Лекция 10. Государственный кредит. Государственный долг

1. Экономическая сущность, функции и основные формы государственного кредита.

2. Государственный долг и управление им.

3. Государственный долг Республики Беларусь.

1. Экономическая сущность, функции и основные формы государственного кредита. Государственный кредит – самостоятельное звено финансовой системы государства, которое обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и обладает такими чертами, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

Государственный кредит – одна из форм кредитных отношений, поэтому имеет следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица – кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для неинфляционного финансирования государственного долга, регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка, покрытия бюджетного дефицита без использования денежной эмиссии. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

Классификации государственного кредита:

а) по эмитентам: размещаемые центральными органами управления; размещаемые территориальными органами управления;

б) по месту размещения: внутренние и внешние;

в) в зависимости от обращения на рынке: рыночные, нерыночные;

г) по срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

д) по обеспечению долговых обязательств: закладные, беззакладные;

е) по характеру выплачиваемых доходов: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

ж) в зависимости от метода определения доходов: долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом;

з) по условиям сроков погашения займа: обязательства с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения;

и) по методу размещения: добровольные размещаемые, по подписке, принудительные.

Функции государственного кредита:

1) распределительная функция – формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, что обеспечивает дополнительный приток финансовых ресурсов, поскольку займы – это второй после налогов метод финансирования расходов бюджета;

2) регулирующая функция выражается в активном воздействии на макроэкономические показатели общества, поскольку государственный кредит является инструментом финансовой политики государства и влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость;

3) контрольная функция связана с деятельностью и контролем государства над состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль над правильностью и эффективностью кредитных операций осуществляют финансовые и кредитные уполномоченные органы.

2. Государственный долг и управление им.Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних. Государственный долг играет существенную роль в макроэкономической системе государства, т. к. он влияет на государственные финансы, денежное обращение, инвестиционный климат, структуру потребления и развитие международного сотрудничества.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

1) внутренний долг – задолженность владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте;

2) внешний долг – задолженность другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счет экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Причины государственного долга: трудные периоды для экономики: войны, спады и т. д.; политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита; дефицит бюджета; экономический кризис и др.

Последствия государственного долга: переложение налогового бремени на будущие поколения; перераспределение доходов среди населения; сокращение частных инвестиций; ослабление суверенитета государства; подрыв трудовых стимулов из-за роста налогообложения; рост инфляционных процессов из-за дополнительного выпуска денег.

Для сравнения приведем данные МВФ за 2011 г. о размерах государственного долга некоторых стран в процентах от их ВВП: Кувейт – 7,4 %, Саудовская Аравия – 7,5 %, Узбекистан – 9,1 %, Россия – 9,6 %, Казахстан – 11 %, Азербайджан – 10 %, Франция – 75 %, Германия – 83 %, Португалия – 97 %, Италия – 118 %, Греция – 153 %, США – 73 %.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97 %, во Франции – 96 %, в Италии – 90 %, в Японии – 87 %.

Государственный долг необходимо обслуживать. Обслуживание долга – своевременная уплата процентов и платежи в счет погашения основной суммы долга. Если долг является долгосрочным, его обслуживание в значительной мере состоит из процентных платежей. При краткосрочном долге подавляющая часть платежей в связи с обслуживанием долга приходится на погашение основной суммы.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основные цели управления государственным долгом: сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне; сохранение стоимости обслуживания государственного долга; обеспечение исполнения обязательств в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Источники погашения государственных займов: доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; дополнительные налоги; экономия средств от сокращения расходов; эмиссия денег; привлечение новых займов (рефинансирование долга).

Методы управления государственным долгом:

– рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

– конверсия – замена ранее выпущенных государственных займов новыми с целью удлинения сроков кредита и изменения размера заемного процента, как правило, его понижением;

– консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками (увеличение срока действия уже выпущенных займов);

– отсрочка погашения и аннулирования займов;

– определение условий и выпуска новых займов;

– реструктуризация – погашение долговых обязательств с согласия кредиторов с рассрочкой платежа или установлением иных условий обслуживания долга и сроков погашения, списание части долга.

4 основные схемы реструктуризации долга:

1) обмен долговых обязательств на другие (схема «облигации – облигации»);

2) обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации (схема «облигации – акции»);

3) досрочный выкуп долговых обязательств с дисконтом (схема «выкуп»);

4) списание части долговых обязательств.

3. Государственный долг Республики Беларусь. Проблема государственного долга является одной из самых насущных в Беларуси, поскольку его превышение над ВВП более чем в 2,5 раза (или 60 % от ВВП) считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита и долга служат Закон «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (2008 г.), Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» (2006 г.), Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и др. Данными документами регламентируется предельный объем государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований на финансовый год в стране.

Для Республики Беларусь на 1 января 2012 г. государственный долг составлял 53,2 % общего объема валового внешнего долга. Отношение внешнего государственного долга к ВВП – 16,5 % (пороговое значение по национальному стандарту – 20 %, по международному – 50 %); отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг – 1,3 % (пороговое значение по национальному стандарту – 10 %, по международному – 25 %); отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг – 31,8 % (при лимите 220 %). Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

Наибольший вклад во внешний долг Беларуси вносят нефинансовые организации и домашние хозяйства. Их задолженность в 2011 г. увеличилась на 31,1 %, достигнув 14 070,3 млн USD (41,3 % валового внешнего долга страны). В данную задолженность входят торговые кредиты в размере 8 665,1 млн USD, иностранные кредиты и займы, в т. ч. полученные от прямых иностранных инвесторов на 5 403,8 млн USD. Одной из причин государственного долга является нехватка финансовых ресурсов в свободной конвертируемой валюте из-за отрицательного сальдо внешнеторгового оборота в течении ряда последних лет, а также снижения темпов и объемов роста производства до 105,5 %. Пиковые нагрузки по возврату государственного долга страны приходятся на 2013–2014 гг., когда придется вернуть почти 6 млрд USD. В это время придется погашать основную часть кредита МВФ и первый выпуск еврооблигаций страны. В настоящее время Правительство предпринимает необходимые меры по урегулированию данного вопроса с учетом социальной ориентированности государства и выполнения условий Государственной программы социально-экономического развития на 2010–2015 гг.

Наши рекомендации