).
Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы: расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы.
За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.
Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения[1].
Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:
- средств бюджетов здравоохранения всех уровней;
- средств фондов ОМС;
- других источников поступления средств в здравоохранение. [2]
Рис.1. Финансовое обеспечение здравоохранения[3]
Источники финансовых ресурсов |
Бюджетные средства |
Взносы работодате-лей на ОМС |
Средства населения |
Средства ведомств на содержание ЛПУ |
Финансовые ресурсы здравоохранения |
Направления использования средств |
Содержание ЛПУ |
Содержание скорой медицинской помощи, санэпидемстанций и других учреждений |
Содержание медицинских научно-исследовательских учреждений |
Средства населения являются вторым по размеру источником финансирования здравоохранения.
Средства ведомств и предприятий - это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 6% коечного фонда страны и работает 10% медицинских работников.
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1499-1) [4] к субъектам медицинского страхования относит граждан, страхователей, страховые медицинские организации и медицинские учреждения. Медицинское страхование позволяет гарантировать гражданину бесплатное предоставление определённого объёма медицинских услуг при возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд. [5]
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. [6]
Медицинское страхование в соответствии с указанными законами осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.
По организационным, экономическим и правовым основам проведения обязательное медицинское страхование (ОМС) имеет черты государственного страхования:
в соответствии с законом о медицинском страховании ОМС охватывает все население страны и проводится на основе программ ОМС, которые гарантируют определенный объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам;
формирование и использование средств специальных фондов ОМС осуществляется на основе законов РФ, ГК РФ при участии и контроле государства, специальных государственных органов управления (Федерального и территориальных фондов ОМС) этими средствами, находящимися в государственной собственности, а также субъектов данного вида страхования;
часть средств фондов ОМС формируется за счет местных бюджетов;
ОМС проводится страховыми медицинскими организациями (СМО) на некоммерческой основе.
Основная цель обязательного медицинского страхования (ОМС), состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет сформированных финансовых ресурсов медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. С одной стороны, ОМС представляет собой финансовый инструмент, посредством которого формируются финансовые ресурсы, направляемые на медицинское обслуживание населения, а с другой ─ это составная часть государственного социального страхования. Схема сбора и капитализации финансовых ресурсов представлена на рисунке( 2).
ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ |
местная администрация |
Страхователи |
платежи на неработающих |
работодатель предприятие учреждение организация |
лечебно-профилактические учреждения исполнители медицинских услуг |
страховые медицинские организации |
страховые взносы на работающих |
потребители медицинских услуг (застрахованные) |
защита интересов |
оказание медицинской помощи |
финансирование |
защита прав застрахованных |
оплата медицинских услуг |
договор |
Рис. 2. Схема сбора и капитализации финансовых ресурсов в системе обязательного медицинского страхования.
К настоящему времени структура обязательного медицинского страхования организационно оформилась во всех субъектах Российской Федерации. Договорами ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей страны, а его доля в финансировании здравоохранения, по расчетам специалистов составляет около 40%[7]. Кроме того, в секторе предоставления платных медицинских услуг работает добровольное медицинское страхование. Следовательно, с точки зрения финансовых отношений и социального обеспечения, российская система здравоохранения перестала быть государственной, приобретя черты страховой медицины. Однако полностью решить назревшие проблемы в сфере здравоохранения ей пока не удалось. Так, анализ статистических данных свидетельствует о негативной демографической ситуации в стране, увеличении заболеваемости, преждевременной смертности трудоспособного населения, увеличении уровня трудопотерь от заболеваний, травм, росте инвалидности. Смертность во многих регионах России превышает рождаемость, что приводит к естественной убыли населения, приближающейся к 1 млн. человек в год и выше аналогичного показателя стран Евросоюза в 2,5 раза. По продолжительности жизни мужчин России занимает 134-е место, а женщин ─ 100-е место в мире[8].
Исследование организационного построения системы медицинского страхования, порядка формирования, распределения и использования финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования позволяет отметить следующее.
Страховые взносы на фонд оплаты труда предприятий, организаций, учреждений и работающих групп населения (3,1% от фонда оплаты труда) |
Страховые платежи за неработающее население |
Федеральный бюджет |
бюджет субъекта Российской Федерации |
Муниципальные бюджеты |
Фонд обязательного медицинского страхования |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (1,1 от фонда оплаты труда) |
Территориальный фонд обязательного страхования (2,0% от фонда оплаты труда) |
Филиалы Территориального фонда ОМС в городах, районах |
страховые компании |
ЛПУ |
страховые компании |
страховые компании |
ЛПУ |
ЛПУ |
ЛПУ |
ЛПУ |
ЛПУ |
Рис. 4. Движение финансовых потоков обязательного медицинского страхования
В настоящее время Россия является единственной страной, где ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения здравоохранения, проходят сначала через фонды обязательного медицинского страхования, а затем через страховые организации (рис. 4). Следовательно, движение финансовых ресурсов в системе обязательного медицинского страхования проходит цикл перераспределения, в частности и через систему посредников, что, на взгляд автора, приводит не только к отвлечению средств, но и к несвоевременному поступлению их в лечебно-профилактические учреждения, с задержкой, и исключает прозрачность финансовых потоков, затрудняя контроль за их распределением и использованием;
Добровольное медицинское страхование (ДМС), которое аналогично обязательному преследует ту же социальную цель - предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. Вместе с тем это единое целеполагание достигается разными формами страхования и разными средствами:
добровольное медицинское страхование, в отличие от обязательного, носит характер коммерческого страхования;
ДМС обеспечивает гражданам возможность получения медицинских услуг сверх установленных в программах ОМС или гарантированных рамками бюджетного финансирования;
добровольное медицинское страхование использует принцип страховой эквивалентности, обеспечивающий застрахованному те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.
С экономической точки зрения, добровольное медицинское страхование представляет собой механизм компенсаций гражданам расходов и потерь, связанных с реализацией медицинского риска.
Добровольное медицинское страхование служит дополнением к бесплатным формам обеспечения населения медицинскими услугами. ДМС стало первым видом страхования, который был освоен нашими страховщиками в период перестройки. Финансирование медицинских услуг через ДМС гораздо выгоднее, чем их прямая оплата. Благодаря налоговым льготам для организаций, использующих собственные средства на добровольное медицинское страхование своих работников, коллективная форма ДМС получила широкое распространение в РФ. Свыше 90% средств дают коллективные полисы, тогда как страхование по индивидуальным полисам развивается медленно. Главная причина состояла в отсутствии долгое время налоговых льгот для индивидуальных клиентов. Общее число страхователей увеличивается в год примерно на 15%, однако не более 20% работающего населения имеют полисы ДМС. Поэтому перспективы роста оцениваются здесь достаточно высоко[9].