Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации

10.3. поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.

Задание № 1

Отразить данную ситуацию в учете ООО «Сатурн».

Торговая организация ООО «Сатурн» реализует оптом строительные материалы. В январе 2012 г. она получила по договору поставки партию краски, предназначенной для продажи, - 200 банок. Учетной политикой ООО «Сатурн» предусмотрено, что учет товаров ведется по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски – 170 руб.

Затраты ООО «Сатурн», связанные с приобретением данной партии товаров, составили:

1. Стоимость краски согласно договору купли-продажи – 33040 руб. (в т.ч. НДС – 5040 руб.);

2. Стоимость услуг посредника – 1652 руб. (в т.ч. НДС – 252 руб.).

Решение:

Журнал хозяйственных операций ООО Сатурн»

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
1. Отражена стоимость поступившей краски
2. Отражен НДС
3. Отражены услуги посредника
4. Отражен НДС
5. Оприходована краска по учетным ценам
6. Отражено отклонение между фактической и учетной ценой

Задание № 2

Рассмотреть хозяйственную ситуацию, дать ее нормативное обоснование. Отразить операции на счетах бухгалтерского учета, определить себестоимость единицы приобретаемого товара, торговую выручку за месяц.

Торговая организация приобрела у макаронной фабрики 500 кг вермишели по 10руб. за 1 кг по накладной №1547 от 04.03.2012 г. Цена указана без НДС 10%. Согласно учетной политике организации, в цену товара включаются транспортные расходы по доставке товара от поставщика до склада организации. Партию вермишели доставила автотранспортная организация, с которой у торговой организации есть договор на транспортное обслуживание. Торговая организация заплатила за доставку партии макарон 1180 руб., в том числе НДС 18%. Продажная цена на вермишель установлена 15,4 руб., включая НДС 10%. В течение месяца было отпущено и продано: ООО «Восток» - 100 кг вермишели по накладной №15 от 04.03.2012 г.; АО «Север» – 250 кг вермишели по накладной №24 от 29.03.2012 г.

Решение:

Журнал хозяйственных операций

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма Дебет Кредит
1. Отражена стоимость поступившей вермишели
2. Отражен НДС
3. Отражены транспортные услуги
4. Отражен НДС
5. Отражена реализация ООО «Восток» 90.1
6. Отражен НДС 90.3
7. Списана себестоимость вермишели 90.2
8. Определен финансовый результат 90.9
9. Отражена реализация АО «Север» 90.1
10. Отражен НДС 90.3
11. Списана себестоимость вермишели 90.2
12. Определен финансовый результат 90.9

Задание № 3

Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав при необходимости ссылку на соответствующий нормативный акт, подтверждающий правильность ответа.

1. Основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации в случае, когда количество и (или) качество тары не соответствует сопроводительным документам, выступает:

1.1. сличительная ведомость по товарно-материальным ценностям (форма №ИНВ-19);

1.2. акт об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2);

1.3. ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26).

2. В организациях оптовой торговли упаковка, в которой находится поступивший от поставщика товар:

2.1. является неотъемлемой частью продаваемого товара и при оприходовании включается в фактическую себестоимость товара;

2.2. учитывается в составе материалов и включается в отгрузочные документы отдельной строкой;

2.3. учитывается в составе тары под товаром и оплачивается покупателем отдельно.

3. В розничной торговле товары, учитываемые по продажным ценам, показываются в бухгалтерском балансе:

3.1. по продажным ценам, включая НДС;

3.2. по покупным ценам, включая НДС;

3.3. по продажным ценам, за исключением НДС;

3.4. по покупным ценам, за исключением НДС.

4. Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров:

4.1. По стоимости приобретения или продажной (розничной) стоимости;

4.2. Только по стоимости приобретения.

5. При зачете недостач излишками по пересортице превышение стоимости недостающих ценностей над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, если виновники пересортицы не установлены, должно быть отнесено на:

5.1. прочие расходы;

5.2. материально-ответственное лицо;

5.3. издержки обращения.

6. Если договор с поставщиком содержит условие, что право собственности на товар переходит к покупателю в момент оплаты товара, то при поступлении неоплаченного товара его стоимость отражается в бухгалтерском учете покупателя:

6.1. Дт002;

6.2. Дт41 Кт60 - в условной оценке;

6.3.не производится никаких бухгалтерских записей, принятый товар не принимается на учет до момента оплаты.

7. Результаты инвентаризации товаров отражаются в учете и отчетности:

7.1. того месяца, который следует за месяцем проведения инвентаризации;

7.2. того месяца, в котором закончена инвентаризация;

7.3. того месяца, в котором начата инвентаризация.

8. В бухгалтерском учете торговых организаций расходы на рекламу включаются в состав расходов на продажу:

8.1. в размере, не превышающем одного процента выручки;

8.2. без ограничений;

8.3. кроме расходов на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.

