Описание предметной области
У людей(Sобщ) существует естественная потребность (Uпродукты) в продуктах питания. Проблема (Wсис) заключается в необходимости организации предоставления необходимых продуктов питания. Следовательно, перед системой стоит цель(Zсис.) – создание и поддержание системы обеспечения общества в продуктах питания(Sобщ), сети супермаркетов, магазинов, которые оказывали бы услуги по продаже продуктов населению.
Главной функцией системы «Продуктового магазина» является удовлетворение потребностей населения, т.е. оказывание услуг по продаже продуктов питания населению.
Основной целью продуктового магазина является удовлетворение потребностей людей в продуктах питания. В рамках данной цели, основной задачей является сбытовая деятельность магазина, которая заключается в работе продавцов с покупателями и поставщиками. Задачей продавцов является определить, в каких продуктах питания нуждается потребитель и оформить заказ на эти продукты.
В организации работает два типа работников: управленцы, технические работники. Во главе управления продуктовым магазином находится директор, у которого в прямом подчинении находятся бухгалтер и администратор. В свою очередь администратор руководит продавцами.
Каждый сотрудник магазина выполняет свои функции.
Директор принимает решения по оперативному управлению магазином: заключает договора, издает приказы и распоряжения.
Бухгалтер осуществляет организацию бух. учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Администратор организует бесперебойную работу предприятия (осуществляет контроль над соответствующим оформлением торгового зала, размещение и обновление рекламы, контроль выхода на работу сотрудников магазина и др.)
Продавец осуществляет финансовые операции в торговом зале (осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств; составляет кассовую отчетность). Также он осуществляет осмотр точек продажи и вывоз продукции в торговый зал, выкладка продукции, размещение ценников и оформление соответствующей документации.
Деятельность данного магазина можно условно разбить на 3 основных бизнес-процесса: управление заказами, управление продажами, оперативный учет .
Каждая из этих составляющих представляет собой некоторый процесс на предприятии, который решает определенный круг задач и проходит разные этапы принятия решений, связанных с эффективным управлением предприятием розничной торговли.
Управление заказами заключается в учете поставок от поставщиков и оприходовании товара. Поступающий товар проверяется продавцом по накладной, бракуется испорченный или просроченный товар, составляется акт разногласий и отправляется поставщику. При оприходовании товара производится расчет розничной цены и присвоении кода каждому товару.
Если рассматривать бизнес-процесс управление продажами, то можно заметить, что входным документом является накладная от продавца. По накладным продавец формирует полный список поступивших товаров и включает их в номенклатуру торгового зала, а в процессе продажи из номенклатуры автоматически удаляется информация о проданном товаре и по окончании рабочего дня продавцом формируется отчет по кассовой книге. Проведение инвентаризации администратором позволяет выявить акт нехватки или излишек товаров и создать список товаров для возврата их на склад. По факту завершения инвентаризации формируется отчет для оперативного учета. Процесс возврата товаров проходит либо на основании заявления покупателя о некачественном товаре, либо на основе списка товаров, составленного по итогам инвентаризации. При возврате товаров администратор составляет акт о возврате товаров на склад, а продавец составляет расходно-кассовый ордер и производит возврат по кассовой книге.
Целевая декомпозиция существующей информационной системы