Способы и порядок образование юридических лиц
Общий способ создания юр. лица – явочно-нормативный (регистрационный). Явочно-норматив-ный порядок означает, что согласие на создание таких юр. лиц уже дано в нормативных актах. Нужно собрать необходимый пакет документов и явиться на регистрацию. Таким способом создается большинство юр. лиц.
Сущ. три спец. способа: распорядительный, разрешительный и уведомительный. Распорядительный порядок предпо-лагает образование юр. лица в силу прямого распоряжения гос. органа или ОМСУ (гос. и МУП). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юр. лица, одна-ко необх. согласие соответств. гос. или муниц. органов на его создание(например, создание банков). При уведомительном порядке о создании юр. лица уведом. путем отправки пакета документов в упономоченный ФОИВ (профсоюзы и их объедин.).
Порядок создания любого юр. лица практически одинаков. 4 стадии.
1 ст. подготовка и утвержд. учредит-х документов. 2 ст. Оплата уставного или складочного капитала (порядок, сроки и размер зависят от организационно-правовой формы юр. лица). 3ст. Подготовка документов для гос. регистрации. 4ст. Гос. регистрация юр. лица фед. налоговой службой. В течении 5 раб. дней – либо отказ, либо регистрация. В течении 1 раб. дня отправляется документ о регистрации.
41. Государственная регистрация юридических лиц: регистрирующие органы, срок регистрации, основания отказа в государственной регистрации.
После создан. учредительн. докум. достаточно лишь явить-ся для регистр.. В ходе регистр. проверяется, соответствует ли образованное юр. лицо надлежащим нормам П и соблю-ден ли порядок его создания. Гос. регистрация юр. лица фед. налоговой службой. В течении 5 раб. дней – либо отказ, либо регистрация. В течении 1 раб. дня отправляется документ о регистрации. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях установленных законом:
а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) несоблюдения формы представляемых документов (ненадлеж. образом оформлены)
г) юр. лицо наход. в стадии ликвид. или реорганизации.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
42 Учредительные документы юридических лиц:
При создании юр. лица разрабатыв. учредительные докум. (учредительный договор или устав либо и то, и другое). Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). В них должны быть определены наименов. юр. лица, место его нахожд., порядок управления его деятельн. и т.д.
В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
Учредительный договор должен включать обязательство о создании юр. лица, в том числе порядок совместн. деятельн. по его созданию, услов. передачи в собственность юр. лица имущ. создателей и участие в его деятельности. В учредит. договоре также фиксируются условия и порядок распреде-ления прибыли и убытков между учредителями, порядок уп-равления деятельностью юр. лица, условия выхода из соста-ва учредителей. Изменения, внесенные в учредит. докумен-ты, приобретают силу для третьих лиц с момента гос. регис., а в случаях, установленных законом, - с момента уведомле-ния органа, осущ. такую регистр., о внесенных изменениях. Для юр. лица и его учредителей такие изменения обязатель-ны с момента их внесения в учредит. документы.
43. Реорганизация юридических лиц: способы, основания и порядок. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Прекращение юр. лиц осущ. путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними закл. в том, что при ре-организации происх. правопреемство, а при ликвидац. нет. В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юр. лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юр. лиц присоединяются к другому), разделение (юр. лицо делится на два и более юр. лиц), выделение (из юр. лица выделяется одно или неск. юр. лиц; при этом юр. лицо, из кот. произошло выделение, продолж. существов.), преобразование (измен. организацион.-правовой формы юр. лица). Реорганизация юр. лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осущ. по решению его учредителей либо органа юр. лица, упол-номоченного на то учредите. документами. В случаях, уста-новленных законом, реорганизация юр. лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или неск. юр. лиц осущ. по решению уполномоченных гос. органов или по решению суда. Если учредители юр лица, не осущ реорганизацию юр лица в срок, опред. в решении уполном. гос. органа, суд по иску указанного гос. органа назначает внешнего управляющего юр. лицом и поручает ему осущ. реорганизацию этого юр. лица. Юр. лицо считается реорга-низованным, за искл. случаев реорганиз. в форме присоеди-нения, с момента гос. регист. вновь возникших юр. лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации
На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом
Указанные в настоящем пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.
Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией
В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.
В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения
Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
44. Ликвидация юридических лиц: основания и порядок.
Прекращение юр. лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации нет. Ликвидация юр. лица – прекращ. юр. лица, при кот. не возникают новые юр. лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликв. проводится по решению учредителей или органа юр. лица, уполномоч. на то учредит. документами по любому основа-нию, в том числе в связи с истечением срока, на кот. оно было создано, или достижением цели создания или с приз-нанием судом регистрации недействит.. Принудительная ликв. осущ. по решению суда в случаях осущ. деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов либо при систем.осуществлении общ. или религиозн. организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Для ликв. предусмотрена опред. процедура. Начин. она с того, что учредители юр. лица или орган, принявший соотв. решение, незамедлит. направл. письменное сообщ. о предстоящей ликвидации органу, осущ. гос. регистрацию юр. лиц (п. 1 ст. 62 ГК). Назнач.ликвидационной комиссии, её персональный состав, а также порядок и сроки ликв. дол-жны быть соглас. с органом, осущ. гос. регист. юр. лиц. С момента назначения ликвид. комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
(в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.