9. Договор розничной купли-продажи имеет следующую особенность:

9.1. должен быть заключен в письменной форме;

9.2. применение при расчетах контрольно-кассовых машин является обязательным;

9.3. передаваемый товар предназначается для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

10. На сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, должна быть сделана запись:

10.1. Дт90 Кт42;

10.2. Дт90 Кт42 (сторно);

10.3. Дт42 Кт90.

Задание № 1

Отразить хозяйственные операции в бухгалтерском учете ООО «Сатурн» за 1 и 2 квартал.

ООО «Сатурн» продает товары оптом. При этом с несколькими покупателями заключены договоры, предусматривающие особый переход права собственности.

В 1 квартале ООО «Сатурн» отгрузило покупателям товары:

- по обычным договорам купли-продажи на сумму 2360000руб., в т.ч. НДС 360000руб., себестоимость товаров 1500000руб.;

- по договорам с условием перехода права собственности в момент оплаты – на сумму 590000руб., включая НДС 90000руб., себестоимость этих товаров 300000руб.

Оплата от покупателей по договорам с особым порядком перехода права собственности поступила только во 2-м квартале.

Решение:

Учетная политика ООО «Сатурн»: выручка в целях исчисления прибыли определяется методом начисления. Для исчисления НДС используется метод « по отгрузке».

Бухгалтер ООО «Сатурн» делает следующие записи:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
В 1 квартале
90-1 2 360 000 Отражена выручка от реализации товаров;
90-3 360 000 Начислен НДС с реализации товаров;
90-2 1 500 000 Списана себестоимость товаров на реализацию;
300 000 Отгружены товары покупателям с особым переходом права собственности
90-9 500 000 Заключительными оборотами списан финансовый результат от реализации товаров.
Во 2 квартале
590 000 Поступила оплата по договорам с особым переходом права собственности на товары
90-1 590 000 Отражена выручка от реализации товаров;
90-3 90 000 Начислен НДС;
90-2 300 000 Списана себестоимость товаров на реализацию;
90-9 200 000 Списан финансовый результат от продажи товаров по договорам с особым переходом права собственности;

Задание № 2

Рассмотреть хозяйственную ситуацию, дать ее нормативное обоснование. Отразить хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета, составив журнал хозяйственных операций отдельно за каждый месяц. Рассчитать сумму реализованного наложения различными способами, если используется количественно-суммовой или суммовой метод учета товаров. Расчет суммы реализованного наложения каждым из способов оформить отдельно. Определить остаток товаров на конец каждого месяца.

Розничный магазин не является плательщиком НДС и ведет учет товаров по продажным ценам. За апрель в магазин поступило 200 столов по цене 960 руб. за единицу. Остатка товара на 1 апреля в магазине не было. Торговая надбавка на единицу товара (один стол) установлена 240 руб. В апреле было продано 120 столов. В мае в магазин поступило 100 полок по цене 900 руб. за единицу. Торговая надбавка на одну полку установлена 200 руб. в мае продано 30 столов и 50 полок.

Решение:

При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. Наиболее распространенными способами расчета валового торгового дохода являются:

исчисление по общему товарообороту;

исчисление по ассортименту товарооборота;

исчисление по ассортименту остатка товаров;

исчисление по среднему проценту.

При способе расчета по общему товарообороту валовой доход (ВД) определяют по формуле:

ВД = Т х РН : 100, где

Т – общий товарооборот;

РН – расчетная торговая надбавка.

В свою очередь, торговая надбавка рассчитывается по формуле:

РН =ТН : (100+ ТН), где ТН – торговая надбавка в процентах.

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в случае применения ко всем товарам одинакового процента торговой надбавки в течение отчетного периода. Если процент торговой надбавки изменялся, то определяют частные товарооборота по каждому периоду с одинаковым процентом торговой надбавки.

В основе расчета валового дохода по среднему проценту лежит расчет средней торговой наценки по реализованным товарам. При этом средняя торговая наценка (П) рассчитывается по формуле:

П = (ТНн + ТНп – ТНв) : (Т + OK) x 100, где

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода;

ТНп – торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период:

ТНв – торговая надбавка по товарам, выбывшим за учетный период (возврат поставщику, списание);

ОК – остаток товаров на конец отчетного периода.

На основе рассчитанной средней наценки, учитывая товарооборот по продажным ценам, возможно определить валовой доход:

ВД = Т х П : 100.

Реализованная торговая наценка списывается методом красного сторно проводкой:

Дт 90 "Продажи"

Km 42 – 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".

Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 "Продажи" образуется (как и при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.

Приведенный способ расчета валового дохода прост, но неточен. Сумма торговой надбавки получается больше или меньше действительной ее величины. Если, например, по сравнению со средним процентом, в числе реализованных, преобладают товары с большим процентом надбавки, а в остатке преобладают товары с меньшим размером надбавки, то сумма валового дохода будет занижена.

Уточняют сумму торговой надбавки при проведении инвентаризации, проставляя против каждого наименования товара размер торговой надбавки в процентах. Умножив торговую надбавку, а вернее ее размер на суммы по каждому наименованию товаров и подсчитав общую сумму по инвентаризационной описи, сопоставляют ее с суммой, отраженной в учете на субсчете 42 – 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)". При этом если фактическая скидка по описи меньше, чем отражено в учете, то разность корректируют сторнировочной записью (красное сторно):

Дт 90 "Продажи"

Km 42 – 1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".

Что касается расчета валового дохода по ассортименту товарооборота, то он используется, если для различных групп товаров применяются различные размеры торговой надбавки. Этот способ предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых состоит из товаров с одинаковой надбавкой.

Валовой доход (ВД) при этом определяется по формуле:

ВД = (Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + ... + Тn х РНn) : 100, где

Тn – товарооборот по группам товаров;

РНn – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Наиболее точным по сравнению с методом расчета по среднему проценту является метод расчета валового дохода по ассортименту остатка товаров. Но для этого необходимо на конец каждого отчетного месяц проводить инвентаризацию. Следует отметить, что и в розничной торгов ле можно вести учет товаров и по наименованиям, но для этого при про даже товаров населению в розницу необходимо составлять документы указанием наименования и количества товаров, что на практике нецеле сообразно. Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле:

ВД = ТНн + ТНп – ТНв – ТНк.

Журнал хозяйственных операций за апрель

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дт Кт
За апрель в магазин поступило 200 столов по цене 960 руб. за единицу.
Торговая надбавка на единицу товара (один стол) установлена 240 руб.
В апреле было продано 120 столов. 90/2 90/5 90/9 90/1

Журнал хозяйственных операций за май

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дт Кт
В мае в магазин поступило 100 полок по цене 900 руб. за единицу.
Торговая надбавка на одну полку установлена 200 руб.
В мае продано 30 столов и 50 полок. 90/2 90/5 90/9 90/1

Задание № 3

Ответить на приведенные ниже тесты, выбрав один из предложенных вариантов ответов и сделав при необходимости ссылку на соответствующий нормативный акт, подтверждающий правильность ответа.

1. Указать проводки, отражающие продажу и списание товаров, учтенных по покупным ценам. Торговой организацией получена прибыль:

1.1. Дт50 Кт90, Дт90 Кт68, Дт90 Кт41; Дт90 Кт99;

1.2. Дт62 Кт90, Дт90 Кт68, Дт90 Кт42 (сторно); Дт90 Кт41; Дт90 Кт99;

1.3. Дт62 Кт90, Дт90 Кт68, Дт90 Кт41; Дт99 Кт90.

Ответ : 1.3

2. Транспортные расходы, включенные в счет поставщика, отражаются записью:

2.1. Дт41 Кт60;

2.2. Дт76 Кт60;

2.3. Дт44 Кт60;

2.4. Дт15 Кт60.

Ответ: 2.2

3. Форма ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров» применяется:

3.1. для оформления поступления товара, имеющего количественные и (или) качественные расхождения по сравнению с данными, указанными в сопроводительных документах;

3.2. для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора;

3.3. для оформления и принятия к учету товаров по неотфактурованным поставкам.

Ответ: 3.2

4. Товарные потери подразделяют на:

4.1. Прогнозируемые и непрогнозируемые;

4.2. Нормируемые и ненормируемые;

4.3. Нормируемые, ненормируемые и непрогнозируемые.

Ответ: 4.2

5. Распространяются ли нормы естественной убыли на товары, находящиеся в стеклянной таре:

5.1. Да, во всех случаях;

5.2. Только в силу форс-мажорных обстоятельств;

5.3. Только в случае, если при проверке остатков товаров будет выявлена недостача как результат боя тары.

Ответ:5.1

6. Списание завеса тары может осуществляться за счет:

6.1. Поставщика или торговой организации;

6.2. Виновного лица или торговой организации;

6.3. Поставщика, виновного лица или торговой организации.

Ответ: 6.1

7. Товары, находящие на ответственном хранении, отражаются при инвентаризации:

7.1. в общей описи;

7.2. в отдельной описи;

7.3. согласно учетной политике организации.

Ответ: 7.2.

8. Обязанностью комитента по договору комиссии не является:

8.1. возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы;

8.2. уплатить комиссионное вознаграждение комиссионеру;

8.3. представить комиссионеру отчет о переданных на комиссию товарах.

Ответ: 8.1

9.Если торговая организация ведет учет товаров по продажным ценам, от списание проданных товаров отражается проводками :

9.1. Дт90-2 Кт41-2;

9.2. Дт90-2 Кт41-2; Дт90-2 Кт42(сторно)

9.3. Дт90-2 Кт41-2; Дт42 Кт41-2

Ответ: 9.3

10. Продажа товаров по договору поставки, если договором предусмотрен обычный порядок перехода права собственности на товары, отражается в учете на основании:

10.1. документов на отгрузку товаров;

10.2. выписок банка по расчетному счету или отчетов кассира;

10.3. документов на отгрузку товаров и выписок банка по расчетному счету или отчетов кассира.

Ответ: 10.1

Наши рекомендации